Дело №2а-3729/2023
УИД: 24RS0032-01-2023-002747-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 07 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пашковского А.Д.,
при секретаре Сунцовой А.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Попова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации г.Красноярска, администрации г.Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска о признании незаконным бездействие, о признании незаконным заключения №1704 от 13.04.2023 года и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> о признании незаконным бездействие, о признании незаконным заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обоснованности отказа межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> (далее - межведомственная комиссия) в признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проверки прокуратурой района было установлено, что Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> (далее - Служба) выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД о проведении оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленным требованиям (далее - Заключение Службы). В Заключении Службы указаны следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №): неисправности (повреждения) конструкций цокольной части здания, а именно: трещины в цоколе, выпадение кирпичей, разрушение и выветривание раствора и стенового материала - нарушение требований п.4.2.1.З., п.4.2.3.4. Правил №; неисправности плит перекрытия в подвальном помещении МКД (прогиб, крен, перекос, разрушение заделки швов между плитами) - нарушение требований п.4.3.1., п.4.3.2, п.4.3.3., п.4.2.1.3; разрушение бетонного пола в подвальном помещении МКД (имеются признаки неравномерной осадки фундамента) - нарушение п.4.1.1, п.4.1.3 Правил №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес департамента городского хозяйства администрации <адрес> было направлено указанное выше Заключение, в котором также с учетом длительного срока эксплуатации здания, обеспокоенности граждан, неудовлетворительного технического состояния конструкций многоквартирного дома, было предложено рассмотреть на Межведомственной комиссии вопрос о соответствии многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Заключение межведомственной комиссии) в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, принято решение об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Как следует из текста заключения, оно принято по результатам рассмотрения заключения Службы от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД, акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заключение специализированной организации по обследованию строительных конструкций многоквартирного дома отсутствует, инструментальный контроль и другие виды контроля и исследований не проводились. Комиссией выявлены неисправности цокольной части дома (разрушение и выветривание стенового раствора). Вместе с тем, заключением ООО «Научно-технический прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам предварительного визуального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которое было проведено по обращению департамента городского хозяйства администрации <адрес>, предварительно техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценено как аварийное; возможное обрушение плиты перекрытия в подвале на аварийном участке может произойти в любой момент, что создает угрозу жизни и здоровью жильцов. Принимая во внимание установленное Службой и межведомственной комиссией наличие неисправностей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеющееся в департаменте городского хозяйства заключение ООО «Научно-технический прогресс» по результатам предварительного визуального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, межведомственной комиссией, тем не менее, не было получено заключение специализированной организации по результатам обследования дома, не производились инструментальный и другие виды контроля и исследований, осмотр состояния дома был исключительно визуальный, что является нарушением порядка признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотренном в указанном выше Положением. <адрес> совместно со специалистом Службы ДД.ММ.ГГГГ проведен дополнительный осмотр многоквартирного <адрес>, в ходе которого подтвердилось наличие указанных в Заключении Службы неисправностей, а также установлено наличие неисправностей конструкций цокольной части здания, а именно: разрушение и выветривание раствора и стенового материала - нарушение требований п.4.2.1.З., и. 4.2.1.4. Правил №; неисправности отмостки (трещины, выбоины) - нарушение требований п.4.1.6. п. 4.1.7 Правил №. Согласно техническому паспорту многоквартирного <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ данного здания уже составлял 54%; год постройки - 1962. Кроме того, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> ситуация, сложившаяся в жилом <адрес> признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера. Департаменту городского хозяйства поручено организовать проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, сложившейся в жилом <адрес> вышеизложенные обстоятельства, фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и приняла формальное решение, при этом комиссией полное обследование помещений многоквартирного дома в соответствии с порядком, изложенном в Положении, не проводилось. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища. <адрес> просит признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в части не проведения обследования несущих конструкций <адрес> комиссию по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного <адрес>; провести оценку МКД по адресу: <адрес>, на соответствие требованиям, которым должен отвечать многоквартирный дом, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2, поддержал административные исковые требования, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в административном иске.
Представитель административного ответчика межведомственной комиссии, а также Департамента городского хозяйства администрации <адрес>ФИО3, в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, дополнительно представила письменные возражения, в которых указала, что порядок признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение). На основании постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№, создана и действует городская межведомственная комиссия по вопросам оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия). В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в Комиссию свое заключение, после рассмотрения которого, Комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения. В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленном в Положении требованиями и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения. В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В силу пункта 44 Положения решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Проводить оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома, помещения имеет право специализированная организация, имеющая допуск саморегулируемой организации на выдачу заключений о техническом состоянии основных конструкций здания (СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений»). В межведомственную комиссию поступило заключение Службы от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД о проведении оценки соответствия <адрес> установленным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией произведён осмотра указанного дома, о чем составлен акт. Техническое заключение специализированной организации по обследованию строительных конструкций многоквартирного <адрес> в межведомственную комиссию не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 47 Положения на заседании межведомственной комиссии было принято решение об отсутствии оснований для признания дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственникам помещений в указанном доме направлена информация о порядке признания дома аварийным и подлежащим сносу. Полагает, что возложение обязанности на межведомственную комиссию организовать проведение обследования указанного дома незаконно. Межведомственная комиссия, создана распоряжением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ №. В связи с чем, межведомственная комиссия, не являясь юридическим лицом, не имеет ни полномочий, ни финансовых средств для обращения в специализированную организацию с целью предоставления заключения по техническому обследованию многоквартирных домов на предмет аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций. Кроме того, полагает, что административный иск подан к ненадлежащему ответчику. Межведомственная комиссия не является самостоятельным органом местного самоуправления и не может являться ответчиком в суде, не осуществляет гражданские права и не несет обязанности как юридическое лицо. На основании изложенного, просит отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО4, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещалась надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация <адрес> возражает против удовлетворения административных исковых требований на основании следующего. Согласно статье 44 Устава <адрес> администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края. В состав администрации города входят первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города, включая территориальные подразделения. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города. Межведомственная комиссия не является самостоятельным органом местного самоуправления. Межведомственная комиссия создана распоряжением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ №. В соответствии со статьей 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом. Таким образом, межведомственная комиссия не может являться ответчиком в суде, не осуществляет гражданские права и не несет обязанности как юридическое лицо. Кроме этого, на основании постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№, создана и действует городская межведомственная комиссия по вопросам оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия). Кроме этого, в силу пункта 44 Положения решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Проводить оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома, помещения имеет право специализированная организация, имеющая допуск саморегулируемой организации на выдачу заключений о техническом состоянии основных конструкций здания (СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений»). В межведомственную комиссию поступило заключение Службы от ДД.ММ.ГГГГ о проведении оценки соответствия <адрес> установленным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией произведён осмотр указанного дома, о чем составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 47 Положения на заседании межведомственной комиссии было принято решение об отсутствии оснований для признания дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственникам помещений в указанном доме направлена информация о порядке признания дома аварийным и подлежащим сносу. Положением установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию необходимые документы в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 45(1) Положения определено, что в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения, из числа которых должно быть заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Специализированная организация проводит обследование многоквартирных домов на предмет его технического состояния строительных конструкций на коммерческой основе. В соответствии с Положением, заключение специализированной организации по техническому обследованию многоквартирного дома представляет заявитель. Данная норма отражена в пунктах 45,45(1) Положения. Обязанность получения межведомственной комиссией заключения специализированной организации в Положении не предусмотрена. Вышеуказанное правовое регулирование в рассматриваемой сфере однозначно свидетельствует о наличии обязанности именно у собственников жилых помещений предоставлять в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу, сделанное за свой счет заключение специализированной организации. Полагает, что возложение обязанности на межведомственную комиссию организовать проведение обследования указанного дома незаконно. Межведомственная комиссия, создана распоряжением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ №. В связи с чем, межведомственная комиссия, не являясь юридическим лицом, не имеет ни полномочий, ни финансовых средств для обращения в специализированную организацию с целью предоставления заключения по техническому обследованию многоквартирных домов на предмет аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Научно-технический прогресс» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещался своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, обеспечение сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).
Согласно п.7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки многоквартирных домов муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п.8 Положения).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).
Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения (п.42 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п.44 Положения).
При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с п.46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).
В силу п.2.2 Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>» задачами Департамента городского хозяйства администрации <адрес> являются: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда <адрес>, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление координации деятельности органов муниципального жилищного контроля в городе Красноярске; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п.5.5.7 указанного Распоряжения руководитель Департамента городского хозяйства администрации <адрес> возглавляет межведомственную комиссию по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ создана и действует городская межведомственная комиссия по вопросам оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В адрес Департамента городского хозяйства администрации <адрес> было направлено заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД о проведении оценки соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> установленным требованиям. Как указано в заключении, многоквартирный <адрес>, представляет собой двухэтажное, одноподъездное здание, введенное в эксплуатацию в 1962 году. Фундамент – бетонный, ленточный, стены – кирпичные, перекрытия – деревянные, крыша и кровля – скатная чердачная, с деревянной стропильной системой и кровлей из волнистых хризотилцементных листов по деревянной обрешетке, перегородки – деревянные, полы – дощатые по лагам, лестницы – деревянные, окна –деревянные оконные блоки и оконные блоки из ПВХ, двери – деревянные и металлические дверные блоки. В ходе осмотра выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №): неисправности (повреждения) конструкций цокольной части здания, а именно: трещины в цоколе, выпадение кирпичей, разрушение и выветривание раствора и стенового материала - нарушение требований п.4.2.1.З., п.4.2.3.4. Правил №; неисправности плит перекрытия в подвальном помещении МКД (прогиб, крен, перекос, разрушение заделки швов между плитами) - нарушение требований п.4.3.1., п.4.3.2, п.4.3.3., п.4.2.1.3; разрушение бетонного пола в подвальном помещении МКД (имеются признаки неравномерной осадки фундамента) - нарушение п.4.1.1, п.4.1.3 Правил №. Предложено рассмотреть вопрос на Межведомственной комиссии МКД на предмет соответствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с п.47 (1) указанного постановления направить информацию в адрес Службы.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требования, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом» в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес>, принято решение об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с п.47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из текста заключения, оно принято по результатам рассмотрения заключения Службы от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД, акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ. В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заключение специализированной организации по обследованию строительных конструкций многоквартирного дома отсутствует, инструментальный контроль и другие виды контроля и исследований не проводились. Комиссией выявлены неисправности цокольной части дома (разрушение и выветривание стенового раствора).
ДД.ММ.ГГГГ по обращению департамента городского хозяйства администрации <адрес> ООО «Научно-технический прогресс» было подготовлено заключение по результатам предварительного визуального обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предварительно техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценено как аварийное; возможное обрушение плиты перекрытия в подвале на аварийном участке может произойти в любой момент, что создает угрозу жизни и здоровью жильцов.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно со специалистом Службы проведен дополнительный осмотр многоквартирного <адрес>, в ходе которого подтвердилось наличие указанных в Заключении Службы неисправностей, а также установлено наличие неисправностей конструкций цокольной части здания, а именно: разрушение и выветривание раствора и стенового материала - нарушение требований п.4.2.1.З., и. 4.2.1.4. Правил №; неисправности отмостки (трещины, выбоины) - нарушение требований п.4.1.6. п. 4.1.7 Правил №. По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ специалистом Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>ФИО5 подготовлены письменные пояснения №-ГЖН.
Согласно техническому паспорту многоквартирного <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ данного здания уже составлял 54%; год постройки - 1962.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> ситуация, сложившаяся в жилом <адрес> признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера. Департаменту городского хозяйства поручено организовать проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, сложившейся в жилом <адрес>.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу и реконструкции. Пунктом 46 данного Положения предусмотрено, что в ходе работы межведомственная комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Межведомственная комиссия допустила нарушение пунктов 46, 47 Положения «О признании помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уклонилась от рассмотрения вопроса о признании дома аварийным, приняла формально решение, при этом надлежащее обследование помещений многоквартирного дома не проводилось.
При принятии оспариваемого решения межведомственной комиссией не было получено заключение специализированной организации по обследованию строительных конструкций многоквартирного дома, инструментальный контроль и другие виды контроля и исследований не проводились. Кроме этого межведомственной комиссией не был определен перечень документов, не было предложено Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> представить дополнительные заключения, комиссией не было опровергнуто представленное заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-НОУМКД в соответствии с которым в здании многоквартирного <адрес> и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
При недостаточности представленной информации для принятия решения административный ответчик вправе принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, многоквартирного дома, назначить его с привлечением необходимых специалистов для проведения испытаний, при этом данное право ограничено обязанностью принять законное решение по существу постановленного перед комиссией вопроса, что по настоящему делу административным ответчиком не соблюдено.
Кроме того, Межведомственной комиссией при вынесении заключения ДД.ММ.ГГГГ№ допущено нарушение порядка проведения обследования, установленного п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку участие в обследовании помещения лиц, указанных в абз.4 п.7 Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным. При обследовании указанного многоквартирного дома не участвовали в т.ч. ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, включенные в состав Межведомственной комиссии. Таким образом, при оценке соответствия указанного многоквартирного дома не могли быть учтены вопросы, относящиеся к компетенции соответствующих органов.
Кроме того, в нарушение п.49 Положения собственники жилых помещений указанного многоквартирного дома в работе Межведомственной комиссии не участвовали, сведения об их извещении о времени и месте заседания Межведомственной комиссии суду не представлены.
На основании изложенного, заключение Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ№ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, административное исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что межведомственная комиссия является ненадлежащим административным ответчиком, подлежат отклонению, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов. Для восполнения же её право-дееспособности при рассмотрении настоящего дела к участию в качестве административных соответчиков привлечены администрация <адрес> (как учредитель комиссии) и Департамент городского хозяйства (руководитель которого является председателем межведомственной комиссии).
Доводы представителя заинтересованного лица - администрации <адрес> о том, что обязанность по предоставлению заключения специализированной организации действующим законодательством возложена на собственников жилых помещений, суд находит несостоятельными, поскольку в силу пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе работы Межведомственная комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Аналогичные положения закреплены в пункте 11 Положения о межведомственной комиссии <адрес> по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес>, администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о признании незаконным бездействие, о признании незаконным заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в части не проведения обследования несущих конструкций <адрес>.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить обязанность на Межведомственную комиссию по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного <адрес>; провести оценку МКД по адресу: <адрес>, на соответствие требованиям, которым должен отвечать многоквартирный дом, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Д. Пашковский
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2023 года.