ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-370/2015 от 14.01.2016 Велижского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-43/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Велиж 14 января 2016 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего - судьи Корнева В.В.,

с участием прокурора Ковалева В.В.,

при секретаре: Кравцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Велижского района к Администрации муниципального образования «Велижский район» о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища - «Польское кладбище», расположенного по адресу: г. Велиж, ул. Рабочая, и обязать провести межевание земельного участка под указанным кладбищем,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Велижский район» о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища - «Польское кладбище», расположенного по адресу: г. Велиж, ул. Рабочая, и обязать провести межевание земельного участка под указанным кладбищем.

В обоснование требований сослался на то, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Велижского городского поселения находится место захоронения - общественное кладбище - «Польское кладбище», которое не имеет собственника. Отсутствие собственника общественного кладбища может привести к отсутствию должного контроля за ним, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Просит иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Велижский район» - Федорова Е.А., выступающая на основании соответствующей доверенности и диплома (л.д. 30, 31), административный иск не признала по тем основаниям, что отсутствие собственника кладбища не говорит о его бесхозности, доказательств тому истцом не представлено. К тому же в процессе передачи исполнений полномочий между муниципальными образованиями кладбище не передано по акту приема-передачи от города к району. Помимо этого, истцом не указаны границы земельного участка под кладбищем, который подлежит регистрации. В иске просит отказать.

Представитель заинтересованного лица - ФГУ «Земельная кадастровая палата», в судебное заседание не явился, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Указанные вопросы местного значения городского поселения с учетом п. 20, 22 ч.1 ст. 7, ч. 1, п. 19, 21 ч. 7 ст. 29 Устава МО «Велижское городское поселение» (л.д. 10-15) отнесены к полномочиям городского поселения, в лице Администрации МО «Велижский район».

Решением Совета депутатов Велижского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., Администрация МО «Велижский район» с 01.01.2013г. исполняет полномочия Администрации МО «Велижское городское поселение» (л.д. 23).

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из письменных материалов дела, на территории г. Велиж расположено 5 кладбищ, которые являются открытыми, общественными, кладбища не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования «Велижское городское поселение» и реестре муниципального имущества муниципального образования «Велижский район» кладбища не значатся (л.д. 5, 6).

В судебном заседании данный факт подтвержден и ответчиком не отрицается.

Таким образом, указанное бездействие административного ответчика свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Федеральным законом № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» в части постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища.

Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности Администрации МО «Велижский район» на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы ответчика несостоятельными, а требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлине - 300 рублей, не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства по основаниям п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Административное исковое заявление прокурора Велижского района к Администрации муниципального образования «Велижский район» о признании незаконным бездействие в постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество общественного кладбища - «Польское кладбище», расположенного по адресу: г. Велиж, ул. Рабочая, и обязать провести межевание земельного участка под указанным кладбищем, удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Велижский район», выразившееся в непостановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища - «Польское кладбище», расположенного по адресу: г. Велиж, ул. Рабочая.

3. Обязать Администрацию муниципального образования «Велижский район» Смоленской области провести межевание земельного участка под общественным кладбищем - «Польское кладбище», расположенного по ул. Рабочая в г. Велиж Смоленской области.

4. Обязать Администрацию муниципального образования «Велижский район» Смоленской области поставить на учет общественное кладбище - «Польское кладбище», расположенное по ул. Рабочая в г. Велиж Смоленской области в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

5. Обязать Администрацию МО «Велижский район» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Велижский районный суд и прокурору Велижского района.

Решение может быть обжаловано и подано представление в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись