ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3702/2022 от 21.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД- 23RS0-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО6, с участием представителя административных истцов, представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО4 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решения.

В обоснование требований указывают, что являются собственниками (по ? доли) земельного участка, кадастровый , расположенный по адресу: адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, ул. 121, на котором в настоящее время хотят возвести объект капитального строительства “Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу <адрес>, г. Краснодар”, для чего получены все технические документы для возведения указанного объекта. Обратившись к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, получили отказ в выдаче разрешения. Полагая свои и законные интересы нарушенными, обратились в суд с указанным иском, в котором просят признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке, кадастровый , объекта капитального строительства: “Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу <адрес>, г. Краснодар”, и обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав ФИО1, ФИО3 и ФИО4, путем выдачи Разрешения на строительство на земельном участке, кадастровый , объекта капитального строительства: “Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу <адрес>, г. Краснодар” без истребования дополнительных документов.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель административных истцов по доверенности ФИО7 в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании требования не признала, просила отказать.

С учетом надлежащего извещения неявившихся административных истцов, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно частям 1,2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" с приложением пакета необходимых документов.

Согласно части 7.4. статьи 51 ГрК РФ прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, документов, необходимых для получения указанного разрешения, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача указанного разрешения могут осуществляться непосредственно уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО3, ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, амбулаторно-клиническое обслуживание, площадью 7000 +/- 17,32 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0129001:44540, расположенный по адресу: г. Краснодар, <адрес>, <адрес>.

На указанном земельном участке административные истцы приняли решение о возведении объекта капитального строительства - «офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0129001:44540 по проекту «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар».

Решением департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство.

Основанием для принятия указанного решения послужило то обстоятельство, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» земельный участок расположен в зоне специализированной общественной застройки (зона дошкольных образовательных организаций) с планируемой к размещению дошкольной образовательной организации на 220 мест.

Кроме того, исходя из содержания оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство в департамент не представлена проектная документация в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ и задание на проектирование согласованное с управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в г. Краснодаре, представленная проектная документация не утверждена застройщиком, отсутствуют согласования аэродрома «Краснодар-Центральный», в связи с расположением рассматриваемого земельного участка в границе полосы подлета самолета к взлетно-посадочной полосе от военного аэродрома и согласования строительства объекта в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов ООО «Сети-Макс».

Суд, изучив материалы административного дела, находит указанное решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар незаконным, а выводы, изложенные в решении об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ ошибочными в виду следующего.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0129001:44540 относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование, амбулаторно-клиническое обслуживание.

Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-7 смешанной застройки объектами социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, социального обслуживания).

При виде разрешенного использования земельного участка амбулаторно-клиническое обслуживание разрешено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе клинические лаборатории (Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков»).

Таким образом, возведение встроенной лаборатории по приему биологических проб соответствует основному виду разрешенного использования спорного земельного участка.

При этом суд считает необходимым отметить, что несоответствие спорного объекта капитального строительства проекту планировки не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, таким основанием могло быть несоответствие представленного заявителем документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.

В разбираемом случае, административным ответчиком указанные положения закона учтены не были, проектная документация утверждена техническим заказчиком ФИО1

Исходя из чего, решение административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине не утверждения проектной документации застройщиком является необоснованным.

Кроме того, административным ответчиком проигнорировано положительное заключение экспертизы ООО «Сибирстройэксперт» от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому разделы проектной документации «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар» соответствуют техническим регламентам.

Ссылка департамента в оспариваемом решении на отсутствие в представленных административными истцами документах согласований с управлением социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в г. Краснодаре, аэродромом «Краснодар-Центральный», ООО «Сети-Макс» противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Так на оборотной стороне последнего листа задания на проектирование по объекту «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар» имеется штамп согласования задания ГКУ Краснодарского края – Управлением социальной защиты населения в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. В томе 1 раздела 1. Пояснительная записка проектной документации на листе 107 находится письмо Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени ФИО2 А.К. Серова» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому строительство согласуемого объекта возможно, влияние на безопасность выполнения полетов воздушных судов (как искусственное препятствие) он не оказывает). Согласно письму ООО «Сети-Макс» от ДД.ММ.ГГГГ задание на проектирование объекта «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар» согласовано.

При таких обстоятельствах, у департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не имелось оснований для отказа в предоставлении административным истцам заявленной муниципальной услуги.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований градостроительного законодательства, суд приходит к выводу, что требования административных истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО3, ФИО4 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании решения - удовлетворить.

Признать решение департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0129001:44540 объекта капитального строительства - «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: <адрес>, г. Краснодар» - незаконным.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1, ФИО3, ФИО9 путем выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0129001:44540 объекта капитального строительства - «Офисное здание со встроенной лабораторией по приему биологических проб, расположенное по адресу: г. Краснодар <адрес>», без истребования дополнительных документов, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: