Дело № 2а-3719/2020
УИД 23RS0037-01-2020-007555-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 23 декабря 2020 г.
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бойковой А.И.,
при секретаре Персиной О.Т.,
с участием представителя административных истцов – Филь С.В., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации МО г. Новороссийск – Оганесян А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административного иску Бутко Олега Александровича, Бутко Анны Владимировны, Бутко Александра Олеговича к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными уведомлений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Бутко О.А., Бутко А.В., Бутко А.О. обратились в суд с административным иском, в котором указали, что им принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером № площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с разрешенным использованием земельного участка административные истцы подали в Управление архитектуры и градостроительства МО <адрес> уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. На что получили уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Считают указанное уведомление незаконным, так как в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен в границах санитарно-защитной и зона ЗАО «Абрау-Дюрсо». Между тем, в обжалуемом уведомлении не имеется никаких ссылок, на нормативно – правовой документ, которым установлена санитарно – защитная зона в районе принадлежащего им земельного участка и какие ограничения установлены в данной зоне. В сведениях ЕГРН также не содержится границ какой – либо санитарной защитной зоны в районе земельного участка. Из схемы планируемых границах зон с особыми условиями (ограничениями) использования территории видно, что граница санитарно – защитной зоны от объектов промышленности, коммунально-складского и спецназначения касается, только дальней части земельного участка, где согласно уведомлению о планируемом строительстве жилой дом располагаться не будет. Кроме того, само название схемы говорит само за себя, а именно говорится, что границы планируемые, то есть они еще не установлены, а только планируются. Кроме того, администрация продавая им земельный участок в 2009 году по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ№-КП не могла – не знать о санитарно – защитной зоне ЗАО «Абрау-Дюрсо», поскольку данный завод на момент продажи земельного участка находился на том же самом месте и в тех же границах.
При этом, продавая административным истцам земельный участок администрация МО <адрес> установила вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы).
Далее в обжалуемом уведомлении указано, что регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, (утверждены решением городской Думы от 23.12.2014г. № (Решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>»)) принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне Р-1 «Зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования».То есть администрация продала административным истцам участок для индивидуального жилищного строительства, а затем без предупреждения и уведомления изменила территориальную зону. Между тем целевое назначение земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не поменялось. Установление территориальной зоны Р-1 в районе принадлежащего административным истцам земельного участка администрацией произведено с нарушением закона. Какого-либо решения о резервировании или изъятия принадлежащего им земельного участка в установленном законом порядке не принималось, ограничения прав на строительство в ЕГРН не вносились. Также в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в охранной зоне памятников археологии: дом жилой для семей специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, конец XIX в., р.<адрес>, лит. А. Дом жилой для семей французских специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, <адрес>, лит. А. Между тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не запрещается вести строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. В ЕГРН отсутствуют какие-либо обременения в отношении земельного участка, а также местоположение границ защитных зон объектов культурного наследия, при этом законодательство не запрещает строительство в таких зонах.
Просят суд признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. № - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в лице Управления архитектуры и градостроительства МО <адрес> принять положительное решение на поданное административным истцам уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов Бутко О.А., Бутко А.В., Бутко А.О. по доверенности Филь С.В. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель административного ответчика Администрации МО г. Новороссийск по доверенности Оганесян А.А. просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в оспариваемом уведомлении.
Заслушав объяснения сторон и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из материалов дела, Бутко О.А., Бутко А.В., Бутко А.О. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доли земельный участок с кадастровым номером № площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, соглашения о перераспределении земельного участка №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с разрешенным использованием земельного участка административные истцы подали в Управление архитектуры и градостроительства МО <адрес> уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. На что получили уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее уведомление).
В обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен в границах санитарно-защитной и зона ЗАО «Абрау-Дюрсо».
Однако, пп. "б" п. 16 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" установлено, что проект санитарно-защитной зоны должен содержать сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде).
Согласно пп. "г" п. 16 данного постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 проект санитарно-защитной зоны должен содержать перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Между тем, в обжалуемом уведомлении не имеется никаких ссылок, на нормативно – правовой документ, которым установлена санитарно – защитная зона в районе принадлежащего административным истцам земельного участка и какие ограничения установлены в данной зоне. В сведениях ЕГРН также не содержится границ какой – либо санитарной защитной зоны в районе земельного участка.
Из схемы планируемых границах зон с особыми условиями (ограничениями) использования территории видно, что граница санитарно – защитной зоны от объектов промышленности, коммунально-складского и спецназначения касается, только дальней части земельного участка, где согласно уведомлению о планируемом строительстве жилой дом располагаться не будет. Кроме того, само название схемы говорит само за себя, а именно говорится, что границы планируемые, то есть они еще не установлены, а только планируются.
Кроме того, администрация МО <адрес> продавая административным истцам земельный участок в 2009 году по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, а затем заключая с административными истцами соглашение о перераспределении земельного участка №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ не могла – не знать о санитарно – защитной зоне ЗАО «Абрау-Дюрсо», поскольку данный завод на момент продажи земельного участка находился на том же самом месте и в тех же границах. При этом, продавая земельный участок администрация МО <адрес> установила вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы). Именно для данных целей административные истцы и купили земельный участок у администрации.
Таким образом, в обжалуемом уведомлении не содержится ссылок на нормативные документы, которыми установлена санитарно – защитная зона и ограничения в отношении нашего земельного участка.
Далее в обжалуемом уведомлении указано, что регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, (утверждены решением городской Думы от 23.12.2014г. № (Решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>»)) принадлежащий административным истцам земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне Р-1 «Зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования».
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 17.08.2018 г. N 4-КГ18-50 реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.
Целевое назначение земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не поменялось.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, кодекс) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 9 ст. 31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Таким образом, при подготовке и утверждении проекта правил землепользования и застройки не были учтены вышеназванные требования закона.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 15 ст. 31 ГрК РФ после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В силу абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Если администрация планирует в районе земельного участка административных истцов установить зону парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования, то силу пункта 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561 (далее - Положение), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Однако, какого-либо решения о резервировании или изъятия принадлежащего административная истцам земельного участка в установленном законом порядке не принималось, ограничения прав на строительство в ЕГРН не вносились. В этой связи оснований для выдачи уведомления о несоответствии согласно в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не имеется.
Также в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в охранной зоне памятников археологии: дом жилой для семей специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, конец XIX в., р.<адрес>, лит. А. Дом жилой для семей французских специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, <адрес>, лит. А.
Между тем, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не запрещается вести строительство в охранной зоне объекта культурного наследия.
Согласно п.3 ст.15 Закона, единственным источником информации о наличии защитных зон является выписка из Единого реестра объектов культурного наследия РФ. При этом административный истец уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства в этой части не оспаривает.
В соответствии с п. 1 ст. 20.2 Закона управление направляет в орган регистрации прав сведения об установленных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 настоящего Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сроки, установленные пунктом 8 статьи 63 настоящего Федерального закона.
Направляемые в орган регистрации прав сведения о границах защитных зон объектов культурного наследия должны содержать подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия утверждаются правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Между тем, в ЕГРН отсутствуют какие-либо обременения в отношении земельного участка административных истцов, а также местоположение границ защитных зон объектов культурного наследия, при этом законодательство не запрещает строительство в таких зонах.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бутко Олега Александровича, Бутко Анны Владимировны, Бутко Александра Олеговича к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными уведомлений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления архитектура и градостроительства МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО г. Новороссийск в лице Управления архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск устранить допущенные нарушения путем принятия уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.
Судья: подпись