ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3701/2021 от 26.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-3701/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2021г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре Конюховой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильющенкова И.В. к администрации г. Смоленска о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в проект планировки и межевания,

установил:

Ильющенков И.В. обратился в суд с административным иском к администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа во внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий и возложении обязанности по внесению изменений, указав, что является собственником гаража площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец с целью выкупа земельного участка под гаражом, обратился в администрацию г.Смоленска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, с приложением схемы расположения земельного участка изготовленной специализированной организацией ООО «Смоленское БСУ». ДД.ММ.ГГГГ, заявителем был получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ администрации города Смоленска в предварительном согласовании земельного участка обоснован тем, что проектом планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска в границах <адрес>, утвержденным постановлением администрации города Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм не предусмотрен к образованию земельный участок под принадлежащим истцу гаражом. Одновременно, в указанном выше ответе, истцу было разъяснено право на обращение с заявлением о внесении изменений в существующий проект планировки и межевания. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания, которые заключались в необходимости предусмотреть в нем образование земельного участка под объектом недвижимости – гаражом. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Смоленска отказала во внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска. Указанный отказ, заявитель считает незаконным и не обоснованным. Просит признать незаконным отказ, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>, утвержденный постановлением Администрации города Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм, и обязать администрацию города Смоленска, в месячный срок, со дня вступления в законную силу решения суда, внести изменения в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах улицы Г ерцена - <адрес>, утвержденный постановлением Администрации города Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм, предусмотрев в нем к образованию земельный участок под объектом недвижимости - гаражом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. инв. , лит. А, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый номер: согласно прилагаемой обзорной схеме, подготовленной ООО «Смоленское БСУ».

В судебном заседании представитель административного истца Подберёзко Д.В. требования поддержал.

Представитель администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что администрация г.Смоленска не отказывала административному истцу во внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске. В настоящее время действует муниципальная программа по разработке проектов планировки до ДД.ММ.ГГГГ, которая расписана, и, соответственно, денежных средств на внесение в проект планировки нет, а истцу было разъяснено, что в силу градостроительного законодательства внесение изменений может осуществлять и сам гражданин по своему усмотрению.

Заслушав объяснения представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что административному истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит гараж площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ Ильющенков И.В. с целью выкупа земельного участка под гаражом, обратился в администрацию г.Смоленска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, с приложением схемы расположения земельного участка изготовленной специализированной организацией ООО «Смоленское БСУ».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Смоленска отказала в предварительном согласовании, сославшись на то, что проектом планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска в границах <адрес>, утвержденным постановлением администрации города Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм не предусмотрен к образованию земельный участок под принадлежащим истцу гаражом. Одновременно, в указанном выше ответе, истцу было разъяснено право на обращение с заявлением о внесении изменений в существующий проект планировки и межевания.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания, которые заключались в необходимости предусмотреть в нем образование земельного участка под объектом недвижимости – гаражом согласно прилагаемой обзорной схеме.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Смоленска отказала во внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска, указав на ограниченное финансирование Муниципальной программы «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска». Одновременно заявителю было разъяснено, что подготовка соответствующей документации может осуществляться физическими лицами за счет их средств.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Пункт 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно пп. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса, продаются без проведения торгов.

В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ, для предоставления земельного участка без торгов, заявитель обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое рассматривается в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Данный вывод в полной мере согласуется с положениями пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в силу которых основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

По смыслу положений ЗК РФ приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 указанной статьи).

Согласно части 1 статьи 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Порядок внесения изменений в документацию по планировке территории, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются ГрК РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 20 статьи 45 ГрК РФ).

Как установлено судом, постановлением администрации г.Смоленска от 20.06.2014 № 114-адм утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>.

Постановлением администрации г.Смоленска от 16.10.2017 № 2840-адм была утверждена муниципальная программа «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», предусматривающая, в том числе, разработку документации по планировке территорий в городе Смоленске на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации и генерального плана города Смоленска.

При этом, планом реализации указанной муниципальной программы, являющимся приложением № 2, предусмотрена разработка проекта внесения изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>.

Действующим в настоящее время проектом планировки и межевания застроенных территорий не предусмотрено к образованию земельного участка под принадлежащим административному истцу гаражом.

В соответствии с Постановлением администрации г. Смоленска от 05.07.2007 № 1927- адм "Об утверждении Положения о подготовке и утверждении документации по планировке территории города Смоленска", внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории осуществляется по решению Администрации города Смоленска.

Администрация города Смоленска обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования города Смоленска, документов градостроительного зонирования. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается Администрацией города Смоленска по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В силу п.8 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

При этом, в соответствии с п. 1.2. ст. 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется за счет средств заявителя, которые не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, исключительно в случаях, предусмотренных частью 1.1 ст. 45 ГрК РФ.

Однако, положения части 1.1 ст. 45 ГрК РФ в рассматриваемом случае не применимы.

Само по себе отсутствие достаточного финансирования мероприятий по внесению изменений в проект планировки и межевания не могло служить основанием для отказа Ильющенкову И.В. в удовлетворении его обращения.

При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа не основан на законе, орган местного самоуправления должен был инициировать подготовку документации по внесению изменений в проект планировки и межевания, предусмотрев в нем к образованию земельный участок под принадлежащем административному истцу объектом недвижимости - гаражом. Отказ административного ответчика нарушает права административного истца как собственника недвижимого имущества на формирование границ земельного участка, расположенного под таким объектом.

Таким образом, каких-либо законных оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца о внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска в границах <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм у административного ответчика не было.

Ссылки представителя администрации г.Смоленска на отсутствие отказа во внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в том числе выводам административного органа, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ильющенкова И.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г.Смоленска, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>, утвержденный постановлением администрации г.Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм.

Обязать администрацию г.Смоленска в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в проект планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>, утвержденный постановлением администрации г.Смоленска от 20.06.2014 № 1114-адм, предусмотрев в нем к образованию земельный участок под объектом недвижимости – гаражом общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. , лит.А, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый номер , согласно обзорной схеме, подготовленной ООО «Смоленское БСУ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий Д.Н. Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 02.11.2021г.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Д.Н. Иванов

секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

А.Р.Конюхова

(Инициалы, фамилия)

02.11.2021

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2021-004707-88

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3701/2021 ~ М-3057/2021