ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-36/2016 от 03.02.2016 Воротынского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2016 года. р.п.Воротынец.

Воротынский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Гурьевой Е.В.,

при секретаре Кружковой И.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Воротынского района Нижегородской области Карогина Д.И., представителя административного ответчика - органа опеки и попечительства Воротынского района Управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области Карзаковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-36/2016 по административному исковому заявлению

И.о. прокурора Воротынского района Нижегородской области, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к органу опеки и попечительства - управлению образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести контрольное обследование условий жизни несовершеннолетнего,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Воротынского района Нижегородской области обратился в Воротынский районный суд Нижегородской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к органу опеки и попечительства - Управлению образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести контрольное обследование условий жизни несовершеннолетнего, указав, что прокуратурой района проведена проверка законности установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, а также устройстве их в семью в органе опеки и попечительства - Управлении образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области. В ходе которой установлено, что постановлением администрации <адрес> от 23.10.2015 года над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека по договору о приемной семье. В нарушение п.4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г. № 423, органом опеки и попечительства в установленные сроки не проводилась проверка условий жизни несовершеннолетнего подопечного ФИО1, чем нарушены его права, предусмотренные ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации, что создает возможность ненадлежащего исполнения опекунам своих обязанностей в виду отсутствия контроля. Прокурор Воротынского района Нижегородской области просил:

- признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства - Управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области;

- возложить на орган опеки и попечительства - Управление образования и молодежной политики обязанность провести контрольное обследование условий жизни несовершеннолетнего;

Представитель административного истца - помощник прокурора Воротынского района Нижегородской области Карогин Д.И. пояснил, что в декабре 2014 года прокуратурой района проводилась проверка исполнения законодательства об опеки и попечительстве. В соответствии с требованиями законодательства, при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: - 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. При проведении проверки было выявлено, что над несовершеннолетним ФИО1 23.10.2015г. была установлена опека по договору о приемной семье. До 23.11.2015 года орган опеки и попечительства Воротынского района должен был проверить подопечного и составить акт о посещении, однако этого сделано не было. Орган опеки и попечительства - Управление образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области проявил бездействие, поэтому просят удовлетворить заявленные требования, возложить на административного ответчика обязанность устранить выявленное нарушение в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика органа опеки и попечительства - Управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области Карзакова И.Ю. пояснила суду, что действительно своевременно они не выполнили требования законодательства о посещении подопечного в установленные сроки, в виду загруженности. В настоящее время она посетила несовершеннолетнего ФИО1 в приемной семье, но акт о посещении ею не составлен. Иных документов подтверждающих исполнение требований административного искового заявления у неё нет.

Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.7,38,46,132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ст.34 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы по организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Аналогичные положения содержаться в ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Статьями 14.1,15.1, 16.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрены права органов местного самоуправления на участие в осуществлении деятельности по опеки и попечительству.

В соответствии со ст.6 ч.1,2 Федерального закона Российской Федерации от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.1).

Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства (п.1.1).

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч.2).

Статьей 1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», определено, что органы местного самоуправления наделаются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан: организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Согласно Положению об Управлении образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Воротынского района Нижегородской области от 24 июня 2011 года № 56, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Воротынского района, возложены на Управление образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (п.28).

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно свидетельству о рождении серии , выданному отделом ЗАГС администрации <адрес> республики, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.8).

В соответствии с решениями <данные изъяты> суда <адрес> от 02 июня 2015 года, от 28 августа 2015 года родители несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО2 и ФИО3 лишены в отношении него родительских прав (л.д.9-11,12-15).

Суду представлено постановление администрации <адрес> республики от 23.10.2015г «Об установлении опеки над малолетним ФИО1», в соответствии с которым ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан оставшимся без попечения родителей. Его опекуном назначен ФИО4 на возмездной основе (л.д.16).

Из постановления администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области от 23.10.2015г, договора о приемной семье от 23.10.2015г, следует, что ФИО1 поставлен на учет в органе опеки и попечительства Воротынского района; заключен договор о приемной семье по воспитанию малолетнего ФИО1 (л.д.17,18).

Согласно приказу -ОД от 27.10.2015г Управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, обязанности по проведению проверки условий жизни малолетнего ФИО1, соблюдения приемными родителями прав и законных интересов малолетнего, обеспечение сохранности его имущества, а также выполнения приемными родителями требований к осуществлению своих прав и исполнению обязанностей возложены на главного специалиста РУО и МП Карзакову И.Ю. (л.д.20).

В силу ст.24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей (ч.1).

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (ч.2).

Пунктами 2,3,4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», установлено, что в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (п.2); плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки (п.3); при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (п.4).

Из акта проверки от 18.12.2015г прокуратурой Воротынского района Нижегородской области, следует, что контрольное обследование условий жизни малолетнего ФИО1, воспитывающегося в приемной семье не проведено (л.д.22).

Таким образом, судом установлено, что на момент проведения прокурорской проверки в органе опеки и попечительства - Управлении образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, контрольное обследование опекаемого, в установленные законодательством сроки, проведено не было, не проведено оно и на момент рассмотрения данного дела. Доводы представителя административного ответчика Карзаковой И.Ю. о том, что ею осуществлена поверка условий жизни малолетнего, не могут быть приняты во внимание, поскольку суду не представлены доказательства проведения указанной проверки. На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления. Бездействия органа опеки и попечительства являются незаконными, поскольку противоречат выше указанным нормам законов.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти. Органа местного самоуправления. Иного органа. Организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы. Созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Не проведение органом опеки и попечительства района проверки условий жизни малолетнего ФИО1 нарушает его права, предусмотренные ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации, создает возможность ненадлежащего исполнения опекуном своих обязанностей в виде отсутствия контроля.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.7,38,46,132 Конституции Российской Федерации, ст.14.1,15.1,16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», п.2,3,4 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности из имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», ст.ст.6,24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», ст.34 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.121,148 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление и.о. прокурора Воротынского района Нижегородской области, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к административному ответчику органу опеки и попечительства - Управлению образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести контрольное обследование условий жизни несовершеннолетнего - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства - Управления образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в ненадлежащем контроле за условиями жизни малолетнего ФИО1, находящегося под опекой в приемной семье, а именно, в не проведении, в установленный законом месячный срок со дня установления опеки проверки условий жизни несовершеннолетнего.

Обязать - орган опеки и попечительства Воротынского района - Управление образования и молодежной политики администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области провести контрольное обследование условий жизни малолетнего ФИО1 в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить административному истцу и в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

СУДЬЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2016 года.

СУДЬЯ