Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 октября 2019 года Кировский районный суд г. Самара в составе: председательствующего судьи Бесединой Т.Н., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3713/2019 (УИД №) по административному иску ФИО2 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным действие (бездействие) государственного органа, Установил: ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, выразившееся в возврате без рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. № о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 977 кв.м., кадастровый №, изложенное в Уведомление №; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» устранить нарушения законодательства посредством рассмотрения заявления о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 977 кв.м., кадастровый № по существу в соответствии с действующим законодательством. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ. им было подано заявление № в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 977 кв.м., кадастровый №, принадлежащего ему на праве собственности. На данный участок распространяется действие градостроительного регламента. Внесение данных изменений предполагалась осуществить в соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года № 61. Решением ФИО1 г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № в ПЗЗ были внесены изменения (в Приложение № - «Карта правового зонирования <адрес>, общей площадью 977,53 кв.м., кадастровый №, с целевым назначением земельного участка по Карте правового зонирования - Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) был измен на зону Ц-3 (общественно-деловая зона районного значения). В зоне Ц-3, согласно ПЗЗ, в числе основных видов использования установлен вид использования «Магазины». В этой связи, им было подано заявление в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка с «Под садоводство» на «Магазины». ДД.ММ.ГГГГ. заявление было возвращено заявителю без рассмотрения, о чем выдано Уведомление №. В качестве причины возврата указано: «Вами представлено заявление об изменении вида разрешенного использования с «Под садоводство» на «Магазины». Считает данное действие (бездействие) административного ответчика незаконным, т.к. нарушается действующий в РФ порядок рассмотрения заявлений о внесении зменений в сведения кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка. Кроме того, административный ответчик указал, что в соответствии с п. 24 ст. 54 ФЗ от 27.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается. При этом, административный ответчик не учитывает, что данное положение не может распространяться на земельный участок, хотя и имеющий вид использование «Под садоводство», но находящийся в Общественно-деловой территориальной зоне. Помимо того, сведения в ЕГРЮЛ о СДТ завода «Тарасова» отсутствуют, что означает, что такого некоммерческого объединения граждан не существует, и действие данной статьи также не распространяется на административного истца. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.50-51). Представитель заинтересованного лица: филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, в удовлетворении заявленных требований просили отказать (л.д.29-30). Заинтересованные лица: Департамент градостроительства г.о. Самара, СНТ "Завода им. Тарасова" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, уточненной площадью 977,53 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под садоводство, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., сведениями из ЕГРН (л.д.7). Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № внесены изменения в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. №61 (в Приложение № 3 «Карта правового зонирования города Самары»), согласно которым массив <адрес>, земельный участок площадью 977,53 кв.м. с кадастровым номером № в <адрес>, целевое назначение по Карте правового зонирования - Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) измен на зону Ц-3 (общественно-деловая зона районного значения) (л.д.8-2)). Согласно Выписке из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок площадью 977,00 кв.м., кадастровый № по адресу: <адрес> расположен в общественно-деловой зоне застройки районного значения (Ц-3) на основании Решения ФИО1ФИО1 округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, в числе основных видов разрешенного использования указаны «Магазины» (л.д.13-15). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст. 37 ГрК РФ). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, п. 2 ст. 7 ЗК РФ). В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ). Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в орган регистрации прав с заявлением № о государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0257001:10 в части вида разрешенного использования с «под садоводство» на «магазины» на основании Выписки из ИСОГД г.о. Самара от 01.07.2019г. № <адрес>-0-1 (л.д.53-56). По данному заявлению ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Росреестра по Самарской области вынесено Уведомление об оставлении заявления без рассмотрения по тому основанию, что в соответствии с пунктом 24 статьи 54 Федерального закона от 27.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается (л.д.16). Согласно ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, законодательно установлен закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для возврата заявления без рассмотрения. Ни одно из оснований для возврата заявления административного истца, установленное данной нормой, административным ответчиком в уведомлении не приведено. Сведения о регистрации в качестве юридического лица <адрес>» в ЕГРЮЛ отсутствуют. Поскольку сведения о регистрации <адрес>» в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, доказательств того, что спорный земельный участок входит в границы садоводческого товарищества не представлено, суд полагает, что такого некоммерческого объединения не существует, и действие п. 24 ст. 54 Закона №217-ФЗ не может распространяться на административного истца. Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Предметом регулирования КАС РФ является защита нарушенных прав, и законных интересов граждан, возникающих из публичных правоотношений. С учетом изложенных обстоятельств, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия Управления Росреестра по Самарской области не соответствуют действующему законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд Решил: Административные исковые требования ФИО2 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным действие (бездействие) государственного органа - удовлетворить. Признать незаконными действия Управление Росреестра по Самарской области, выразившееся в возврате без рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. № о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 977 кв.м., кадастровый №. Обязать Управление Росреестра по Самарской области рассмотреть заявление ФИО2 о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета о виде разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 977 кв.м., кадастровый № по существу. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 27.10.2019г. Председательствующий Беседина Т.Н. |