ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3705/2021 от 29.12.2021 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-3705/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,

при секретаре Даниловой Н.В.,

«29» декабря 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» о ликвидации общественного объединения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» о ликвидации общественного объединения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указало, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области принято решение о государственной регистрации Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков». Сведения о регистрации организации были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН , ИНН . Согласно материалам учетного дела, юридическим адресом организации является: <адрес>, руководителем является – ФИО1. Организационно-правовая форма организации – общественная организация.

Организацией в Уставе в нарушение п.2 ст.65.3, п.1 ст.123.7, п.2 ст.123.5 ГК РФ, п.4 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не отражены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, отсутствуют положения об условиях правомочности проведения заседаний высшего руководящего органа по вопросам исключительной компетенции, не указан порядок принятия решения контрольно-ревизионным органом, отсутствует перечень видов деятельности приносящий доход, допускается возможность изменения учредительного документа, не содержится описание используемой в печати символики.

Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить комплект документов для государственной регистрации изменений сведений об адресе Организации. Однако никаких мер по устранению нарушений предпринято не было. В связи с невыполненным требованием Управлением было вынесено повторное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения. Предупреждения были получены руководителем организации, однако никаких мер по устранению нарушений принято не было.

Также в ходе изучения материалов учетного дела Управлением было установлено нарушение организацией сведений об изменении адреса организации, а также отсутствие документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, что является нарушением п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управление ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить комплект документов, подтверждающих нахождение организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и подтверждающие осуществление связи по указанному адресу, либо комплект документов для государственной регистрации изменений сведений об адресе организации. Однако никаких мер по устранению нарушений предпринято не было. Таким образом, совокупность установленных Управлением грубых нарушений организацией действующего законодательства, позволяет сделать вывод о наличии оснований для ликвидации организации.

По этим основаниям административный истец просит суд ликвидировать Общественную организацию Волгоградской области «Православие против наркотиков» и исключить сведения о ней из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Настаивает на удовлетворении исковых требований полном объеме.

Представитель административного ответчика - Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

Заинтересованное лицо - президент Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил. Возражений на административное исковое заявление не представил.

Представитель заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В судебном заседании установлено, что решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков», ДД.ММ.ГГГГ сведения об указанной организации внесены в ЕГРЮЛ.

В ходе изучения документов учетного дела Организации установлено, что отдельные положения Устава Организации, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) вопросы исключительной компетенции высшего органа управления должны быть предусмотрены исчерпывающим перечнем в уставе, при этом перечень таких вопросов может быть расширен, но не сокращен и соответствовать закону по содержанию. Отсутствие тех или иных вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления, является нарушением действующего законодательства.

Так, в нарушение пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в уставе Организации в исключительной компетенции высшего органа управления не отражены следующие вопросы: установление структуры органов Организации; принципы образования и использования имущества; определение порядка приема в состав участников Организации и исключения из состава ее участников; принятие решения об утверждении ликвидационного баланса; принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов; избрание ревизионной комиссии (ревизора); назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации; утверждение сметы доходов и расходов и отчета об ее исполнении; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа управления относится принятие решения о создании Организацией других юридических лиц и об участие в других юридических лицах. В нарушение указанного положения пункт 5.7 устава Организации, предусматривает, что принятие решения о вступлении Организации в союзы (ассоциации) относится к полномочиям постоянно действующего руководящего органа.

Таким образом, возникает неопределенность, какой орган принимает решение об участии Организации в других юридических лицах Общее собрание членов или Правление.

Согласно пункту 4 статьи 29 Закона № 7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов. В нарушение указанного положения пункт 5.4 устава Организации, предусматривает, что проведение Общего собрания считается правомочным при участии в его работе не менее половины членов Организации.

Кроме того, в уставе Организации отсутствуют положения об условиях правомочности проведения заседаний высшего руководящего органа по вопросам исключительной компетенции.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ устав общественного объединения должен содержать, помимо иных сведений, сведения о порядке принятия решений ее органами.

Вместе с тем, в уставе Организации не указан порядок принятия решения контрольноревизионным органом (единолично, единогласно или квалифицированным большинством).

В соответствии со статьей 50 ГК РФ, пунктом 2 статьи 24 Закона № 7- ФЗ для достижения целей некоммерческая организация вправе осуществлять один или несколько видов деятельности (в том числе деятельности, приносящей доход), исчерпывающий перечень которых должен быть указан в уставе. Так пунктом 6.7 Устава Организации предусмотрена возможность осуществления приносящей доход деятельности, однако перечень видов такой деятельности в Уставе отсутствует, что является прямым нарушением действующего законодательства.

В нарушении пункта 2 ст. 65.3 ГК РФ положениями главы 8 Устава допускается возможность изменения учредительного документа в форме дополнений, что действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 3 Закона № 7-ФЗ, согласно которому некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах, в Уставе Организации не содержится описание используемой в печати символики.

Управлением ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес Организации направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить комплект документов для государственной регистрации изменений сведений об адресе Организации.

Указанное предупреждение направлено Организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ.

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения, Управлением были вынесены повторные предупреждения в адрес Организации от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения.

Указанные предупреждения направлены Организации заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ. Предупреждение Управления от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) было получено руководителем Организации ДД.ММ.ГГГГ, однако никаких мер по устранению нарушений им предпринято не было.

Также судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ Организация находится по адресу: <адрес>.

Управлением в адрес Организации <адрес>) направлены письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые Организацией не получены, что свидетельствует о том, что Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, связь с Организацией по указанному адресу не осуществляется.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами и должны содержать достоверные сведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Пункт 7 статьи 32 Закона № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Вместе с тем, в Управление информация о смене адреса Организации и соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган не поступали, что свидетельствует о нарушении Организацией требований действующего законодательства Российской Федерации.

По данному факту Управлением также было вынесено предупреждение в адрес Организации от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Управление документы, подтверждающие нахождение Организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и подтверждающие осуществление связи по указанному адресу, либо комплект документов для государственной регистрации изменений сведений об адресе Организации.

Указанное предупреждение направлено Организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ. Однако, ни одно из вынесенных Управлением предупреждений Организацией не исполнено до настоящего времени.

В соответствии со статьей 18 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Организация грубо нарушила требования Закона № 7-ФЗ, Закона № 129-ФЗ, ГК РФ, выразившиеся в непредставлении комплекта документов для регистрации изменений учредительных документов Организации, а также документов, подтверждающих нахождение Организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах совокупность установленных грубых нарушений Организацией действующего законодательства позволяет сделать вывод о наличии оснований для ликвидации организации.

В силу пп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ относится обращение суд с заявлением о ликвидации некоммерческих организаций, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческихорганизаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В силу ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Административный ответчик в суд не явился, исковые требования не оспаривал, доводы административного истца подтверждены материалами дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» о ликвидации общественного объединения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 291-292 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Общественной организации Волгоградской области «Православие против наркотиков» о ликвидации общественного объединения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию Волгоградской области «Православие против наркотиков» (ОГРН , ИНН ).

Исключить Общественную организацию Волгоградской области «Православие против наркотиков» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись О.В. Озаева

Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.

Председательствующий: О.В. Озаева