Административное дело № 2а-36/2022
УИД: 66RS0032-01-2021-001236-12
В окончательной форме
решение изготовлено
04 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировград | 21 февраля 2022 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Корюковой Е.С.,
с участием административного истца Ковалева А.В., его представителя Карабаналова С.С., заинтересованного лица Журавлевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Нафиковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-36/2022 по административному исковому заявлению Ковалева А.В. к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Ковалев А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Кировградского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул.***, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка под жилым домом, по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. ***, площадью 907 кв. м.
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства: истец является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 798 кв. м. по адресу г. Кировград, ул. ***. Указанный земельный участок, (ранее кадастровый номер ***), находится в собственности истца с 1995 года. При этом, первоначально предоставленная площадь земельного участка составляла 900 кв. м. На указанном земельном участке истцом возведен и введен в эксплуатацию жилой дом. В 2012 году истцом были заказаны кадастровые работы с целью выделения части земельного участка для размещения вышки сотовой связи. В результате разделения земельного участка с кадастровым номером ***были образованы два участка: с кадастровым номером ***, площадью 31 кв. м. с разрешенным использованием «для размещения объекта связи» и с кадастровым номером ***, площадью 763 кв.м., с разрешенным использованием «под жилой дом индивидуальной жилой застройки». При этом, часть площади земельного участка, находящаяся перед фасадом жилого дома была исключена из состава земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности. В результате этого, площадь земельного участка с кадастровым номером *** стала составлять 763 кв.м, вместо 869 кв.м. При этом истец продолжал открыто использовать и использует в настоящее время часть земельного участка, находящуюся перед фасадом жилого дома и огороженную забором, которая была исключена из его собственности. Для оформления прав на всю фактически занимаемую и используемую прилегающую площадь участка, огороженную забором, истцом были проведены кадастровые работы и составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которого площадь участка составляет 907 кв. м. 01 ноября 2021 года административный истец обратился в Администрацию Кировградского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Однако, административный ответчик Письмом № 121-01-28/7832 от 08 ноября 2021 года отказал в утверждении схемы земельного участка ссылаясь на нарушение при выполнении схемы требований ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.15, 8.18 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, утвержденные решением Думы Кировградского городского округа от 31 октября 2018 года № 134. Так же ответчик указал, что поскольку ширина присоединяемой части земельного участка со стороны улицы Достоевского, составляет более 3 метров (ориентировочно 4,5 метров согласно данным представленной схемы), это не соответствует п.8.18 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, утвержденных решением Думы Кировградского городского округа от 31 октября 2018 года № 134. Истец полагает, что отказ Администрации Кировградского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ч.16 ст. 11.10. Земельного кодекса РФ. Ограничения для образования земельных участков содержаться в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Полагает, что схема расположения земельного участка, представленная ответчику, выполнена в соответствии с требованиями ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Земельный участок расположен в жилой зоне Ж-1, территория земельного участка огорожена забором, участок долгое время используется административным истцом в указанных границах, участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, участок не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства, находится вне границ противопожарной защиты зоны лесов, зоны с особыми условиями использования в границах указанного земельного участка отсутствует. Правилами землепользования и застройки Кировградского городского округа, утвержденных решением Думы Кировградского городского округа от 28 августа 2010 года № 382, установлен Градостроительный регламент для жилой зоны Ж-1. «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа», согласно которого предельный размер земельных участков и параметры разрешенного строительства для данной территории составляет 2500 кв.м., при этом допускается отклонения от представленных параметров в пределах 5%. Площадь земельного участка, согласно представленной административным истцом схеме, не превышает пределов максимального размера и составляет 907 кв.м. Из схемы расположения земельного участка, предоставленного истцом, и карты градостроительного зонирования, не установлено, что образование спорного земельного приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Административный истец Ковалев А.В. и его представитель Карабаналов С.С.в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, дав пояснения, аналогичные административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика администрации Кировградского городского округа Зайцева К.А., действующая на основании доверенности, надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела в суд не явилась, направила в суд телефонограмму с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, а так же направила в суд письменный отзыв, в котором указано, что Ковалеву А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 798 кв. метра, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилой дом индивидуальной жилой застройки, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. 01.11.2021 от Ковалева А.В. поступило заявление об утверждении схемы расположения земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: Свердловская область, город Кировград, улица ***, площадью - 907 кв. м. с учетом палисадника. Письмом от 08.11.2021 № 121-01-28/7832 истцу обоснованно отказано в согласовании данной схемы расположения земельного участка. В представленной административным истцом схеме расположения земельного участка дополнительная площадь, присоединяемая к исходному Земельному участку, фактически является составной частью пространства улицы Достоевского в городе Кировграде. Кроме того Правилами благоустройства установлены требования к параметрам палисадника: высота не более 1 м, ширина не более 3 м (п. 8.18 Правил благоустройства). Вместе с тем, в представленной административным истцом схеме расположения земельного участка ширина присоединяемой части земельного участка со стороны улицы Достоевского, составляет более трех метров (ориентировочно 9 м согласно данным представленной административным истцом схемы). Более того, территории общего пользования являются самостоятельными элементами планировочной структуры, объективно существующие независимо от установления красных линий, и правовой режим которых как объектов, не подлежащих приватизации, определяется исключительно в силу факта их объективного существования. Руководствуясь статьей 11.9 Земельного кодекса РФ полагают, что установление границ спорного земельного участка, в соответствии представленной административным истцом схемой расположения земельного участка, будет противоречить действующему законодательству, единообразному подходу в вопросах оформления землепользования и содержания территории, прилегающей к земельным участкам индивидуальных жилых домов вдоль улиц, с учетом перспективного размещения инженерных коммуникаций вдоль дорог, капитального ремонта дорог, организации безопасного транспортно пешеходного движения, в связи с чем, административные исковые требования Ковалева А.В. не подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо Журавлева Н.Н., в судебном заседании поддержала заявление административного истца, суду пояснила, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. Кировград, ул. ***. Земельный участок истца был выделен в 90х годах и является последним по улице. Забор у участка 30 установлен с 1995-1996 годов и стоит в тех же границах до настоящего времени. Дом истца так же не переносился и не перестраивался. От забора до дороги еще несколько метров.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Ковалева А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ковалев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, предоставленным под строительство жилого дома и ведения подсобного хозяйства, площадью 798 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. ***.
01 ноября 2021 Ковалев А.В. обратился в Администрацию Кировградского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 907 кв. м., расположенного по адресу: Свердловская область, г.Кировград, ул. ***, представив схему расположения земельного участка.
Письмом от 08.11.2021 № 121-01-28/7832 административным ответчиком отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. ***, площадью 907 кв.м., поскольку представленная схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, поскольку ширина присоединяемой части земельного участка со стороны улицы Достоевского составляет более 3 метров (ориентировочно 9 метров согласно данным представленной схемы), что не соответствует п.8.18 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, утвержденных решением Думы Кировградского городского округа от 31 октября 2018 года № 134.
Согласно п.8.18 Правил благоустройства допускается устанавливать палисадники к индивидуальному жилому дому высотой не более 1,5 м, шириной не более 3 м (расстояние от границ земельного участка до ограждения), в случае отсутствия условий для его устройства - не устанавливается. Возможность устройства палисадника определяется с учетом требований утвержденной документации по планировке территории Кировградского городского округа. При отсутствии документации по планировке территории возможность устройства палисадника устанавливается исходя из фактически сложившейся ситуации (индивидуально). В случае необходимости строительства и ремонта сетей инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры на землях общего пользования, где имеются установленные палисадники, граждане обеспечивают беспрепятственный допуск для производства строительных работ. В палисадниках не допускается устройство выгребных ям, размещение каких-либо строений, временных сооружений.
В соответствии со ст. ст. 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных земельных участков. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется, в том числе, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 Кодекса.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (ч. 16).
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
В судебном заседании установлено, что схема расположения земельного участка, представленная административным истцом, выполнена в соответствии с требованиями ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Земельный участок, с заявлением об утверждении схемы расположения которого, обратился Ковалев А.В., расположен в жилой зоне Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа», территория земельного участка огорожена забором, участок долгое время используется административным истцом в указанных границах, участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, участок не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении департамента лесного хозяйства, находится вне границ противопожарной защиты зоны лесов, зоны с особыми условиями использования в границах указанного земельного участка отсутствует.
Правилами землепользования и застройки Кировградского городского округа, утвержденных решением Думы Кировградского городского округа от 28 августа 2010 года № 382, установлен Градостроительный регламент для жилой зоны Ж-1. «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа», согласно которого предельный размер земельных участков и параметры разрешенного строительства для данной территории составляет 2500 кв.м., при этом допускается отклонения от представленных параметров в пределах 5%.
Площадь земельного участка, согласно представленной административным истцом схеме, не превышает пределов максимального размера (с учетом отклонения от представленных параметров 5%) и составляет 907 кв.м.
Суд так же учитывает то обстоятельство, что земельный участок по адресу: г. Кировград, ул. *** впервые был отведен в постоянное бессрочное пользование площадью 900 кв. метров Решением Кировградского городского совета народных депутатов №355 от 30.11.1990 года. Приобретен был земельный участок Ковалевым А.В. 21.01.2011 года на основании договора, так же площадью 900 кв., куда входила площадь палисадника. В 2012 году при выделении земельного участка для размещения объекта связи (31 кв. метр) из площади земельного участка административного истца была исключена площадь палисадника. При этом забор перед домом был установлен в 1995-1996 году и не передвигался, соответственно палисадник используется собственниками дома с указанного времени и по настоящее время.
Из материалов дела также следует, что одним из основных видов использования земельного участка в данной зоне является ведение личного подсобного хозяйства.
Из схемы расположения земельного участка, предоставленного истцом, и карты градостроительного зонирования, не установлено, что образование спорного земельного участка административного истца приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Расположение земельного участка, согласно схеме, представленной на утверждение Ковалевым А.В., не создает препятствия, как для пешеходов, так и для проезда автомобильного транспорта.
Ссылка административного ответчика при принятии решения об отказе в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, на Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кировградского городского округа, по мнению суда, не соответствует положениям ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку данные Правила не относятся к нормативным актам, регулирующим земельные правоотношения. Иных оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы земельного участка, представленной административных истцом, административным ответчиком не приведено.
Таким образом, отказ административного ответчика Ковалеву А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка создает препятствия истцу в оформлении прав на земельный участок, в связи с чем, является незаконным.
Относительно требований административного истца в части возложения на администрацию Кировградского городского округа обязанности утвердить схему расположения земельного участка и издать постановление об утверждении схемы расположения земельного участка суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Поскольку администрация Кировградского городского округа не рассмотрела в пределах своих полномочий в установленном законом порядке заявление Ковалева А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, учитывая, что суд не вправе подменять собой данный орган и обязывать его принять конкретное решение по нерассмотренным им вопросам и без проверки наличия всех оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд считает необходимым для восстановления нарушенного права Ковалева А.В. возложить обязанность на администрацию Кировградского городского округа повторно рассмотреть заявление Ковалева А.В. от 01.11.2021 года
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ковалева А.В. к Администрации Кировградского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка и понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Кировградского городского округа от 08 ноября 2021 года за №121-01-28/7832 в утверждении схемы расположения земельного участка под жилым домом, расположенным по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. ***.
Обязать Администрацию Кировградского городского округа повторно рассмотреть в установлено законом порядке заявление Ковалева А.В. от 01 ноября 2021 года об утверждении схемы расположения земельного участка находящимся под жилым домом, расположенным по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. ***.
В остальной части административного искового заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.С. Корюкова