ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3709/2021 от 09.06.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-752/2022

24RS0013-01-2021-003824-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Слободчиковой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, обязании совершения действий.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском, уточнив который в порядке ст. 46 КАС РФ, просили признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края по необеспечению земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1, и земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2, автомобильной дорогой местного значения; просили возложить на указанного административного ответчика обязанность устройства автомобильной дороги к указанным земельным участкам в течение одного года с момента вынесения решения по делу.

В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края.

Заявленные административными истцами требования мотивированы тем, что ФИО1 с 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, севернее птицефабрики «Заря» между дорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг, участок ; ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок , которые предоставлены им в рамках Программы, как многодетным семьям. До настоящего времени участки не обеспечены объектами транспортной инфраструктуры. По результатам обращения с данным вопросом в администрацию поселка Емельяново, в администрацию <адрес>, к <адрес>, в Министерство строительства <адрес>, в прокуратуру <адрес>, а также МКУ «Управление строительства, ЖКХ и экологии администрации <адрес>» узнали, что программа обеспечения земельных участков заложена до 2029 года, при условии наличия выделенных средств. По сообщению администрации <адрес>, в связи с недостаточностью финансирования данного проекта, принято решение о поэтапном выполнении работ, однако данная проектная документация меняется и этапы строительства продлеваются. Отсутствие дорожной инфраструктуры нарушает права административных истцов на использование участков по назначению - для индивидуального жилищного строительства. Бездействие административных ответчиков является незаконным, нарушает требования Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает от исполнения обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебное заседание административные истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, доверили представление своих интересов ФИО9, которая требования административного иска с учетом уточнения поддержала, на их удовлетворении настаивала, пояснив, что организация работ по устройству дорог ведется крайне медленно, с момент предоставления участка ФИО1 прошло 7 лет, однако дорога к участку отсутствует.

Представитель административного ответчика – администрации <адрес>ФИО6 требования иска не признала, пояснила, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. «б» ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», к вопросам местного значения городского, сельского поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГР утвержден генеральный план муниципального образования <адрес>, на основании которого образованы земельные участки севернее птицефабрики «Заря» <адрес>. В рамках долгосрочной целевой программы «Об утверждении долгосрочной целевой программы «О территориальном планировании, градостроительном зонировании и документации по планировке <адрес>», сформировано 535 земельных участков на площадке севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг, а также 520 земельных участков на площадке в 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг. В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства на территории <адрес>» на 2014-2017 годы, в рамках государственной программы <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, <адрес> выделены денежные средства в размере 420975500 рублей. Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> передает осуществление возложенных нее федерльным законодательством отдельных полномочий в сфере строительства объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в границах муниципального образования <адрес>, в том числе, выполнение работ по организации подъездов к земельному участку, расположенному 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг, а также к земельному участку, расположенному в <адрес>, севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг. В целях обеспечения транспортной инфраструктурой указанных территорий, а также в рамках переданных полномочий, администрацией <адрес> выполнены работы по организации подъездов к участкам на сумму 10228700 рублей, в том числе, за счет средств краевого бюджета на сумму 10126400 рублей, за счет средств местного бюджета – 102300 рублей. В 2021 году, в целях реализации мероприятий подпрограммы, заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на строительство улично-дорожной сети общего пользования местного значения в <адрес> – 2 этап строительства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Работы выполнены и оплачены в сумме 45024010 рублей, в том числе, за счет средств краевого бюджета в сумме 42061210 рублей, за счет местного бюджета - 2962800 рублей. В 2021 году заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на строительство улично-дорожной сети общего пользования местного значения в <адрес> - I этап строительства в срок до ДД.ММ.ГГГГ; работы выполнены в полном объеме на сумме 17194790 рублей. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п бюджету <адрес> предусмотрена субсидия на 2023 год в размере 61325500 рублей. Заключение между администрацией <адрес> и администрацией <адрес> соглашений о передаче части полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности не означает передачу всех полномочий и обязанностей муниципального образования <адрес> в области дорожной деятельности администрации <адрес>, а лишь в части, оговоренной соглашениями – 2 этапа строительства. Всего проектом запланировано 10 этапов строительства, на иные этапы строительства соглашения не заключались. Принятие на себя осуществления части полномочий, является правом администрации <адрес>, а не обязанностью. Обеспечение подвода автодороги к участкам истцов влечет дополнительные издержки, связанные с внесением изменений в проект, что является неразумным.

Представитель администрации поселка <адрес>ФИО7 требования административного иска не признала, пояснила, что земельные участки, предоставленные ФИО1 и ФИО2, были сформированы в рамках реализации долгосрочной целевой программы <адрес> «О территориальном планировании, градостроительном зонировании и документации по планировке территории <адрес> на 2012 – 2014 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, то есть, образованы и предоставлены не по инициативе органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>. Обеспечение данных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы <адрес> «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях <адрес> с целью развития жилищного строительств», утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, в настоящее время – в рамках государственной программы <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, за счет средств субсидий <адрес>, а не бюджета поселка Емельяново. В <адрес> реализация всех государственных программ <адрес> осуществляется администрацией <адрес> на основании соглашений, заключаемых между администрацией поселения и администрацией района. Обязательства по софинансированию поселком Емельяново мероприятий, направленных на обеспечение земельных участков для многодетных семей, выполняются администрацией поселка Емельяново в полном объеме. До настоящего времени объекты дорожной сети спорной территории в эксплуатацию не введены, и в перечень автомобильных дорог местного значения не включены, в связи с чем обязанность по осуществлению дорожной деятельности у администрации поселения не возникла.

Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных для жилищного строительства, в том числе многодетным семьям, муниципальным образованиям края оказывается финансовая поддержка в форме субсидий из средств краевого бюджета в рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры» государственной программы края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> субсидий на цели реализации мероприятия осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> из краевого бюджета на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в соответствии с которым распределение субсидий бюджетам муниципальных образований края на указанные цели утверждается постановлением <адрес> на основании отбора, проведенного комиссией по подготовке предложений о распределении (перераспределении) субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, исходя из лимита средств, предусмотренного в текущем финансовом году и плановом периоде законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Для участия в отборе муниципальные образования края в адрес министерства направляются заявки с указанием конкретных объектов коммунальной и (или) транспортной инфраструктуры, на строительство которых планируется направить субсидию. По итогам отбора общая потребность муниципальных образований края в средствах на строительство инфраструктуры, согласно поданным заявкам, составляет более 1,5 млрд рублей. Учитывая, что сметная стоимость объекта «Строительство электрических сетей напряжением 10/0,4 кВ и улично-дорожной сети общего пользования местного значения в <адрес>» составляет 997,2 млн рублей, что значительно превышает годовой лимит средств краевого бюджета, предусмотренных, на реализацию мероприятия в крае, в 2019 году администрацией <адрес>, в рамках реализации мероприятия, проведена корректировка проектно-сметной документации с выделением 10 этапов строительства объекта. По итогам проведенных отборов муниципальных образований, для распределения субсидий на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в 2021-2023 годах, бюджету <адрес> на строительство трех этапов улично-дорожной сети предусмотрена субсидия краевого бюджета в сумме 175,2 млн. рублей, в том числе: 2021 год – 59,3 млн. рублей; 2022 год - 51,5 млн. рублен; 2023 год - 64,4 млн. рублей. Учитывая наличие в <адрес> индивидуальной жилой застройки земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулирований земельных отношений в <адрес>», администрация <адрес> вправе участвовать в отборах муниципальных образований края на предоставление субсидии на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с порядком.

Выслушав явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в <адрес>», многодетные граждане, имеющие место жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

Положениями ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Приказу Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трёх и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 6 ст. 13 названного Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 51 указанного Закона закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено судом, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО8 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210107:2295, расположенный севернее птицефабрики «Заря» между дорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг (л.д. 57 т.1).

Основанием издания постановления указаны положения п. 2 ст. 14, ст.ст. 29.1 – 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>», которым регламентирован порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам.

Государственная регистрация права собственности ФИО8 на указанный земельный участок осуществлена органами Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 56 т.1).

В связи с вступлением в брак, ДД.ММ.ГГГГФИО8 сменила фамилию на «ФИО1» (л.д. 55 т. 1).

Данные выписки из ЕГРН указывают на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210107:2258, расположенный по адресу: <адрес>, участок (л.д. 58-60 т. 1).

В границах данного земельного участка имеется жилой дом с кадастровым номером 26:11:0210107:6132, завершенный строительством в 2021 году, на что указывает выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80-84т.1), в котором, согласно выписки из домой книги, состоят на учете, помимо ФИО2, состоят еще 3 человека, в том числе, несовершеннолетний сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 77 т.1).

