10RS0011-01-2020-004805-47
Дело № 2а-3720/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводск об оспаривании бездействий регистрирующего органа,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействий регистрирующего органа. Требования заявлены по тем основаниям, что административный истец 06.05.2020 года направила ответчику обращении по форме Р14001 об исключении сведений о ней в ЕГРЮЛ как о директоре ТСЖ «Сосновая, 23». Ответчик письмом от 20.05.2020 года сообщил о невозможности исключения сведений об истце как директоре юридического лица до принятия решения о назначении нового единоличного исполнительного органа и обращения указанным лицом по форме Р14001. Истец просит обязать административного ответчика в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу исключить из ЕГРЮЛ сведения о ФИО1, как о лице, имеющем право действовать от имени ТСЖ «Сосновая, 23» без доверенности.
Определением от 04.06.2020 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо ТСЖ «Сосновая, 23».
Заявлением от 25.06.2020 года истец уточнила требования, заявила об оспаривании бездействий ответчика, выраженных в не рассмотрении заявления истца по форме Р14001 от 06.05.2020 года.
Административный истец в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что ТСЖ «Сосновая, 23», несмотря на ее просьбы, не совершает действий по исключению сведений о ней в ЕГРЮЛ как о директоре ТСЖ «Сосновая, 23», обращение к ответчику по форме Р34001 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, повлечет для нее в дальнейшем негативные последствия.
Полномочный представитель административного ответчика ИФНС России по г.Петрозаводск ФИО2 в судебном заседании с иском не согласна, поддержала письменный отзыв на иск.
Заинтересованное лицо ТСЖ «Сосновая, 23» не обеспечило свое участие в судебном заседании, о рассмотрении дела извещено.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются положениями указанного нормативного акта. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в реестре содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ определено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения изменений касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного закона. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о руководителе обязано представить в регистрирующий орган соответствующее заявление.
Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р14001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявителем выступает вновь назначенный руководитель общества, подпись которого засвидетельствована в нотариальном порядке. Отсутствие заявления, поданного по утвержденной форме, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием, для отказа регистрирующим органом в их совершении в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Судом установлено, что на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ 27.11.2009 года ФИО1 является председателем ТСЖ «Сосновая, 23», имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица. Согласно представленному суду истцом протоколу №1 Правления товарищества ТСЖ «Сосновая, 23» от 19.01.2012 года ФИО1 избрана председателем правления сроком на 2 года. По пояснениям истца полномочия ФИО1 не продлевались, истекли 19.01.2014 года, на должность председателя назначено иное лицо, в подтверждение чего представлен протокол №12 общего собрания 25.09.2014 года за подписью председателя Правления ТСЖ «Сосновая, 23» ФИО3.
06.05.2020 ФИО1 представила через личный кабинет интернет-обращение о рассмотрении ее заявления по форме Р14001 и исключении сведений о ней, являющихся недостоверными, из ЕГРЮЛ. К заявлению было приложено заявление по форме Р14001, в котором имелись сведения об истце как о заявителе, подпись заявителя не была засвидетельствована нотариально.
Письмом от 20.05.2020 № 6.1-13/03901 административному истцу был разъяснен порядок обращения с заявлением об исключении сведений из ЕГРЮЛ о руководителе, а также порядок внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений по форме Р34001.
По доводам иска административный ответчик незаконно бездействует, не совершая действий по исключению сведений из ЕГРЮЛ о руководителе ТСЖ «Сосновая, 23» по обращению истца от 06.05.2020 года.
Порядок представления документов при государственной регистрации регламентирован статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Усиленная квалифицированная электронная подпись - это электронная подпись, которая согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» отвечает всем признакам усиленной неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: 1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; 2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В частности, она позволяет определить, кто подписал электронный документ, и проверить, вносились ли в него после подписания изменения; имеет дополнительные признаки, которые свидетельствуют о более высокой степени ее защиты; ключ проверки электронной подписи указывается в квалифицированном сертификате, который могут создать только в удостоверяющем центре, аккредитованном при Минкомсвязи России. Форма и содержание сертификата строго регламентированы законом и требованиями ФСБ России (ч. 1, 2, 4 ст. 17 Закона об электронной подписи, Приказ ФСБ России от 27.12.2011 № 795); для создания и проверки квалифицированной ЭП используют особые средства ЭП (как аппараты, так и компьютерные программы). Они должны иметь подтверждение того, что соответствуют специальным техническим требованиям. На основании закона уполномоченный орган в области обеспечения безопасности устанавливает соответствующие требования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 8 Закона об электронной подписи). Такие требования утверждены Приказом ФСБ России от 27.12.2011 № 796.
Личный кабинет налогоплательщика – это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется налоговым органом в установленном Приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» порядке. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 июля 2015 года для налогоплательщиков - физических лиц реализована возможность бесплатно установить сертификат усиленной неквалифицированной подписи непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».
Сертификат может быть использован для подписания и направления в налоговые органы налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и иных документов. Закон распространяется только на налогоплательщиков - физических лиц и только при взаимодействии через «личный кабинет». Указанное положение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков - физических лиц в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Усиленная неквалифицированная подпись выдается на бесплатной основе удостоверяющим центром ФНС России только в целях взаимодействия с налоговыми органами посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129- ФЗ.
Документы, направляемые в регистрирующий орган в форме электронных документов оформляются в соответствии с:
Приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг»;
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Согласно пункту 14 Главы 3 Приказа сформированные в соответствии с главой II Приказа файлы с использованием специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию», упаковываются (архивируются) в формате zip в пакет, содержащий несколько файлов. После направления необходима проверка направленного транспортного контейнера в МИ ФНС России по ЦОД. В МИ ФНС России по ЦОД осуществляется форматно-логический контроль сформированного в соответствии с пунктом 14 Приказа транспортного контейнера на наличие в нем описи вложения, файлов в соответствии с описью вложения, отсутствие искажения файлов, соответствие электронной подписи требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.
Обращение ФИО1 от 06.05.2020 было направлено ответчику через личный кабинет налогоплательщика физического лиц, а именно через раздел «нет подходящей жизненной ситуации» раздела «жизненные ситуации». Подраздел позволяет заполнить заявление в свободной форме и при необходимости прикрепить документы для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ, кроме этого при направлении заявления в свободной формы отсутствует необходимость подписания направляемых документов, а именно использование усиленной неквалифицированной подписи, а так же квалифицированная ЭП.
Таким образом, в программном комплексе Lotus ИФНС России по г. Петрозаводску зарегистрировано заявление в свободной форме ФИО1 обращение (жалоба, заявление, предложение) № 06170/ЗГ от 06.05.2020, к своему обращению ФИО1 прикреплено заявление в формате многостраничный tif, упакованный по средствам программного обеспечения в пакет формата zip.
Поданное истцом обращение не отвечало требованиям ст. 9 ФЗ №129-ФЗ в части порядка направления и, требованиям, предъявляемым к заявлению по форме Р14001, фактически было исполнено в свободной форме, в связи с чем у ответчика имелись основания для разрешения указанного обращения в порядке Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и разъяснения истцу порядка обращения с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ либо о недостоверности таких сведений.
По доводам иска обращение к ответчику по форме Р34001 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ повлечет для истца в дальнейшем негативные последствия. Указанные доводы объективно ничем не подтверждены. Для исключения из ЕГРЮЛ неактуальных сведений о руководителе организации прежний руководитель может обратиться с соответствующим заявлением о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме № Р34001, что предусмотрено п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 1.1 Письма ФНС России от 09.07.2018 № ГД-4-14/13083. В случае направления физическим лицом в регистрирующий орган заявления о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности таких сведений, ограничения на включение в ЕГРЮЛ сведений о таком физическом лице в течение 3 лет с момента внесения вышеуказанной записи на такое физическое лицо не распространяются, что следует из подпункта «л» пункта 1 статьи 5, пункт 5 статьи 11, подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, незаконных бездействий по разрешению обращения истца от 06.05.2020 года судом не установлено, права истца административным ответчиком не нарушены.
Настоящий иск подан в суд 03.06.2020 года, срок на обжалование действий ответчика истцом не нарушен.
Согласно статье 227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 08.07.2020 года