ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-37-2019 от 17.01.2019 Кармаскалинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-37-2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года с.Архангельское

Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Каримовой Е.М.,

при секретаре Горбачевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Золотниковой Н.А. к административному ответчику Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 6 июля 2018 года, обязании изменить разрешенное использование земельного участка,

установил:

Золотникова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 6 июля 2018 года незаконным, обязании изменить разрешенное использование земельного участка площадью 718 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с «деловое управление» на «малоэтажная застройка».

Требования мотивированы тем, что в соответствии с договором купли-продажи от 9 октября 2017 года №1 Золотниковой Н.А. было приобретено у ГУП РБ «Иглинский лес» нежилое здание – контора лесничества, общей площадью 113,9 кв.м., кадастровый номер , что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 марта 2018 года, выданной Управлением Росреестра по РБ.

3 мая 2018 года между истцом и Комитетом по Управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Архангельскому району, на основании Приказа Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Архангельскому району от 3 мая 2018 года №4, был заключен договор аренды земельного участка зем. от 3 мая 2018 года на земельный участок, общей площадью 718 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование: «деловое управление».

Нежилое здание-контора лесничества, общей площадью 113,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, истцом было приобретено для дальнейшего проживания.

В соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Архангельский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан №633 от 28 апреля 2016 года, зона, где находится данное нежилое здание – контора лесничества, относится к жилой зоне.

Постановлением администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан №526 от 14 мая 2018 года и уведомлением №4 от 15 мая 2018 года Золотникова перевела нежилое здание – контора лесничества, общей площадью 113,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, из нежилого фонда в жилой, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В связи с тем, что на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540 земельный участок, общей площадью 718 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Республики Башкортостан, истец обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об изменении разрешенного использования земельного участка с «деловое управление» на «малоэтажная застройка».

Золотниковой был получен ответ, что в соответствии с пунктом 1.4 договора аренды земельного участка №3-18-03 зем. от 3 мая 2018 года для обслуживания нежилого здания конторы лесничества изменение целей использования допускается исключительно с согласия Арендодателя и в соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ. Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен путем подачи соответствующего заявления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан от своего имени после приобретения его с видом разрешенного использования «деловое управление» в собственность за плату.

Истец считает данный отказ ответчика незаконным, в связи с чем, просит признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 6 июля 2018 года незаконным, обязать Министерство земельных и имущественных отношений изменить разрешенное использование земельного участка, общей площадью 718 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с «деловое управление» на «малоэтажная застройка».

В судебном заседании административный истец Золотникова Н.А. административное исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

Административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении иска, в связи с пропуском административным истцом установленного процессуального срока для оспаривания решений соответствующих органов.

Представитель заинтересованного лица Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Архангельскому району РБ Вдовин А.В., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском административным истцом установленного процессуального срока для оспаривания решений соответствующих органов.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Архангельский район Баранова Д.М., действующая на основании доверенности, оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица главный архитектор Администрации муниципального района Архангельский район Рыжикова не возражала против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица - ведущий инженер межрайонного отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ Хабирова В.И., действующая на основании доверенности, оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив и оценив в совокупности все доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе и в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с договором купли - продажи от 9 октября 2017 года №1 Золотникова Н.А. приобрела у ГУП РБ «Иглинский лес» нежилое здание - контора лесничества, с кадастровым номером , площадью 113, 9 кв.м., адрес: <адрес>

3 мая 2018 году на основании Приказа Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Архангельскому району от 3 мая 2018 года №4, между Золотниковой Н.А. и Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Архангельскому району был заключен договор аренды земельного участка №3-18-03 зем. от 3 мая 2018 года на земельный участок, общей площадью 718 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: «деловое управление», сроком до 28 апреля 2019 года.

По истечении срока действия договора преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок не исключается в случае добросовестного исполнения арендатором условий договора.

Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями Российского законодательства. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору, и в соответствии с п. 4.3.1 договора использовать участок на условиях, установленных Договором (л.д.16-17).

Администрация муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан на основании статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации своим постановлением №526 от 14 мая 2018 года и уведомлением №4 от 15 мая 2018 перевела нежилое здание - контору лесничества, общей площадью 113,9 кв.м., кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>, из нежилого фонда в жилой, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 мая 2018 года.

Согласно Выписке из ЕГРН в границах спорного земельного участка с кадастровым номером: находится нежилое здание – магазин с кадастровым номером , площадью 75 кв.м.

В соответствии с тем, что на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540 земельный участок, общей площадью 718 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Республики Башкортостан, истец обратилась в Минземимущество об изменении разрешенного использования земельного участка с «деловое управление» на «малоэтажная жилая застройка».

Исходящим ответом от 6 июля 2018 года Минземимущество РБ сообщило, что в соответствии с п.1.4 договора аренды земельного участка 33-18-03 зем. от 3 мая 2018 года указанная в нём цель использования земельного участка – для обслуживания нежилого здания – конторы лесничества - является окончательной и ее изменение допускается исключительно с согласия арендодателя.

В соответствии с частью 1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса России условия договора определяются по усмотрению сторон.

Договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной стороны в судебном порядке. Изменение договора допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных условиях. Обязанность изменять вид разрешенного использования находящегося в государственной собственности земельного участка, переданного в аренду, по требованию арендатора, отсутствует.

Таким образом, земельный участок предоставляется собственнику здания в соответствии с разрешенным использованием при условии соответствия как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.

Приняв на себя права и обязанности по договору аренды, административный истец Золотникова, как арендатор, выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из видов разрешенного использования, реализовав свое право, предусмотренное частью 3 ст. 85 Земельного кодекса России, в силу которого допускается использование земельных участков, в том числе, арендаторами в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом.

Исходя из того, что спорный земельный участок предоставлен Золотниковой по договору аренды от 3 мая 2018 года сроком до 28 апреля 2019 года с разрешенным использованием - деловое управление для обслуживания конторы лесничества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца. Кроме того, истец, как арендатор земельного участка, не вправе самостоятельно принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка; воля арендатора, как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, чем установлено в договоре, в том числе, и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка, спорный земельный участок предоставлен Золотниковой для целей, не связанных с малоэтажным строительством.

Земельным законодательством установлен различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков для обслуживания собственником размещенных на земельном участке объектов и для целей жилищного строительства. Между тем, обращение Золотниковой с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с "деловое управление" на "малоэтажная постройка" по существу направлено на обход процедуры торгов, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для жилой застройки.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).

В соответствии с частями 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан вынесен 6 июля 2018 года, срок обращения Золотниковой Н.А. с административным исковым в суд истек 6 октября 2018 года, вместе с тем в суд административный истец обращается 7 ноября 2018 года.

Таким образом, административным истцом Золотниковой Н.А. пропущен срок, установленный ст. 219 КАС РФ.

Поскольку административным истцом не представлено никаких доказательств в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие ее обращению в суд в установленный законом срок, то данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Золотниковой Н.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Золотниковой Н.А. к административному ответчику Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 06.07.2018 года, обязании изменить разрешенное использование земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Каримова