При рассмотрении дела судом, сторонами не оспаривалось, что предоставленные административным истцам земельные участки необходимой инфраструктурой, в частности, организованным подъездом через обустроенную автомобильную дорогу, не оснащены до настоящего времени.

Из представленных в дело материалов следует, что проект планировки территории земельного участка в <адрес>, расположенном севернее птицефабрики «Заря» между дорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг, был утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ службы «Заказчика» по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики <адрес> и КГАУ «<адрес>вая государственная экспертиза» был заключен договор о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая смету, объекта «Организация подъезда к земельному участку, расположенному в <адрес>, севернее птицефабрики «Заря», между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг (л.д. 133-137 т.2)

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Глава администрации района постановил: «Администрации поселка Емельяново предварительно согласовать место размещения объекта – улично-дорожной сети проектируемого микрорайона <адрес> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, муниципальное образование <адрес>, на площадке в 3 км севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг, площадью 467391 кв.м. из земель населенных пунктов. Утвердить акт выбора и обследования от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по указанному адресу, для строительства улично-дорожной сети проектируемого микрорайона <адрес>» (л.д. л.д. 23-25 т. 2).

Согласно выписки из ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210107:2337 площадью 467391 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования - для строительства улично-дорожной сети проектируемого микрорайона <адрес> (л.д. 27-34 т. 2).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 24:11:0210107:2337 предоставлен администрации поселка Емельяново в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 26 т. 2).

ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры и градостроительства администрации поселка Емельяново выдано МКУ «Управление строительства ЖКХ и экологии» администрации <адрес> разрешение на строительство подъезда к земельному участку, расположенному в <адрес>, севернее п/ф «Заря», между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг протяженностью 742,38 м.; ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство подъезда к земельному участку, расположенному в <адрес>, 3 км. севернее п/ф «Заря», между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг протяженностью 789,04 м. (л.д. 180-181, 182-183 т. 2).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией поселка Емельяново и администрацией <адрес> заключено соглашение о передаче части полномочий в сфере организации строительства муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в <адрес> с целью развития жилищного строительства на земельных участках, расположенных в <адрес>, севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг, в соответствии с пунктом 1.1 которого администрация поселения передает администрации района выполнение работ по организации подъездов к земельному участку, расположенному в 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг <адрес>, а также к земельному участку, расположенному в <адрес>, севернее птицефабрики «Заря» между автодорогами Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг (л.д. 164—167 т. 2).

В силу п. 1.2 соглашения, передача полномочий сопровождается соответствующим финансированием в форме межбюджетных трансфертов из бюджета <адрес> в бюджет <адрес> в объеме денежных средств, предусмотренных на выполнение мероприятий, обусловленных соглашением, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры» в размере 175571600 рублей, из них, средства краевого бюджета в размере 173833200 рублей, средства софинансировния поселения, предусмотренные Решением Емельяновского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-Р «О бюджете поселка Емельяново на 2013 год», в размере 1% софинансирования в соответствии с целевой программой «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях <адрес> с целью развития жилищного строительства» на 2013-215 годы, что составляет 1738400 рублей.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1.1 соглашения дополнен абзацем о передаче администрацией поселения полномочий администрации района по обеспечению ввода объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в эксплуатацию в установленном законом порядке и их передаче на баланс администрации поселения (л.д. 168-170 т.2).

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и архитектуры <адрес> и администрацией <адрес> заключено соглашение, в соответствии с которым Главный распорядитель обязался предоставить в 2013 году администрации <адрес> субсидии на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в <адрес> на сумму 173833200 рублей (л.д. 153-156 т.2); ДД.ММ.ГГГГ заключено аналогичное соглашение о предоставлении субсидии в размере 159256700 рублей (л.д. 242 т.2); ДД.ММ.ГГГГ теми же сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидии в размере 68660800 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление строительства, жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации <адрес>» и ЗАО Дорожная передвижная механизированная колонна «Красноярская» заключен муниципальный контракт, на выполнение работ по организации подъездов к земельному участку, расположенному в <адрес>, севернее п/ф «Заря», между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг и к земельному участку, расположенному в <адрес>, в 3 км. севернее п/ф «Заря», между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг (л.д. 184-204 т. 2); п. 4. 1 муниципального контракта установлен срок завершения работ – ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам выполнения работ сторонами контракта составлены соответствующие акты (л.д. 205-217 т. 2).

Из представленных в дело материалов следует, что ежегодно между администрацией поселка Емельяново и администрацией <адрес> заключаются соглашения о передаче части полномочий в сфере организации строительства муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с целью развития жилищного строительства на земельных участках, расположенных в <адрес>, севернее и в 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг.

<адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГР постановлено: «Муниципальному образованию <адрес> принять к осуществлению полномочия муниципального образования <адрес> на реализацию мероприятий по проектированию строительства улично-дорожной сети на территории <адрес> и части полномочий по осуществлению дорожной деятельности; администрации <адрес> заключить соглашения о передачи части полномочий на срок до 31.12.2016» (л.д. 9-10 т. 3).

Во исполнение указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и администрацией <адрес> заключено соответствующе соглашение, в соответствии с которым администрация поселения передает администрации района выполнение работ по проектированию строительства улично-дорожной сети на территории <адрес>, на площадке севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг и на площадке в 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг <адрес> (л.д. 11-17 т. 3).

В ходе слушания дела, из представленных в дело материалов установлено, что аналогичные соглашения заключаются между указанными сторонами ежегодно.

Из представленных суду материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> и администрация <адрес> заключили соглашение, в соответствии с которым администрация поселения передала администрации района осуществление полномочий в 2021 году по организации в границах муниципального образования <адрес> дорожной деятельности - строительство улично-дорожной сети общего пользования местного значения <адрес>; II этап строительства на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 148 т. 3).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны указали о то, что соглашение действует до полной реализации переданных по нему полномочий, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2017полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.

Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, другие критерии, обусловленные целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210107:2295 до дня рассмотрения дела судом прошло более девяти лет; со дня предоставления участка ФИО2 прошло более двух лет, между тем обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой транспортной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования участков по целевому назначению, в разумные сроки не выполнена.

Обеспечение объектами коммунальной инфраструктуры земельных участков для многодетных семей осуществляется в рамках государственной программы <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, за счет субсидии, предоставленной из бюджета <адрес> с обязательным условием софинансирования из бюджета муниципального образования.

В соответствии с соглашением, заключенным между администрацией <адрес> и администрацией поселка Емельяново, о передаче полномочий, проведена работа по разработке проекта строительства электросети и улично-дорожной сети общего пользования <адрес>.

Стоимость реализации всех 10 этапов строительства составляет 997226000 рублей.

Разрешая заявленные административными истцами требования, суд учитывает, что если предоставление земельного участка всобственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Иное, вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов, могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семье, были на момент их предоставления гражданам снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как установлено судом, земельные участки, принадлежащие административным истцам, относятся к категории земель земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе, индивидуальной жилой застройки, предоставлены в соответствии с государственной программой <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, предусматривающей обеспечение земельных участков, в том числе расположенных в <адрес>, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой. Данные земельные участки являются вновь образованными, ранее никакой инфраструктуры и коммуникаций на данной территории не имелось.

В соответствии с долгосрочной целевой программой <адрес> «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях <адрес> с целью развития жилищного строительства» (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П), в настоящее время данная государственная программа <адрес> реализуется наряду с подпрограммой «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», этапы и сроки реализации которых установлены на 2014-2030 гг.

Как следует из Паспорта государственной программы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, большая часть финансирования обеспечивается за счет средств бюджета <адрес>, безвозмездных поступлений ОАО ГМК «Норильский никель», федерального бюджета, внебюджетных источников, а также средств местных бюджетов.

В соответствии с Паспортом государственной программы, строительство улично-дорожной сети общего пользования местного значения в <адрес> (I и III этапы строительства) осуществляется за счет средств бюджета <адрес> с долей финансирования из бюджета <адрес>, в том числе, в 2023 году за счет краевого бюджета - 49056,2 тыс.рублей, бюджетов муниципальных образований - 2452,8 тыс.рублей; в 2014 году за счет краевого бюджета - 61325,5 тыс.рублей, бюджетов муниципальных образований - 3066,3 тыс.рублей.

Исходя из представленных в дело соглашений, часть полномочий администрации <адрес> по обеспечению земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, в частности, транспортной инфраструктурой, были возложены на администрацию <адрес>.

Обеспечение земельных участков, предоставленных, в частности, административным истцам для индивидуального жилищного строительства транспортной инфраструктурой вне реализации государственной программы в отношении данной территории, невозможно в связи с наличием в отношении данной территории краевой жилищной программы, предусматривающей целевое расходование бюджетных средств и вне бюджетных поступлений, с проведением поэтапных, плановых и комплексных работ в отношении всей территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также в связи с отсутствием денежных средств в местного бюджете вследствие значительного объема работ, связанных с устройством автомобильных дорог спорной территории.

Из представленных в дело материалов следует, что администрацией <адрес> ведется работа, направленная на получение субсидий из бюджета <адрес> для обеспечения земельных участков истцов необходимыми коммуникациями.

Учитывая, что земельные участки, в числе которых находятся и земельные участки административных истцов, были выделены по инициативе и при финансировании проведения работ по проектированию и строительству улично-дорожной сети <адрес>; данные земельные участки являются вновь образованными и ранее никакой инфраструктуры на данной территории не имелось, следовательно, у органов местного самоуправления поселения до введения в действие объектов транспортной инфраструктуры, обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог спорной территории, в которую включается деятельность по контролю сохранности дорог и их использования, не возникло.

Исходя из совокупности представленных в дело доказательств и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что обеспечение транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных административным истцам, относится к исключительной компетенции администрации <адрес> и осуществляется в рамках реализации принятых государственных программ, направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, к которым относятся в том числе, многодетные семьи.

Из представленного в дело положительного заключения государственной экспертизы, разработанной КГАУ «<адрес>вая государственная экспертиза», работы по обеспечению спорной территории объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры разделены на 10 этапов (л.д. 22). Из пояснений представителя администрации <адрес> в настоящее время выполнены и приняты администрацией поселка Емельяново работы всего одного этапа строительства - устройство подъезда к территории земельных участков, расположенных на площадке севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг, а также к территории земельных участков на площадке в 3 км. севернее птицефабрики «Заря» между автодорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново-Устюг. В соответствии с проектом, работы по устройству автодороги к участкам, принадлежащим истцам, запланированы 9 этапом строитльства.

С учетом того, что с момента предоставления ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 24:11:0210107:2295 прошло более девяти лет; со дня предоставления участка ФИО2 прошло более двух лет, установив, что обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой транспортной инфраструктурой до настоящего времени не выполнена; принимая во внимание, что от наличия возможности подъезда к земельному участку во многом зависит реальная возможность использования участками по целевому назначению, суд находит правомерными доводы истцов о допущенном публичными органами бездействии.

Исходя из длительности отсутствия транспортной инфраструктуры спорной территории, доводы представителя административного ответчика о принятии администрацией <адрес> необходимого комплекса мер, в частности, выполнения работ в пределах финансирования, не свидетельствует о принятии необходимых и достаточных мер, направленных на решение вопросов местного значения по обеспечению транспортной инфраструктуры земельных участков административных истцов, поскольку сроки, в течение которых истцы лишены возможности использования земельных участков по назначению вследствие отсутствия необходимой инфраструктуры, не являются разумными, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Отсутствие необходимого финансирования, не может являться основанием для освобождения от обязанности по обеспечению выделяемых земельных участков под индивидуального жилищное строительство многодетным семьям необходимой инфраструктурой.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым возложить на административного ответчика – администрацию <адрес> обязанность по устранению нарушений прав административных истцов путем организации мероприятий по строительству автомобильной дороги местного значения к земельным участкам, предоставленным истцам; с учетом принципов разумности и обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд находит разумным заявленный административными истцами срок для обеспечения земельных участков автомобильной дорогой 1 год с момента вступления решения в законную силу; изменение данного срока может отдалить на значительное время реальную защиту нарушенных и охраняемых законом интересов многодетной семьи ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании совершения действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в необеспечении автомобильной дорогой местного значения земельного участка с кадастровым номером , расположенного севернее птицефабрики «Заря» между дорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок .

Обязать администрацию <адрес> принять меры к подведению автомобильной дорогой местного значения к земельному участку с кадастровым номером , расположенному севернее птицефабрики «Заря» между дорогой Емельяново-Мужичкино и Емельяново–Устюг и к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, участок , в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Требования административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к администрации поселка <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.<адрес>