Дело №2а-371/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 г. г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой О.Ж.
при секретаре Нурумовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Троицка Челябинской области о признании незаконными действий по оставлению без рассмотрения вопроса об организации межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома и отдельно стоящей квартиры аварийным жильем, о возложении обязанности принять решение об организации межведомственной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Троицка Челябинской области о признании незаконными действий администрации города Троицка об оставлении без рассмотрения вопроса об организации межведомственной комиссии о признании дома, расположенного по адресу: <...> и отдельно стоящей квартиры N 13, расположенной по адресу: <...>, аварийным жильем, о возложении обязанности принять решение об организации межведомственной комиссии о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> и отдельно стоящей <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, аварийным жильем.
В обоснование иска указано, что она является собственником отдельно стоящей квартиры N 13, расположенной по адресу: <адрес>. 14.09.2020 ею в администрацию города Троицка было подано заявление об организации межведомственной комиссии о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> и отдельно стоящей квартиры N 13, расположенной по адресу: <адрес> аварийным жильем. Данное заявление было подписано всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.
По результатам рассмотрения заявления истицей получен ответ Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области от 16.12.2020 об оставлении заявления без рассмотрения, по причине того, что собственники жилых помещений № 1,2,3,7 не представили правоустанавливающих документов, кроме того, 22.10.2020 семь собственников жилых помещений обратились в Управление с заявлением об отказе признания многоквартирного дома аварийным.
Административный истец считает, что ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" ответчик не наделен правом оставлять заявление без рассмотрения, а обязан организовать межведомственную комиссию о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> и отдельно стоящей квартиры N 13, расположенной по адресу: <адрес>, аварийным жильем. Для принятия решения об организации межведомственной комиссии ответчику были предоставлены все требуемые документы, в том числе технические паспорта на <адрес>, правоустанавливающие документы на жилые помещения, заключение инструментального обследования технического состояния конструкций <адрес>, техническое заключение по результатам обследования жилого дома.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители административного истца ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика - администрации г.Троицка Челябинской области ФИО4 в судебном заседании не участвовала. Представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении иска, т.к. к заявлению не были приложены правоустанавливающие документы на квартиры № <адрес> документы удостоверяющие личности заявителей, кроме того, 22.10.2020 собственники жилых помещений № 1.2,3.5,7.8,10 обратились в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области с заявлением об отказе признания многоквартирного дома аварийным и с просьбой проведения капитального ремонта дома (л.д.136).
ПредставительУправления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области ФИО5 просил в удовлетворении иска отказать по доводам изложенным в отзыве администрации г.Троицка Челябинской области.
Заинтересованное лицо ФИО6 просил в удовлетворении заявления отказать, т.к. оснований для признания дома аварийным, подлежащим сносу не имеется, в доме следует осуществить капитальный ремонт.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО13 не участвовал в судебном заседании, передал телефонограмму о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает мнение своей матери ФИО7
Заинтересованное лицо ФИО14 не участвовала в судебном заседании, извещена надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка с отметкой о согласии с иском.
Заинтересованные лица ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 не участвовали в судебном заседании, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, возражали против иска.
Заинтересованное лицо ФИО20 не участвовал в судебном заседании, передал телефонограмму о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против иска.
Заинтересованное лицо ФИО21 не участвовал в судебном заседании, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд решил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно техническому паспорту многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> состоит из тринадцати квартир, квартира N <адрес> является отдельно стоящей, собственником данной квартиры является ФИО1
14.09.2020 ФИО1 обратилась в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.128-129).
Данное заявление было подписано собственниками квартир в многоквартирном доме № <адрес>, а именно : ФИО20, собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № <адрес><адрес>, ФИО16, собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>, ФИО6, собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, ФИО15, собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №<адрес> ФИО17, собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, ФИО19, собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, зарегистрированную по адресу : <адрес>; ФИО7, собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, ФИО13, собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, ФИО14, собственником <адрес>, ФИО8, собственника <адрес>, ФИО18, собственником <адрес>, ФИО9, собственником <адрес>, ФИО10, собственником <адрес>, ФИО21, собственником <адрес>, ФИО11, собственником <адрес>, ФИО12, собственником <адрес>.
На заявление от 14.09.2020 истица получила ответ администрации г.Троицка от 30.09.2020 N 5027, в котором указано, что для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным необходимо представить в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области следующие документы: заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома (л.д.154).
24.11.2020 ФИО1 обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, приложила следующие документы: техническое заключение по результатам обследования жилого дома; заключение инструментального обследования технического состояния конструкций <адрес>; копии правоустанавливающих документов на жилые помещения № <адрес>, а также технический паспорт на дом (л.д.121,127,23-68, 69-94, 202-209). Данные обстоятельства никем не оспариваются.
04.12.2020 ФИО1 обратилась в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области с заявлением, в котором обратила внимание, что по заявлениям от 14.09.2020, от 24.11.2020 не принято надлежащее решение, в связи с чем, просила организовать межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.125-126).
07.12.2020 Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области на заявление от 24.11.2020 в адрес истца направлен ответ, в котором указано, что вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу остается без рассмотрения, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на жилые помещения <адрес>л.д.120).
16.12.2020 Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области на заявление от 04.12.2020 в адрес истца повторно направлен ответ, в котором указано, что вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу остается без рассмотрения, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на жилые помещения № <адрес>, дополнительно указано, что 22.10.2020 семь собственников жилых помещений, подписавших заявление от 14.09.2020, обратились в Управление с заявлением об отказе признания многоквартирного дома аварийным (л.д.124).
Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 ст. 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обоснованных документов.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в соответствии с пунктом 45 Положения предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацами третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, поэтому она вправе была обратиться с заявлением о признании указанного дома непригодным для проживания.
К своему обращению ФИО1 предоставила все требуемые документы: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома (техническое заключение по результатам обследования жилого дома), заключение инструментального обследования технического состояния конструкций <адрес>, кроме того, представила технический паспорт на <адрес>, правоустанавливающие документы на жилые помещения <адрес>.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Поскольку пункт 45 Положения содержит исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан представить для начала процедуры оценки соответствия помещения установленным настоящим Положением требованиям, оставление заявления без рассмотрения по тому основанию, что заявителем не предоставлены правоустанавливающие документы на жилые помещения <адрес> безосновательно, поскольку в силу п.п.б п.44 Положения к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что право собственности на указанные квартиры, собственники которых не представили копии правоустанавливающих документов, зарегистрированы в ЕГРН (л.д.155-157, 158, 159,177), поэтому в соответствии с пунктом 45(2) Положения Межведомственная комиссия могла получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на указанные жилые помещения на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
Оставление административным ответчиком без рассмотрения заявления ФИО1 по причине того, что собственники помещений № <адрес> обратились 22.10.2020 в Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области с заявлением об отказе от признания многоквартирного дома аварийным также является неправомерным, поскольку предоставление заявлений от всех собственников помещений в многоквартирном доме для признания жилого помещения непригодным для проживания Положением не предусмотрено, о чем также указано в Письме Минстроя России от 21.07.2016 N 22985-ОБ/07 "По вопросу обследования жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) для проживания".
Учитывая то, что собственники квартир <адрес>, в том числе ФИО1 от своего заявления не отказались, оно подлежало рассмотрению по существу.
Кроме того, следует отметить, что в силу пункта 46 Положения, в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия именно Межведомственная комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы.
Между тем, по обращению ФИО1 Межведомственная комиссия не создавалась, заявление в Межведомственную комиссию не передавалось, Комиссия поступившее заявление не рассматривала, не оценивала полноту прилагаемых к нему документов. При этом, Положением администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской областиправо возвращать без рассмотрения заявление не предоставлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия администрации г.Троицка Челябинской области по оставлению без рассмотрения заявления ФИО1 об организации межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес> отдельно стоящей <адрес>, расположенной по адресу : <адрес>, аварийным жильем, следует признать незаконными, на административного ответчика следует возложить обязанность устранить нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения ее заявления.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исковое заявление подано истцом 28.02.2021, т.е. без нарушения установленного срока.
Руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия администрации г.Троицка Челябинской области по оставлению без рассмотрения вопроса об организации межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес> отдельно стоящей <адрес>, расположенной по адресу : <адрес>, аварийным жильем.
Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 об организации межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу : <адрес> отдельно стоящей <адрес>, расположенной по адресу : <адрес>, аварийным жильем.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.