ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-372/2021 от 23.06.2021 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-372/2021

УИД: 91RS0021-01-2021-000374-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи – Боси Е.А.

при секретаре – Абдувелиевой Э.У.

при участии представителя

административного истца – Грейс Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шелаева Дмитрия Владимировича к Администрации г. Судака, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Межведомственная комиссия по переводу жилого помещения в нежилое о признании незаконным отказа в переводе жилого дома в нежилое здание -

УСТАНОВИЛ:

01 марта 2021 года Шелаев Д.В. в лице своего представителя Грейс Н.А. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Судака, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Межведомственная комиссия по переводу жилого помещения в нежилое о признании незаконным решение Администрации города Судака Республики Крым, выраженное в форме письма от 03.11.2020 г. Ш-1370/19 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, обязании Администрацию города Судака Республики Крым устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Шелаева Д.В. от 25.09.2020 г. о переводе жилого помещения в нежилое помещение.

24 мая 2021 г. представителем административного истца Грейс Н.А. было подано заявление об уточнении исковых требований в котором она просила: признать незаконным бездействие Администрации г. Судака выраженное в неприятии решения по существу на заявление о переводе жилого дома в нежилое и обязании Администрации г. Судака принять решение по заявлению о переводе жилого здания в нежилое.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Шелаев Д.В. является собственником объекта капитального строительства жилого дома с кадастровым , назначение: жилое, пл. 346,10 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1, адрес местоположения : <адрес> чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.11.2016 г. сделана запись регистрации . Представленное здание расположено на земельном участке с кадастровым , площадью: 500 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, собственником которого на основании записи в ЕГРН от 27.07.2016г. является истец.

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в редакции утвержденной решением 28 сессии II созыва Судакского городского совета № 200 от 26.11.2020 г., представленный земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-1/1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами, объектами Отдыха и туризма». Статья 27, части 3 указанных правил землепользования и застройки определяет, что в данной зоне предусматривается размещение объектов гостиничного обслуживания: размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.

Фактически представленное здание предполагается использовать в качестве гостевого дома. Поскольку жилой дом, соответствует принятым на сегодняшний день стандартам нежилых зданий и находится на земельном участке, предполагающим использование объекта недвижимости на нем в качестве зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них в отдельно стоящем здании. Истец принял решение изменить назначение здания с «жилой дом» на «нежилое здание».

Использование вышеуказанного объекта недвижимости как гостевого дома в отдельно стоящем здании, предполагает необходимость внесения в документы на это здание, соответствующих поправок (изменений сведений в назначении здания). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии Соблюдения требовании технических регламентов.

В связи, с чем истец, как добросовестный участник гражданских правоотношений 25.09.2020 г., обратился в Администрацию города Судак с заявлением о переводе жилого дома (помещения) в нежилое здание (помещение). На представленное заявление, за исх. № Ш-1370/19 от 03.11.2020 г. истцом от ответчика получено сообщение, согласно которого по результатам обращения истца, ответчиком было принято решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

Представитель истца Грейс Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, направили в суд заявление о рассмотрении в их отсутствие.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, Шелаев Д.В. является собственником объекта капитального строительства жилого дома с кадастровым , назначение: жилое, пл.346,10 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1, адрес местоположения : <адрес>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в редакции утвержденной решением 28 сессии П созыва Судакского городского совета № 200 от 26.11.2020 г., представленный земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-1/1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами, объектами Отдыха и туризма». Статья 27, части 3 указанных правил землепользования и застройки определяет, что в данной зоне предусматривается размещение объектов гостиничного обслуживания: размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.

Фактически Представленное здание предполагается использовать в качестве гостевого дома. Поскольку жилой дом, соответствует принятым на сегодняшний день стандартам нежилых зданий и находится на земельном участке, предполагающим использование объекта недвижимости на нем в качестве зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них в отдельно стоящем здании, истец принял решение изменить назначение здания с «жилой дом» на «нежилое здание».

Использование вышеуказанного объекта недвижимости как гостевого дома в отдельно стоящем здании, предполагает необходимость внесения в документы на это здание, Соответствующих поправок (изменений сведений в назначении здания). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии Соблюдения требовании технических регламентов.

В связи, с чем истец 25.09.2020 г., обратился в Администрацию города Судак с заявлением о переводе жилого дома в нежилое здание. На представленное заявление, за исх. № Ш-1370/19 от 03.11.2020 г. Истцом от Ответчика получено сообщение, согласно которого по результатам обращения истца, ответчиком было принято решение об отказе в переводе жилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение (нежилое здание). По причине, что в Постановление № 1038 от 21 июня 2016 года «Об утверждении порядка перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым», Постановление № 151 от 18 февраля 2020 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое» и статьей 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188 ФЗ установлен порядок и условия перевода только в отношении жилых и нежилых помещений».

Направленное в Администрацию 25.09.2020 г. заявление о переводе было подано в соответствии с утвержденным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Судак от 29.08.2017 г. № 997. В части 1 Общих положений Административного регламента раскрыты понятия: жилого здания, нежилого здания, жилого помещения указано, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Так же согласно Административного регламента, результатом предоставления услуги, предусмотренным п. 2.5 является: выдача постановления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Таким образом, истец получил неправомерный отказ и столкнулся с невозможностью реализовать свои права собственника объекта капитального строительства и ограничен в возможности законно в административном порядке оформить перевод жилого дома в нежилое здание в соответствии с предполагаемым использованием и утвержденным регламентом.

В соответствии с положениями статьи 22 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

При этом, положения частей 2-4 этой же статьи не допускают перевод жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений:, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к Данному помещению, если переводимо! помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц; перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения; расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Фактически истцом соблюдены условия перевода жилого здания в нежилое здание: здание жилого дома является отдельно стоящим, к нему имеется свободный доступ, иных сособственников жилого дома не имеется, право собственности истца на переводимое помещение правами других лиц не обременено.

Территориальная зона в соответствии с Правилам землепользования и застройки города Судак, в которой расположен дом и земельный участок: является Ж-1/1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами, объектами отдыха и туризма». Представленная зона, в том числе предусматривается размещение объектов гостиничного обслуживания: размещение гостиниц, а также иных зданий; используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.

Перевод объекта недвижимости из одного статуса в другой не изменяет основного принципа земельного законодательства, установленного пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ о следовании объекта недвижимости судьбе земельного участка. В данном случае, жилой дом, как и нежилое здание, будут находиться на одном и том же земельном участке, не будут отделены от земельного участка. Учитывая выше установленные обстоятельства, а также принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом отказ Администрации нарушает законные интересы истца на приведение объекта недвижимости в соответствие с видом разрешенного использования земельного участка, данный отказ подлежит признанию незаконным.

Таким образом, решение вопроса о переводе жилого здания (помещения) в нежилое здание (помещение) действующее законодательство относит к компетенции уполномоченных лиц, согласно утвержденного административного регламента предоставления муниципальной услуги.

Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорное правоотношение, считает, что оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Шелаева Дмитрия Владимировича к Администрации г. Судака, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Межведомственная комиссия по переводу жилого помещения в нежилое о признании незаконным отказа в переводе жилого дома в нежилое здание – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Судака выраженное в неприятии решения по существу на заявление о переводе жилого дома с кадастровым , назначение: жилое, пл.346,10 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1, адрес местоположения: <адрес> нежилое.

Обязать Администрацию г. Судака принять решение по заявлению о переводе жилого здания с кадастровым , назначение: жилое, пл. 346,10 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1, адрес местоположения : <адрес> нежилое.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23 июня 2021 года.

Председательствующий – судья Е.А. Боси

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>