РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2016 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Исаковской Э.Л.,
при секретаре Иосифове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-372/16 по административному исковому заявлению Игнатовой В.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерству экономического развития Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Игнатова В.М. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерству экономического развития Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, мотивируя свои требования тем, что является собственницей земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №№. Рядом с границей принадлежащего ей земельного участка № имеется свободная, не находящаяся в частной собственности территория, имеющая статус земель, государственная собственность на которые неразграничена. ДД.ММ.ГГГГ Игнатова В.М. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка № и прилегающей территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство уведомило Игнатову В.М. о необходимости представления Схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, как это указано в ст. 39.29 ЗК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Игнатова В.М. вновь обратилась в Министерство с аналогичным заявлением и приложением к нему Схемы расположения земельного участка. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ её вновь было отказавно в перераспределении земельного участка Игнатовой В.М. № и земель, государственная собственность на которые неразграничена. Как следует из полученного отказа, по имеющейся в министерстве информации испрашиваемая для перераспределения территория ранее входила в состав земельного участка №. Данный земельный участок был предоставлен третьему лицу в собственность за плату. Между данным лицом и министерством был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, который был им оплачен в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ состоялось решение Пролетарского районного суда г. Тулы по обжалованию границ земельного участка с № и оспариванию права собственности на него. Основанием оспаривания границ данного земельного участка являлось нарушение границ земельного участка с №. При этом территория, испрашиваемая Игнатовой В.М., за счет которой планируется перераспределение, не нарушала границы земельного участка № и, следовательно, не оспаривалась в суде. Полагает, что её действия полностью соответствуют требованиям, установленным ст.ст. 39.28 и 39.29 Земельного кодекса РФ, тогда как решение Министерства об отказе в перераспределении земель, государственная собственность на которые неразграничена, и земельного участка Игнатовой В.М. № не соответствует ни одному из оснований, установленных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, т.е. противоречит закону, и при этом нарушает права и законные интересы Игнатовой В.М., ограничивая её права на приобретение земельного участка из государственной собственности в частную собственность в соответствии с основаниями и порядком, предусмотренными Земельным кодексом РФ. На основании вышеизложенного, просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в перераспределении земельного участка № и земель, государственная собственность на которые неразграничена, содержащийся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Министерство экономического развития Тульской области в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Игнатовой В.М., а именно, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и направить это решение с приложением указанной схемы Игнатовой В.М.. В тридцатидневный срок со дня представления Игнатовой В.М. в Министерство экономического развития Тульской области кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков Игнатовой В.М. для подписания.
Административный истец Игнатова В.М. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке.
Представитель административного истца по доверенности Дорошенко Я.А. в судебном заседании доводы административного искового заявлении поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Тульской области по доверенности Жируева А.С. исковые требования не признала, пояснила, что перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. При этом перераспределение таких земельных участков допускается в случаях, если все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и между которыми осуществляется перераспределение, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу. Анализируя вышеуказанные нормы, следует, что перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на соответствующем праве юридическому или физическому лицу, не допускается. Спорный земельный участок в установленном законом порядке был предоставлен третьему лицу распоряжением Министерства №. Данное распоряжение недействительным не признано, административным истцом не оспаривается. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав мнения участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно Указа Губернатора Тульской области от 02.11.2015 г. № 317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области», Министерство экономического развития Тульской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области реорганизовано путем присоединения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Министерству экономического развития Тульской области.
В Указ Губернатора Тульской области от 15 сентября 2011 года № 1 «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» внесены изменения, согласно которым Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области исключено из структуры органов исполнительной власти Тульской области. Указ Губернатора Тульской области от 02.11.2015 г. № 317 вступил в силу со 2 ноября 2015 года.
Постановлением Правительства Тульской области от 11.11.2015 г. № 508 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Тульской области» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые неразграничена, на территории муниципального образования город Тула переданы Министерству экономического развития Тульской области.
Согласно п. 2 ст. 39.28, п. п. 1, 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что Игнатова В.М. является собственницей земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от № г. серии №.
Рядом с границей принадлежащего ей земельного участка № имеется территория, имеющая статус земель, государственная собственность на которые неразграничена.
ДД.ММ.ГГГГ Игнатова В.М. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка № и прилегающей территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство уведомило Игнатову В.М. о необходимости представления Схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, как это указано в ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Игнатова В.М. вновь обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с аналогичным заявлением и приложением к нему Схемы расположения земельного участка.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области усматривается, что Игнатовой В.М. было сообщено, что по имеющейся в Министерстве информации испрашиваемая для перераспределения территория ранее входила в состав земельного участка с №. Данный земельный участок был предоставлен в установленном порядке третьему лицу в собственность за плату. В ДД.ММ.ГГГГ года состоялось решение Пролетарского районного суда г.Тулы по обжалованию границ земельного участка с №. Полагая, что в рассматриваемой ситуации возможно нарушение прав и интересов третьих лиц, в настоящее время решение о перераспределении земельного участка с № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, министерством не может быть принято.
Анализируя вышеуказанные нормы Земельного кодекса РФ, конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административный ответчик - уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления Игнатовой В.М. в нарушение ст. 39.29 Земельного кодекса РФ не совершил надлежащих действий по рассмотрению заявления истицы, а направил ответ Игнатовой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ№, который не содержит однозначной формулировки, указанной в п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку носит отлагательный характер, позволяющий двоякое толкование, что нарушает права и законные интересы Игнатовой В.М., ограничивая её права на приобретение земельного участка из государственной собственности в частную собственность в соответствии с основаниями и порядком, предусмотренными Земельным кодексом РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что действия Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области являются законными также в связи с тем, что спорный земельный участок в установленном законом порядке был предоставлен третьему лицу распоряжением Министерства №, суд находит несостоятельными, поскольку распоряжение № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем переопределения земельного участка с № и земель, государственная собственность на которые не разграничена» издано ДД.ММ.ГГГГ., в то время как заявление Игнатовой В.М. подано в Министерство ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования Игнатовой В.М. в части признания незаконным ответа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№, и обязании Министерства экономического развития Тульской области устранить допущенное нарушение, подлежащими удовлетворению.
В части требований Игнатовой В.М. об обязании Министерства экономического развития Тульской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и направить это решение с приложением указанной схемы Игнатовой В.М., в тридцатидневный срок со дня представления Игнатовой В.М. в Министерство экономического развития Тульской области кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков Игнатовой В.М. для подписания, суд полагает необходимым отказать, поскольку лишен возможности разрешения данного вопроса в силу положений действующего законодательства, в частности, ст.39.28, ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Игнатовой В.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, Министерству экономического развития Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на заявление Игнатовой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство экономического развития Тульской области рассмотреть заявление Игнатовой В.М. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка в установленном порядке.
В остальной части исковых требований Игнатовой В.М. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: