ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-36/2021 от 26.06.2010 Нерчинско-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-36/2021

75RS0030-01-2021-000118-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нерчинский Завод 07 апреля 2021 года

Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,

при секретаре судебного заседания Распоповой В.В.,

с участием представителя административного истца Первухина Е.А. – Колябина Р.А., представившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования от 26 июня 2010 года регистрационный №56333, ВСГ 4637321, доверенность №2/21 от 23 марта 2021 года,

представителя административного ответчика председателя Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края Вострецовой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края Первухина Евгения Александровича к Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края (далее по тексту Совет МР «Нерчинско-Заводский район») о признании решения Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 24 февраля 2021 года №398 «Об отчете главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» за 2020 год» незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Глава муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Первухин Е.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 24 февраля 2021 года решением Совета МР «Нерчинско-Заводский район» №398 работа главы МР «Нерчинско-Заводский район» и деятельность администрации района признана неудовлетворительной. Указанное решение находит незаконным и просит суд признать его таковым, поскольку: в решении не указаны причины признания деятельности главы района неудовлетворительной; решение принято с нарушением абз.2 п.4.2 «Положения о ежегодном отчете главы МР «Нерчинско-Заводский район», утв. решением Совета МР «Нерчинско-Заводский район» от 27 декабря 2010 года №158 (15% от числа присутствующих депутатов Совета проголосовало за неудовлетворительную оценку деятельности главы района); депутат Вострецова В.Б. проголосовала за оценку «неудовлетворительно» после окончания заседания Совета и голосования; депутаты Анганзорова О.С., Беспоясова Л.В., Карелина В.А. отсутствовали на заседании Совета и в нарушение абз.2 п.4.2 вышеназванного Положения проголосовали за «неудовлетворительную» оценку деятельности главы района; представленные главой муниципального района изменения в бюджет на 2020 год приняты Советом, утвердившим их без замечаний; за 2020 год Нерчинско-Заводским районом в рамках исполнения бюджета выполнены все обязательства; деятельность Нерчинско-Заводского района администрацией Забайкальского края признана положительной ввиду исполнения всех обязательств и поручений губернатора Забайкальского края. Считает, что неудовлетворительная оценка деятельности главы и администрации района негативно скажется на предстоящих выборах депутатов в Государственную Думу РФ и сможет скомпрометировать действующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в период выборов депутатов Совета МР «Нерчинско-Заводский район» в сентябре 2021 года.

В судебное заседание административный истец Первухин Е.А. при надлежащем извещении не явился.

Представитель административного истца Колябин Р.А. административный иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить ввиду нарушения порядка голосования.

Представитель административного ответчика Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Вострецова В.Б. в судебном заседании административный иск не признала. В дополнение пояснила, что заявление о заочном голосовании писали всегда, и это законом делать не запрещено. Тот факт, что Регламент Совета МР «Нерчинско-Заводский район» не дает право голосовать заочно она знает, но жизненные обстоятельства не всегда дают возможность собраться депутатам и проголосовать лично. Депутат Карелтина В.А. не участвовала в голосовании из-за погодных условий. Остальные депутаты, не явившиеся на сессию, были извещены по телефону специалистом. Из 14 депутатов участвовали в голосовании 7, из которых за удовлетворительную оценку работы главы района проголосовало 4 депутата; за неудовлетворительную оценку один депутат; воздержались двое, в том числе она сама. Мнение троих депутатов Анганзоровой О.С., Беспоясовой Л.В., Карелиной В.А., присутствовавших ранее на комитетах, учтено на основании представленных заявлений. Считает решение Совета законным, принятым на основании положения п.4.2 Регламента Совета МР «Нерчинско-Заводский район».

Свидетель Свидетель №3 в судебном заседании пояснила, что с 19 августа 2018 года исполняет обязанности депутата Совета МР «Нерчинско-Заводский район». Заявление от 20 февраля 2021 года ей дала подписать ФИО8 позже, то есть после голосования на 40 сессии 6 созыва Совета МР «Нерчинско-Заводский район». Заявление было уже с готовым текстом, которое она подписала. На сессию она прибыть не смогла из-за погодных условий. Все вопросы, поставленные на повестку сессии она знала, так как присутствовала на комитетах. Поэтому за работу главы района проголосовала «против».

Могла ли она голосовать заочно, не знает, но так было принято, если по объективным причинам лично участвовать в голосовании не получается.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что на протяжении трех лет исполняет обязанности депутата Совета МР «Нерчинско-Заводский район». Заявление от 20 февраля 2021 года ей дала подписать ФИО8, так как на сессию она прибыть не смогла по причине выезда за пределы МР «Нерчинско-Заводский район». Все вопросы, поставленные на повестку сессии она знала, так как присутствовала на комитетах. Поэтому за работу главы района проголосовала «против». Могла ли она голосовать заочно, не знает. Обычно депутаты, которые лично участвовать в голосовании не могут пишут заявление и их голос учитывается.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд находит основания для удовлетворения административного искового заявления, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Данное положение во взаимосвязи со ст. 46 Конституции Российской Федерации призвано обеспечить защиту в суде прав и законных интересов граждан, в том числе глав муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.5 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно ч.5.1, ч.6 ст.36 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч.2 ст.74.1 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Как установлено судом, на основании постановления избирательной комиссии муниципального района «Нерчинско-Заводский район» №198-р от 19 сентября 2018 года Первухин Е.А. зарегистрирован Главой МР «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края и с 19 сентября 2018 года приступил к исполнению полномочий.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 36, п. 7 ст. 37 Устава муниципального района «Нерчинско-Заводский район» к компетенции Совета депутатов муниципального района «Нерчинско-Заводский район» относится в том числе контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.4, п.6 ст.24 Устава муниципального района «Нерчинско-Заводский район», глава администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» подконтролен и подотчетен Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район»; представляет Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район», в том числе о решении вопросов, поставленных Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район».

Решением Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» №158 от 27 декабря 2010 года утверждено «Положение о ежегодном отчете Главы МР «Нерчинско-Заводский район» перед Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район».

Деятельность Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» установлена Регламентом, утвержденным решением Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 07 октября 2016 года №6.

Согласно ст.6, ст.7, ст.41, ст.43.2, ст.44, ст.50, ст.67 Регламента Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район», в структуру Совета входят: Председатель Совета, заместитель председателя, секретарь, комитеты.

Формами работы Совета являются заседания, постоянные комитеты, депутатские слушания.

О времени созыва и месте проведения сессии, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета Председатель издает распоряжение, сообщает депутатам и доводит до сведения населения не позднее, чем за пять календарных дней до сессии.

Перед открытием заседания секретарем Совета проводится поименная регистрация депутатов. Заседание Совета проводятся открыто, гласно.

Депутат Совета обязан присутствовать на заседаниях Совета.

О невозможности своего присутствия на заседании Совета, депутат заблаговременно информирует Председателя Совета.

Совет по рассматриваемым вопросам принимает решения открытым или тайным голосованием. Каждый депутат голосует лично.

Результаты голосования фиксируются в протоколе заседания сессии Совета.

Совет в соответствии с Уставом не реже одного раза в год заслушивает отчет главы муниципального района по вопросам, определенным уставом, а также о выполнении принятых решений Совета.

В силу п.2.5 «Положения о ежегодном Отчете Главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» перед Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район»», утв. решением Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» №158 от 27 декабря 2010 года, отчет не может проводиться ранее 20 календарных дней со дня принятия решения Совета о назначении и проведении отчета.

Согласно ч.7 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

В силу п.1, п.4 ст.23 Устава муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Совет состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на срок пять лет.

Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Заседание Совета муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствовало менее 50% от числа избранных депутатов.

Из совокупного анализа приведенных норм следует, что Совет муниципального района «Нерчинско-Заводский район» может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее 2/3 (10 депутатов) от установленной численности депутатов (15 депутатов).

В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. На основании абзаца первого части 11 этой статьи решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.

Следовательно, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию и данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, решением Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 13 ноября 2020 года N381 с депутата Сарафанникова А.Н. сняты полномочия. Обстоятельств, которые позволили бы сомневаться в законности принятого решения Советом, не установлено, и административным истцом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 1.1 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 7, частью 4 статьи 23 Устава муниципального района «Нерчинско-Заводский район», суд пришел к выводу о признании состава депутатов Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» правомочным.

На основании распоряжения Председателя Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» №1 от 10 февраля 2021 года - 24 февраля 2021 года состоялось заседание депутатов Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район», в повестку дня которого включен, в том числе, Отчет главы администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о результатах его деятельности и о результатах деятельности администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» за 2020 год. То есть заседание Совета состоялось ранее, чем это регламентировано Положением об Отчете Главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район». Извещение населения и депутатов о предстоящей сессии происходило посредством опубликования объявления в СМИ – районной газете «Советское Приаргунье» и в сети «Интернет».

Как следует из протокола заседания Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» №40 от 24 февраля 2021 года, на заседании присутствовало семь депутатов: Бахарева С.А., Дружинин С.В., Пахомов В.Н., Шипицын С.М., Кобычева О.В., Беспоясова С.Н., Вострецова В.Б., то есть 50% от числа четырнадцати избранных депутатов.

Установив указанные обстоятельства в контексте положений частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, суд пришел к выводу о правомочности представительного органа названного выше муниципального образования принимать соответствующие решения по поставленным на повестку вопросам, поскольку после сложения депутатом Сарафанниковым А.Н. своих полномочий Совет состоял из четырнадцати депутатов, что в силу указанной выше правовой нормы достаточно для осуществления представительным органом муниципального образования своих полномочий.

То есть при принятии оспариваемого решения на заседании присутствовало необходимое количество депутатов (не менее 50% от избранных) – семь из четырнадцати. После обсуждения отчета главы администрации района проведено открытое голосование относительно оценки деятельности главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» за 2020 год. В ходе открытого голосования по данному вопросу ФИО депутатов, отдавших свои голоса: «за», «против», «воздержался», в протоколе №40 сессии Совета при голосовании не указаны. Из протокола №40 от 24 февраля 2021 года следует - "за" то, чтобы признать работу главы муниципального района удовлетворительной проголосовало четыре депутата (согласно административному исковому заявлению Бахарева С.А., Дружинин С.В., Пахомов В.Н., Шипицын С.М.), "против" - один депутат Кобычева О.В., "воздержалось" – два депутата (Беспоясова С.Н., Вострецова В.Б.), что в судебном заседании представителем административного ответчика не опровергнуто. Также при признании работы главы неудовлетворительной были учтены три голоса отсутствовавших на сессии депутатов: Анганзоровой О.С., Беспоясовой Л.В., Карелиной В.А., изложивших позицию относительно повестки в заявлениях, одно из который (заявление Карелиной В.А.) написано после голосования, что в судебном заседании представителем административного ответчика также не опровергнуто. То есть неудовлетворительной работу главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» за 2020 год путем открытого голосования признал только один присутствовавший на сессии депутат, что в силу п.4.2 «Положения о ежегодном отчете Главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» перед Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район»» свидетельствует о признании работы главы удовлетворительной. Поэтому оспариваемое решение Совета МР «Нерчинско-Заводский район» №398 от 24 февраля 2021 года принято с нарушением порядка подсчета голосов, то есть с нарушением принципа большинства голосов от присутствующих. Следовательно, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Одновременно суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, поэтому доводы представителя административного ответчика относительно мотива принятия такого решения Советом не входят в компетенцию суда по данной категории дел.

На основании статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в пользу Первухина Е.А. подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей за уплату государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края Первухина Евгения Александровича к Совету муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края о признании решения Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 24 февраля 2021 года №398 «Об отчете главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» за 2020 года» незаконным, удовлетворить.

Признать решение Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края от 24 февраля 2021 года №398 незаконным.

Обязать Совет муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Первухина Е.А. посредством принятия мер по пересмотру отчета главы муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Первухина Евгения Александровича перед Советом муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Забайкальского края.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в общественно-политической газете Нерчинско-Заводского района Забайкальского края «Советское Приаргунье».

Взыскать с Совета муниципального района «Нерчинско-Заводский район» в пользу Первухина Е.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий В.А. Былкова