Дело № 2а-3716/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 21 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.,
рассмотрев по адресу: <...> в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Ленинского АО г. Омска о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Администрации Ленинского АО г. Омска о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 09.08.2017 г. обратилась в Администрацию Ленинского округа г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером Х площадью 602 кв. м., принадлежащем ей на основании свидетельства о регистрации права собственности Х от 16.04.2015 г. 15.08.2017 г. ФИО1 в выдаче данного разрешения было отказано на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 2 пункта 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории г. Омска», утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 года № 480-п (несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка). В соответствии с градостроительным планом земельного участка №RU Х, утвержденным распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.06.2017 года №2069, земельный участок расположен в границах зоны безопасности железной дороги. В 2014 г. по договору купли-продажи административный истец приобрела данный земельный участок с расположенным на нем жилым домом, незавершенным строительством. Планируя достроить данный жилой дом (инвентарный номер Х, общая площадь застройки 30 кв. м.), произвела следующие действия: - земельный участок находился в долевой собственности, в апреле 2015г. было заключено соглашение о разделе земельного участка и прекращении долевой собственности; - 2014-2016 гг. велись подготовительные работы на участке: межевание, вынос границ, поднятие грунта на участке, завоз строительных материалов и другое; - было произведено присоединение к электрическим сетям «ОмскЭлектро», открыт лицевой счет. При проведении подготовительных работ (2014-2016гг.) ФИО1 не обращалась в Администрацию с заявлением на получение необходимого разрешения, так как к завершению строительства дома, начатого прежним собственником, планировала приступить в настоящее время, в 2017 году, имея на руках свидетельство о государственной регистрации права собственности Х от 02.04.2014г на данный жилой дом, считала, что при соблюдении всех требований строительных нормативов, проблем с выдачей разрешения возникнуть не должно, однако получила отказ. Считает, данный отказ нарушает ее права, как собственника земельного участка, на строительство дома, противоречит ст. 209, 260 ГК РФ, а также противоречит документам, подтверждающим ее право собственности на данный земельный участок и жилой дом, незавершенный строительством, так как никаких существующих ограничений (обременений) ее прав не зарегистрировано; указанный жилой дом, незавершенный строительством, не нарушает прав и интересов других лиц; проектная документация соответствует нормам и требованиям закона; соседние дома на данной улице, согласно Градостроительному плану от 27.06.2017г, расположены в той же территориальной зоне, что и дом административного истца, незавершенный строительством. Просит признать выданный Администрацией Ленинского округа отказ от 15.08.2017 г. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ФИО1 земельном участке по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Администрацию Ленинского округа г. Омска выдать ФИО1 разрешение на строительство жилого дома на земельном участке Х площадью 602 кв. м.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска действующий на основании доверенности - ФИО2 в судебное заседание не явился о дне времени извещен надлежаще, направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. По существу заявленных требований, пояснил, что Администрацией ЛАО г. Омска 15.08.2017 г. отказано ФИО1 в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок, на котором предполагается строительство, находится в зоне безопасности железной дороги, в связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по доверенности - ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, направила в суд отзыв в котором, указала, что в соответствии с Положением о департаменте архитектуры, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска» (далее - Положение), в функции департамента архитектуры входит выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Департаментом архитектуры на основании обращения ФИО1 подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером Х, утвержденный распоряжением департамента архитектуры от 27.06.2017. Земельный участок с кадастровым номером Х, на котором расположен индивидуальный жилой дом истца, расположен в границах территориальной зоны Ж5-664 (зона жилой застройки смешанного типа). В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Правила) Зона жилой застройки смешанного типа (Ж-5) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения жилых домов следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности. Постановлением Администрации г. Омска от 30.04.2013 № 455-п утвержден проект планировки, проект межевания территории, расположенный в границах: первый берег реки Иртыш - граница полосы отвода железной дороги в направлении Черлакского тракта - южная граница территории СНТ «Сибирский садовод-1» - южная граница жилой застройки - в Ленинском АО города Омска, согласно которому земельный участок с кадастровым номером Х расположен в зоне безопасности железной дороги. Размещение объектов индивидуального жилищного строительства проектом планировки не предусмотрено. Данная информация отражена на чертеже градостроительного плана земельного участка. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены статьей 51 ГК РФ. В выдаче разрешения должно быть отказано при отсутствии необходимых для выдачи разрешения на строительство документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи решения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в решении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. На основании изложенного, полагает, что требования не подлежат удовлетворению.
Заслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В силу ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 16.04.2017 г. ФИО1 на основании соглашения о разделе земельного участка и прекращения долевой собственности от 01.04.2015 г. принадлежит земельный участок, площадью 602 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер Х (л. д. 8)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 02.04.2017 г. ФИО1 на основании договора купли-продажи от 22.03.2014 г. принадлежит жилой дом незавершенный строительством, общей площадью 30 кв.м. расположенный в <адрес> (л.д. 9)
09.08.2017 г. административный истец обратилась в Администрацию Ленинского АО г. Омска с заявлениями о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного объекта по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером Х площадью 602 кв. м.
15.08.2017 г. в выдаче указанного разрешения ФИО1 было отказано на основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 2 пункта 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории г. Омска», утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 года № 480-п (несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (л.д.24).
Согласно ч. 9 ст. 51 ГК. РФ, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Как установлено в судебном заседании земельный участок с кадастровым номером Х, на котором расположен индивидуальный жилой дом административного истца, расположен в границах территориальной зоны Ж5-664 (зона жилой застройки смешанного типа) (л.д.10-23).
В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611, в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:
- строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
- распашка земель;
- выпас скота;
- выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.
Указанные запреты и ограничения устанавливаются в решении Федерального агентства железнодорожного транспорта об установлении границ охранной зоны.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Правила) Зона жилой застройки смешанного типа (Ж-5) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения жилых домов следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Постановлением Администрации г. Омска от 30.04.2013 № 455-п утвержден проект планировки, проект межевания территории, расположенный в границах: первый берег реки Иртыш - граница полосы отвода железной дороги в направлении Черлакского тракта - южная граница территории СНТ «Сибирский садовод-1» - южная граница жилой застройки - в Ленинском АО города Омска, согласно которому земельный участок с кадастровым номером Х расположен в зоне безопасности железной дороги.
Размещение объектов индивидуального жилищного строительства проектом планировки не предусмотрено. Данная информация отражена на чертеже градостроительного плана земельного участка №RU Х, утвержденным распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 27.06.2017 года №2069, земельный участок расположен в границах зоны безопасности железной дороги. (л.д. 11)
Таким образом, суд считает, что отказ Администрации ЛАО г. Омска в разрешении на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером Х, расположенного по адресу: <адрес> (литера Б) соответствует действующему законодательству и не нарушает чьи-либо прав и законных интересов, так как ФИО4 не вправе осуществлять строительство капитальных зданий, в том числе дома, на указанной части участка в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером Х в зоне безопасности железной дороги.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Ленинского АО г. Омска о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.Н. Гончаренко
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2017 года.