ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3725/21 от 30.08.2021 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

Дело №2а-3725/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2021 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Рыбниковой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Радченко Л. Н. к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания Радченко Л. Н. к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания,

УСТАНОВИЛ:

Радченко Л. Н. обратилась в Шахтинский городской суд с административным иском к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания Радченко Л. Н. к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания.

В обоснование истец указывает на то, что она является законным представителем несовершеннолетних детей: Журавлева В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Журавлева О. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Административный истец указывает, что через личный кабинет «Госуслуги» 13.04.2021 года она направила административному ответчику заявление о признании жилого дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с целью признания жилого дома принадлежащего несовершеннолетним не пригодным для проживания.

Однако, административный ответчик возвратил документы без рассмотрения в соответствии с п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №47.

Административный истец не согласен с доводами ответчика, поскольку заявление было возвращено по формальным признакам, т.к. заявление о признании жилого дома непригодным для проживания заполнялось непосредственно на портале Госуслуг, правоустанавливающие документы предоставляются, если право на жилое помещение не зарегистрировано в ЕГРН, предоставлен акт проверки жилого помещения от 09.11.2020, в связи с чем, считает его отказ незаконным и необоснованным, т.к. нарушены права несовершеннолетних детей, опекуном которых она является.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (ред. от 27.07.2020 № 1120) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" п. 45 (2) комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

Административным истцом было направлено обращение в прокуратуру г.Шахты, письменный ответ был получен на электронную почту 20.07.2021г., в котором истице рекомендовали обратиться в суд.

На основании изложенного административный истец просит суд: - признать недействительным решение исх. №61.04/1434 от 16.04.2021г. Администрации города Шахты о возврате заявления и приложенных к нему документов; - возложить обязанность на Администрацию города Шахты составить заключение по вопросу признания жилого <адрес> в г.Шахты Ростовской области не пригодным для проживания (л.д.3-4).

Административный истец надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания путем вручения судебных повесток с уведомлением о вручении (л.д.47,55) в судебное заседание не явилась, направила на официальный сайт суда письменное заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие поддержала заявленные в административном иске требования (л.д.48-50).

Представитель административного ответчика Администрации города Шахты, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания путем личной росписи в расписке о явке в судебное заседание (л.д.46) в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания предоставил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска, поскольку административный истец при обращении приложил не все документы, предусмотренные в п. 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, необходимые для составления заключения, а именно: - заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; - правоустанавливающие документы на жилое помещение; - заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающий и несущих конструкций жилого помещения. При этом указывается в отзыве, в заключении специализированной организации должны быть отражены результаты инструментального контроля, лабораторные испытания, а также описание и выводы в рамках требований главы III Положения. Поскольку заявителем не были приложены указанные документы, в связи с невозможностью их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссией были возвращены заявителю заявление и прилагаемые к нему документы на основании п.46 (абз.3 Положения) (л.д.51-54).

Суд, изучив материалы дела, приходит к нижеследующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

В соответствии с пунктом 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

Согласно п. 44 Положения Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя в том числе: - прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; - определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с абз. 9 п. 45 Положения заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Радченко Л.Н. через личный кабинет «Госуслуги» 13.04.2021 года (по правилам, предусмотренным абз. 9 п. 45 Положения) направила административному ответчику заявление о признании жилого дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с целью признания жилого дома принадлежащего несовершеннолетним не пригодным для проживания. Заявление подано в произвольной форме (л.д.25).

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В судебном заседании установлено, что административный истец при обращении приложил не все документы, предусмотренные в п. 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, необходимые для составления заключения, а именно не были приложены: - заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; - правоустанавливающие документы на жилое помещение; - заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающий и несущих конструкций жилого помещения.

При этом как следует из Положения, в заключение специализированной организации должны быть отражены результаты инструментального контроля, лабораторные испытания, а также описание и выводы в рамках требований главы III Положения.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Поскольку заявителем не были приложены указанные документы, в связи с невозможностью их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия 16 апреля 2021 года Межведомственная комиссия приняла решение о возвращении без рассмотрения поступивших документов в отношении жилого дома заявителя на основании п.46 (абз.3 Положения) (л.д.51-54).

Прокуратура г.Шахты в письме заявителю от 24.06.2021г. также не нашла оснований для принятии мер прокурорского реагирования, по факту возврата без рассмотрения поступивших документов в отношении жилого дома заявителя (л.д.12-14).

Процессуальная обязанность по доказыванию факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возложена законом на последнего (части 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и по настоящему делу, в данной конкретной ситуации, им не исполнена.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска суд полагает отказать.

При таких обстоятельствах суда приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Радченко Л. Н. требований административного иска.

При этом, суд полагает, что заявитель не лишена возможности повторного обращения в Межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", с приложением к заявлению всех необходимых документов, предусмотренных п. 45 указанного Положения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Радченко Л. Н. к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания Радченко Л. Н. к Администрации города Шахты о признании незаконным решения от 16.04.2021 о возврате заявления заявителю; возложение обязанностей составить заключение по вопросу признания жилого дома не пригодным для проживания - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 9 сентября 2021г.

Мотивированное решение изготовлено 8 сентября 2021г.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья: И.В. Семцив

Секретарь: Ю.О. Рыбникова