ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3719/20 от 23.12.2020 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-3719/2020

УИД 23RS0037-01-2020-007555-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новороссийск 23 декабря 2020 г.

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Бойковой А.И.,

при секретаре Персиной О.Т.,

с участием представителя административных истцов – ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика администрации МО г. Новороссийск – ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административного иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными уведомлений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском, в котором указали, что им принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с разрешенным использованием земельного участка административные истцы подали в Управление архитектуры и градостроительства МО <адрес> уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. На что получили уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. .

Считают указанное уведомление незаконным, так как в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен в границах санитарно-защитной и зона ЗАО «Абрау-Дюрсо». Между тем, в обжалуемом уведомлении не имеется никаких ссылок, на нормативно – правовой документ, которым установлена санитарно – защитная зона в районе принадлежащего им земельного участка и какие ограничения установлены в данной зоне. В сведениях ЕГРН также не содержится границ какой – либо санитарной защитной зоны в районе земельного участка. Из схемы планируемых границах зон с особыми условиями (ограничениями) использования территории видно, что граница санитарно – защитной зоны от объектов промышленности, коммунально-складского и спецназначения касается, только дальней части земельного участка, где согласно уведомлению о планируемом строительстве жилой дом располагаться не будет. Кроме того, само название схемы говорит само за себя, а именно говорится, что границы планируемые, то есть они еще не установлены, а только планируются. Кроме того, администрация продавая им земельный участок в 2009 году по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ-КП не могла – не знать о санитарно – защитной зоне ЗАО «Абрау-Дюрсо», поскольку данный завод на момент продажи земельного участка находился на том же самом месте и в тех же границах.

При этом, продавая административным истцам земельный участок администрация МО <адрес> установила вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы).

Далее в обжалуемом уведомлении указано, что регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, (утверждены решением городской Думы от 23.12.2014г. (Решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>»)) принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Р-1 «Зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования».То есть администрация продала административным истцам участок для индивидуального жилищного строительства, а затем без предупреждения и уведомления изменила территориальную зону. Между тем целевое назначение земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не поменялось. Установление территориальной зоны Р-1 в районе принадлежащего административным истцам земельного участка администрацией произведено с нарушением закона. Какого-либо решения о резервировании или изъятия принадлежащего им земельного участка в установленном законом порядке не принималось, ограничения прав на строительство в ЕГРН не вносились. Также в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером расположен в охранной зоне памятников археологии: дом жилой для семей специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, конец XIX в., р.<адрес>, лит. А. Дом жилой для семей французских специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, <адрес>, лит. А. Между тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не запрещается вести строительство в охранной зоне объекта культурного наследия. В ЕГРН отсутствуют какие-либо обременения в отношении земельного участка, а также местоположение границ защитных зон объектов культурного наследия, при этом законодательство не запрещает строительство в таких зонах.

Просят суд признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в лице Управления архитектуры и градостроительства МО <адрес> принять положительное решение на поданное административным истцам уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5 по доверенности ФИО1 требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.

Представитель административного ответчика Администрации МО г. Новороссийск по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в оспариваемом уведомлении.

Заслушав объяснения сторон и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как следует из материалов дела, ФИО3, ФИО4, ФИО5 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доли земельный участок с кадастровым номером площадью 817 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ-КП, соглашения о перераспределении земельного участка -ПР от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с разрешенным использованием земельного участка административные истцы подали в Управление архитектуры и градостроительства МО <адрес> уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. На что получили уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. (далее уведомление).

В обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен в границах санитарно-защитной и зона ЗАО «Абрау-Дюрсо».

Однако, пп. "б" п. 16 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" установлено, что проект санитарно-защитной зоны должен содержать сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде).

Согласно пп. "г" п. 16 данного постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 проект санитарно-защитной зоны должен содержать перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

Между тем, в обжалуемом уведомлении не имеется никаких ссылок, на нормативно – правовой документ, которым установлена санитарно – защитная зона в районе принадлежащего административным истцам земельного участка и какие ограничения установлены в данной зоне. В сведениях ЕГРН также не содержится границ какой – либо санитарной защитной зоны в районе земельного участка.

Из схемы планируемых границах зон с особыми условиями (ограничениями) использования территории видно, что граница санитарно – защитной зоны от объектов промышленности, коммунально-складского и спецназначения касается, только дальней части земельного участка, где согласно уведомлению о планируемом строительстве жилой дом располагаться не будет. Кроме того, само название схемы говорит само за себя, а именно говорится, что границы планируемые, то есть они еще не установлены, а только планируются.

Кроме того, администрация МО <адрес> продавая административным истцам земельный участок в 2009 году по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ-КП, а затем заключая с административными истцами соглашение о перераспределении земельного участка -ПР от ДД.ММ.ГГГГ не могла – не знать о санитарно – защитной зоне ЗАО «Абрау-Дюрсо», поскольку данный завод на момент продажи земельного участка находился на том же самом месте и в тех же границах. При этом, продавая земельный участок администрация МО <адрес> установила вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью введения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы). Именно для данных целей административные истцы и купили земельный участок у администрации.

Таким образом, в обжалуемом уведомлении не содержится ссылок на нормативные документы, которыми установлена санитарно – защитная зона и ограничения в отношении нашего земельного участка.

Далее в обжалуемом уведомлении указано, что регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, (утверждены решением городской Думы от 23.12.2014г. (Решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>»)) принадлежащий административным истцам земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Р-1 «Зона парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования».

Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 17.08.2018 г. N 4-КГ18-50 реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.

Целевое назначение земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости не поменялось.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, кодекс) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Пунктом 9 ст. 31 ГрК РФ установлена обязанность органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Таким образом, при подготовке и утверждении проекта правил землепользования и застройки не были учтены вышеназванные требования закона.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно ч. 15 ст. 31 ГрК РФ после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В силу абз. 13 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Если администрация планирует в районе земельного участка административных истцов установить зону парков, скверов, бульваров, озеленения общего пользования, то силу пункта 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 561 (далее - Положение), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Однако, какого-либо решения о резервировании или изъятия принадлежащего административная истцам земельного участка в установленном законом порядке не принималось, ограничения прав на строительство в ЕГРН не вносились. В этой связи оснований для выдачи уведомления о несоответствии согласно в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не имеется.

Также в обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером расположен в охранной зоне памятников археологии: дом жилой для семей специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, конец XIX в., р.<адрес>, лит. А. Дом жилой для семей французских специалистов - виноделов удельного имения Абрау-Дюрсо, <адрес>, лит. А.

Между тем, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не запрещается вести строительство в охранной зоне объекта культурного наследия.

Согласно п.3 ст.15 Закона, единственным источником информации о наличии защитных зон является выписка из Единого реестра объектов культурного наследия РФ. При этом административный истец уведомление о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства в этой части не оспаривает.

В соответствии с п. 1 ст. 20.2 Закона управление направляет в орган регистрации прав сведения об установленных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 настоящего Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сроки, установленные пунктом 8 статьи 63 настоящего Федерального закона.

Направляемые в орган регистрации прав сведения о границах защитных зон объектов культурного наследия должны содержать подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия утверждаются правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Между тем, в ЕГРН отсутствуют какие-либо обременения в отношении земельного участка административных истцов, а также местоположение границ защитных зон объектов культурного наследия, при этом законодательство не запрещает строительство в таких зонах.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконными уведомлений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления архитектура и градостроительства МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию МО г. Новороссийск в лице Управления архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск устранить допущенные нарушения путем принятия уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья: подпись