ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-370/2022 от 24.01.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-370/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Йошкар-Ола 24 января 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

при секретаре судебного заседания Фарзалиевой Р.Р.,

с участием прокурора– помощника прокурора г. Йошкар-Олы по доверенности от <данные изъяты> ФИО1,

представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по доверенности от <данные изъяты> ФИО2, диплом бакалавра по направлению подготовки «юриспруденция» <данные изъяты>

представителя заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области по доверенности от <данные изъяты> ФИО3, диплом о наличии высшего юридического образования <данные изъяты> о присуждении квалификации «юрист» по специальности «юриспруденция», регистрационный номер <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной вещи автомобильной дороги общего пользования от улицы <данные изъяты>) прокурор просил обязать Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной указанной автомобильной дороги.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Марий Эл в <данные изъяты> была проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в интересах ООО «Технотех» по вопросу содержания дороги между <данные изъяты>. Проверкой установлено, что указанная дорога используется владельцами автомобильного транспорта по назначению и служит единственным проездом к многоквартирному жилому дому <данные изъяты> и производственным предприятиям. Однако на протяжении всего участка дороги отсутствуют дорожные знаки, разметка. Дорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии: имеются многочисленные дефекты в виде выбоин, ям, просадок, неровностей, проломов и иных повреждений, разрушение асфальтобетонного покрытия. Документов, подтверждающих факт принадлежности данного участка автомобильной дороги какому-либо собственнику, не имеется. Указанный участок дороги находится в границах городского округа г. Йошкар-Олы, вследствие чего осуществление дорожной деятельности в отношении данного участка автодороги является обязанностью администрации г. Йошкар-Олы. В связи с тем, что Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» мер к обеспечению безопасности дорожного движения на данном участке автодороги не принимает, не обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет обозначенного объекта как бесхозяйной недвижимой вещи, и не принимает мер к принятию объекта в муниципальную собственность, прокуратурой города <данные изъяты> мэру г. Йошкар-Олы было внесено представление. Однако до настоящего времени Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» меры по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет указанной автомобильной дороги общего пользования в качестве бесхозяйной не принимаются, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом админист-рации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее по тексту– КУМИ).

Прокурор в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» пояснила, что работа по подготовке документов технической инвентаризации на указанный объект инициирована, Комитетом начата работа по признанию участка автомобильной дороги бесхозяйным объектом.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального террито-риального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебном заседании с иском не согласилась, указала, что КУМИ осуществляются действия по постановке на учет объекта как бесхозяйной недвижимой вещи.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», представители заинтересованных лиц Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явились, будучи извещены. Согласно отзыву ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на иск, в удовлетворении иска к администрации ответчик просил отказать, ссылаясь на то, что обязанность по выявлению бесхозяйного имущества и принятии мер по включению его в реестр муниципальной собственности возложена на КУМИ согласно Положению о КУМИ.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту– КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ по общему правилу юридически значимыми обстоятельствами по указанной категории споров, которые подлежат доказыванию истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдение сроков обращения в суд. Ответчик в свою очередь должен доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Также в перечень обстоятельств, бремя доказывания которых ложится на ответчика, входит соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч. 1, 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных обильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об авто-мобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность– это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципального образования.

При этом положения ст. 21 указанного Закона предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно с. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту– ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую со собственник отказался. Бесхозяйные движимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 5, п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет Управление Росреестра.

Судом установлено, что на территории г. Йошкар-Олы имеется участок автомобильной дороги от улицы Строителей до улицы Большое Чигашево, проходящий у многоквартирного дома №52 по Кокшайскому проезду, от дома № 98б к1 по улице Строителей до дома № 42 по улице Большое Чигашево, который используется владельцами автомобильного транспорта для проезда.

Документов, подтверждающих факт принадлежности данного участка автомобильной дороги какому-либо собственнику, не имеется, что подтверждается информацией МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, сведениями Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, данными Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», сведениями АО «Ростехинвента-ризация- Федеральное БТИ», данными Единого государственного реестра недвижимости. По делу установлено, что регистрация права на данный объект не производилась.

Таким образом, собственник указанного объекта не установлен, то есть фактически имущество является бесхозяйным.

Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения,

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Частью 3 статьи 51 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, принятого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27.11.2019 №21VII (зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Республике Марий Эл 19.02.2020 №RU 123150002020001), установлено, что структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» утверждается городским Собранием по представлению главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города). В структуру администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы и иные структурные подразделения. Отраслевые (функциональные), террито-риальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» учреждаются и наделяются правами юридического лица решением городского Собрания. Отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» решают вопросы, отнесенные к их ведению, осуществляют исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в определенной сфере деятельности либо на определенной территории в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, настоящим Уставом, положениями о них, утверждаемыми решением городского Собрания, и иными муниципальными правовыми актами городского округа «Город Йошкар-Ола».

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26.11.2014 №27-VI «О структуре администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в структуру администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» включен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Согласно пункту 2.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением ХIII сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.04.2006 №243-IV, Комитет от имени городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2.2 Положения о КУМИ предусмотрено, что основными задачами Комитета являются:

- осуществление прав собственника в отношении муниципального имущества;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или ведении городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее земельные участки);

- приватизация муниципального имущества и земельных участков;

- обеспечение интересов городского округа «Город Йошкар-Ола» в процессе разграничения государственной собственности и формирования состава муниципальной собственности городского округа «Город Йошкар-Ола»;

- защита имущественных прав и интересов городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии с пунктом 2.3.2 Положения о КУМИ одной из функций в области владения, пользования и распоряжения муниципальной собственности является выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и принятие мер по включению его в реестр муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством.

Комитет обладает правами юридического лица, имеет самостоятельную смету, баланс, расчетные и иные счета, штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1.4 Положения о КУМИ).

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является уполномоченным органом по выявлению бесхозяйного имущества на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и принятию мер по включению его в реестр муниципальной собственности, и, следовательно, именно на него подлежит возложению обязанность по изложенному в иске требованию прокурора обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, о постановке участка автомобильной дороги на учет в качестве бесхозяйной вещи. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на указанный бесхозный объект, уклонение от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием безопасности дорожного движения, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества подлежат удовлетворению к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город «Йошкар-Ола», как к надлежащему, уполномоченному ответчику.

Доводы ответчика о том, что мероприятия по постановке на учет имущества в качестве бесхозяйной вещи осуществляются, не свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска. Ответчиком КУМИ допущено незаконное бездействие, не соответствующие вышеприведенному правовому регулированию, что нарушает право неопреде-ленного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по неисполнению обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной вещи автомобильной дороги общего пользования от <данные изъяты>

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имуществом, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной вещи автомобильной дороги общего пользования от улицы Строителей до улицы Большое Чигашево г. Йошкар-Олы– от дома № 98б к1 по улице Строителей до дома № 42 по улице Большое Чигашево в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения ответчик должен сообщить в суд и прокурору г. Йошкар-Олы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного иска прокурора г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обратиться с заявлением с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Смирнова

Мотивированное решение составлено

в окончательной форме 1 февраля 2022 года.

Решение04.02.2022