ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-371/18 от 18.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Доля О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации г. Пензы о признании незаконным ответа администрации г. Пензы от 12 января 2018 г. №5-16-20 о проведении митинга,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 09.01.2018 г. в администрацию г. Пензы было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга 21 января 2018 года с 12:00 до 14:00, на одной из площадок по следующим адресам: <...> перед зданием администрации <...>) г. Пенза, площадка перед Областным драматическим театром на ул. Московская, г. Пенза, сквер у часов с кукушкой в районе Фонтанной площади на ул. Московской, с предполагаемым количеством участников 400 человек.

Административными истцами был получен ответ от администрации г.Пензы от 12.01.2018 г. №5-16-20 с предложением провести публичное мероприятие на площадке в центре сквера им. Ф.Э. Дзержинского между строениями по ул. Октябрьская, 2 и Октябрьская, 4, в связи с тем, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы №1788 от 26.09.2017 г. на ул. Московской (от пересечения ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп» в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. Луначарского (ул. Московская, 89) до жилого дома по ул. Московской, 80, что не позволяет обеспечить безопасность участников митинга в указанном месте. Указали, что проведение публичного мероприятия на ул. Московской перед Пензенским областным драматическим театром им. А.В. Луначарского создаст помехи движению пешеходов.

Административный ответчик ссылается на то, что заявленная численность участников митинга 400 человек на площади перед зданием городской администрации и в сквере с башенными часами «Кукушка» превышает нормативы, определенные постановлением администрации г. Пензы от 09.02.2009 г. №190 «Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в городе Пензе», так как, в соответствии с.п.7 ч.4 ст.5 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение норм предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия.

Административные истцы считают, что административный ответчик администрация г. Пензы уклонилась от согласования публичного мероприятия в указанных местах, тем самым нарушая право на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции РФ, ФЗ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу не подавалась.

Считают, что довод администрации г. Пензы о том, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы №1788 от 26.09.2017 г. на ул. Московской (от пересечения с ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп», в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый Паровозик», является не состоятельным, т.к. п.1 данного постановления установлено, что сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп» проводится в период с 28.09.2017 г. по 21.12.2017 г.

Довод администрации г. Пензы о том, что проведение публичного мероприятия на ул. Московской перед Пензенским областным драматическим театром им. А.В. Луначарского создаст помехи движению пешеходов также считают несостоятельным, в связи с тем, что ч. 3 ст.2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2012 года №2301-ЗПО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Пензенской области» уже установлены места, в которых проведение публичного мероприятия может создать помехи движению пешеходов. Данной нормой закона запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в зданиях железнодорожных вокзалов и аэропортов и на расстоянии менее 30 метров от этих зданий. Заявленное место не относится к указанным местам.

Довод администрации г. Пензы о том, что заявленная численность участников – 400 человек превышает нормативы, установленные постановлением администрации г. Пензы от 09.02.2009 г. №190 «Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в городе Пензе» так же считают необоснованным, т.к. заявленные места соответствии с п.1 указанного постановления являются открытыми территориями, норматив для которых составляет не более 1,0 человека на 1 квадратный метр, что позволяет обеспечить проведение публичного мероприятия с заявленной численностью.

Просит суд признать незаконным ответ администрации г. Пензы от 12 января 2018 г. №5-16-20 и проведении митинга, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации города Пензы ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск ФИО1, ФИО2 не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснила, что в ответе от 12.01.2017 г. имела место техническая описка, имелась ввиду сезонная ярмарка «Новогодняя», организованная в соответствии с постановлением администрации г. Пензы №2390 от 12.12.2017 г. «Об организации сезонной ярмарки «Новогодняя» и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней в городе Пензе».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что ФИО1, ФИО2 09.01.2018 г. в администрацию г. Пензы подано уведомление о проведении публичного мероприятия, цель мероприятия: поддержка обманутых дольщиков ОАО «Пензастрой» и других застройщиков.

12.01.2018 г. администрация г. Пензы в своем ответе №5-16-20 указала, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы № 11788 от 26.09.2017 г. на ул. Московской (от пересечения ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп» в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. Луначарского (ул. Московская, 89) до жилого дома по ул. Московской, 80, что не позволяет обеспечить безопасность участников митинга в указанном месте. В соответствии со ст. 8 ФЗ №54 – ФЗ от 19.06.2014 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае не обеспечения безопасности, участников публичного мероприятия, проведение публичного мероприятия не допускается. Также проведение публичного мероприятия с количеством участников 400 человек на ул. Московской, перед Пензенским областным драматическим театром им. А.В. Луначарского, создает помехи движению пешеходов, нарушая их конституционное право на свободу передвижения. Заявленная численность участников митинга 400 человек на площади перед зданием городской администрации и в сквере с башенными часами «Кукушка» превышает нормативы, определенные постановлением администрации г. Пензы от 09.02.2009 г. №190 «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в городе Пензе», а в соответствии с п. 7 ч.4 ст. 5 ФЗ №54 от 19.06.2004 г. организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение норм предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, на основании ст.12 ФЗ №54 ФЗ от 19.06.2004 г.

Администрацией г. Пензы было предложено провести митинг с количеством участников 400 чел. на площадке в центре сквера им. Ф.Э. Дзержинского между строениями по ул. Октябрьской, 2 и ул. Октябрьской, 4.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон).

Согласно п.3 ст.2 данного Закона митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального Закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Федерального Закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Часть 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на лиц, участвующие в деле, обязанность доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 2 Закона Пензенской обл. от 30.11.2012 N 2301-ЗПО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пензенской области» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Правительство Пензенской области определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 24.12.2012 N 936-пП «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пензенской области» (вместе с "Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пензенской области") пп. 1, 2 определены единые специально отведенные места: площадка перед центральным входом в МБУ Парк культуры и отдыха "Олимпийский" (со стороны улицы Гагарина); площадка в центре сквера между строениями по улице Октябрьской, 2 и улице Октябрьской, 4.

Кроме того, в соответствии с постановлением администрации г. Пензы №2390 от 12.12.2017 г. «Об организации сезонной ярмарки «Новогодняя» и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней в городе Пензе» решено организовать на земельных участках, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, сезонную ярмарку "Новогодняя" (далее - ярмарка) по адресам: <...> (от пересечения с ул. Суворова до Советской площади); район пересечения пр. Строителей и ул. Глазунова (площадка "Могилевский дворик"); ул. Суворова, 215 - площадь "Юбилейная"; ул. Пушкина - сквер "Копилка пословиц"; площадь им. В.И. Ленина; Фонтанная площадь в период с 23.12.2017 по 17.03.2018.

Ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. Луначарского (ул. Московская, д. 89) до пл. им. Ленина.

При этом суд учитывает, что в оспариваемом ответе администрация г.Пензы допустила техническую ошибку, сославшись на постановление администрации г.Пензы 11788 от 26.09.2017 г., которым организована сезонная ярмарка «Осенний калейдоскоп», вместо постановления администрации г. Пензы №2390 от 12.12.2017 г. «Об организации сезонной ярмарки «Новогодняя».

Учитывая заявленное количество участников митинга (400 человек), администрация г.Пензы в целях исключения угрозы безопасности как участников данного мероприятия, так и лиц, которые могут находится в месте его проведения в определенное время правомерно предложила истцам площадку для проведения митинга в центре сквера между строениями по улице Октябрьской, 2 и улице Октябрьской, 4 в г.Пензе, то есть, единое специально отведенное, приспособленное для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан место для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пензенской области, установленное Постановлением Правительства Пензенской обл. от 24.12.2012 N 936-пП.

Суд также учитывает, что оспариваемый ответ администрации г.Пензы не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга), а является предложением организатору публичного мероприятия изменить место его проведения, что позволило бы реализовать его цели и соответствовать требованиям законодательства, которое административный ответчик с учетом большого количества участников публичного мероприятия был вправе сделать.

При таких обстоятельствах оснований считать оспариваемый ответ незаконным у суда не имеется.

При этом суд не принимает во внимание доводы административных истцов о том, что в запрашиваемых ими местах ранее неоднократно проводились пикеты и публичные мероприятия, что подтверждается распечатками из сайтов в интернете, у Пензенского областного драматического театра им. Луначарского положены бетонные блоки, площадь на запрашиваемых местах позволяет провести митинг с участием 400 человек, поскольку, они не могут являться основанием для удовлетворения иска административных истцов по вышеуказанным основаниям.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что ответ администрации г.Пензы от 12 января 2018 г. №5-16-20 ФИО1, ФИО2 является правомерным и не нарушает прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1, ФИО2 к администрации г. Пензы о признании незаконным ответа администрации г. Пензы от 12 января 2018 г. №5-16-20 о проведении митинга оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2018 г.

Судья: