ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3723/2021 от 07.04.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-787/2022

УИД 18RS0005-01-2021-005913-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» апреля 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Нуртдиновой С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Татаркиной Л.И., Темникова А.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки нежилого помещения и сохранения нежилого помещения в перепланированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Татаркина Л.И. и Темников А.В. обратились в суд с административным иском об оспаривании решения Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об отказе в согласовании перепланировки нежилого помещения и сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии, которым просит признать отказ незаконным, сохранить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии в соответствии с планом жилого помещения и экспликацией по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками нежилого помещения по адресу: <адрес> (по <данные изъяты> доле каждый). Во время эксплуатации собственниками осуществлена перепланировка помещения – демонтированы помещение , стена с дверным проемом между помещениями , в связи с чем образовалось помещение площадью 14,5 кв. м. и помещение площадью 13,8 кв. м. В результате перепланировки, согласно технической инвентаризации, проведенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь помещения увеличилась на 0,9 кв. м. и составила 28,3 кв. м. Произведенная перепланировка не ухудшает условия проживания жильцов дома, не нарушает их права и законные интересы, не создает угрозу их жизни или здоровью, не нарушает работу инженерных систем и установленного в жилом доме оборудования, а также не приводит к ухудшению сохранности и внешнего вида фасада жилого дома.

Административные истцы Татаркина Л.И., Темников А.В., представитель административного ответчика Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом, представитель административного ответчика представил суду письменные возражения, согласно которым проектная документация истцами не представлена, обследование помещения не проводилось, специалистом не рассматривалось, и не оценивалось соответствие перепланированного помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а решение вопроса о возможности сохранения помещения в переустроенное и (или) перепланированном состоянии зависит от установления факта обеспечения надежности и устойчивости строительных конструкций, соответствия их требованиям специальных нормативных актов и нормам пожарной безопасности, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Из экспликации к поэтажному плану здания (строения) следует, что помещение по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела следующую конфигурацию: <данные изъяты>

Согласно экспликации к поэтажному плану того же жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административными истцами было произведено изменение его конфигурации, а именно: <данные изъяты>

В результате внесенных в спорную квартиру изменений, ее конфигурация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. приобрела следующий вид: <данные изъяты>

Административными истцами в материалы дела представлен проект перепланировки стоматологического помещения по адресу: <адрес>, составленный ООО <данные изъяты>, согласно которому технические решения принятые в рабочих чертежах соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Собственниками нежилого помещения, <адрес> являются Темников А.В. и Татаркина Л.А. (по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) (свидетельства о государственной регистрации права .).

Из сообщения Агентства государственной охраны объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, в перечне выявленных объектов культурного наследия, в списках объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, не учитывается.

В материалы дела также представлен технический паспорт на домовладение.

Согласно ответу Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска представителю собственников <данные изъяты> выдан отказ в подтверждении завершения перепланировки (переустройства) нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, так как не представлен полный перечень документов, предусмотренный ч.2 ст.26 ЖК РФ.

В соответствии со ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Нежилое помещение по адресу: <адрес> находится в многоквартирном доме. Перепланировка может проводиться в отношении как жилых, так и нежилых помещениях, которые находятся в многоквартирных домах, что имеет место в рассматриваемом случае.

Согласно п.п.1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Сопоставление технических планов спорной квартиры приводит к выводу о том, что в указанном нежилом помещении имела место перепланировка.

В соответствии с п.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии с п.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Таким образом, проведенная в спорном помещении перепланировка (переустройство) отвечает признакам самовольной, поскольку совершена при отсутствии основания ее проведения – решения органа местного самоуправления.

Согласно п.10.4 Решения Городской думы г.Ижевска от 06.06.2006 года №113 «Об учреждении территориального органа – структурного подразделения Администрации города Ижевска – Администрации Устиновского района города Ижевска», согласование в установленном порядке переустройства и перепланировки жилых помещений, расположенных на территории Устиновского района г.Ижевска, отнесено к компетенции Администрации Устиновского района г. Ижевска.

Решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006г. №121 учрежден функциональный орган - структурное подразделение Администрации города Ижевска - Главное управление архитектуры и градостроительства. Пунктом 2.54 Положения о Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска установлено, что в полномочия Управления входит, в том числе, выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

Совершив самовольную перепланировку и переустройство, административные истцы посредством своего представителя обратились в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о ее согласовании, в удовлетворении которого было отказано. Отказ мотивирован тем, что не предоставлено заявление о переустройстве и (или) перепланировке нежилого помещения, оформленного не по форме, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2005г. №266 и не предоставлением подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, в связи с чем отказано в согласовании самовольно выполненной перепланировки указанного помещения на основании п.1 ч.2 ст.27 ЖК РФ – не предоставление определенных ч.2 ст.26 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых с учетом ч.2.1 ст.26 ЖК РФ возложена на заявителя.

В соответствии с ч.5,6 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Согласно п.2 ст.26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с п.2.1 ст.26 ЖК РФ заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно положениям п.4 ст.26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Согласно п.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае не предоставления определенных п.2 ст.26 ЖК РФ документов, предоставления документов в ненадлежащий орган, несоответствия проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В нарушение требований п.п.3 п.2 ст.26 ЖК РФ истцами для разрешения вопроса о согласовании самовольной перепланировки спорного помещения не был представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения.

Как следует из п.1 ст.27 ЖК РФ непредставление гражданином для согласования переустройства и (или) перепланировки всех указанных в п.2 ст.26 ЖК РФ документов, является основанием для отказа в таком согласовании.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что имевший место отказ Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в согласовании переустройства и (или) перепланировки спорного нежилого помещения постановлен законно, поскольку основан на требованиях п.1 ст.27 ЖК РФ. Права административных истцов таким отказом нарушены не были.

В соответствие с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Установив, что отказ Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в согласовании переустройства и перепланировки спорной квартиры, совершен законно в пределах полномочий Управления, и при этом не были нарушены права и свободы собственников этого жилого помещения и членов семьи, суд считает необходимым в удовлетворении требования о признании указанного отказа незаконным отказать.

Между тем, в силу п.4 ст.29 ЖК РФ суду предоставлено право сохранять своим решением самовольно переустроенное и перепланированное жилое помещение в таком состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Как следует из экспликации к поэтажному плану спорной квартиры, произведенная перепланировка (переустройство) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласована Фондом пожарной безопасности, ООО «Аргон 19», рекомендовано Начальником ОРЗ районов ГУАиГ. Помимо этого, при рассмотрении дела административными истцами представлен проект перепланировки нежилого помещения - стоматологического помещения по адресу: <адрес> составленный ООО <данные изъяты>, согласно которому технические решения принятые в рабочих чертежах соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Таким образом, в результате исследования представленных доказательств судом установлено, что произведенная в спорном помещении перепланировка (переустройство) соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.

В ходе рассмотрения дела не установлено, что спорное жилое помещение, а также дом, в котором оно находится, являются памятниками архитектуры, истории или культуры. Напротив, из сообщения Агентства государственной охраны объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, в перечне выявленных объектов культурного наследия, в списках объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, не учитывается.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным сохранить указанное нежилое помещение в перепланированном состоянии в соответствии экспликацией к поэтажному плану здания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Татаркиной Л.И., Темникова А.В. к Администрации Устиновского района г. Ижевска, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании перепланировки нежилого помещения и сохранения нежилого помещения в перепланированном состоянии, удовлетворить частично.

В удовлетворении административного иска Татаркиной Л.И., Темникова А.В. в части требования о признании незаконным решения Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска об отказе в согласовании переустройства и перепланировки, произведенной в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> - отказать.

Административное исковое заявление Татаркиной Л.И., Темникова А.В. в части требований о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии удовлетворить.

Сохранить нежилое помещение по адресу: <адрес> (кадастровый (или условный) номер ) в перепланированном и переустроенном состоянии, согласно выполненной экспликации к поэтажному плану здания (строения) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Устиновский суд г.Ижевска.

Судья С.А. Нуртдинова