ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-372/2022 от 04.10.2022 Котовского городского суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0011-01-2022-000665-88

Дело № 2а-372/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«4» октября 2022 года г. Котовск

Котовский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Толмачева П.С.,

при секретаре судебного заседания Зиминой Е.В.,

с участием представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. по доверенности Рудакова В.И., представителя административного ответчика, администрации города Котовска Тамбовской области, по доверенности Цукановой Т.В., заинтересованного лица Ильичева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина Владимира Васильевича, действующего в интересах Акулининой Надежды Николаевны, об оспаривании бездействия администрации города Котовска Тамбовской области,

у с т а н о в и л:

Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. (далее Уполномоченный) в своём административном исковом заявлении просил суд признать незаконным бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области для инвалида-колясочника <данные изъяты>., проживающего в квартире <данные изъяты> указанного дома, и обязать административного ответчика обеспечить такую доступность для данного инвалида-колясочника путем устройства пандуса на земельном участке многоквартирного дома в сторону третьего подъезда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Мотивируя заявленные требования, Уполномоченный указал в административном исковом заявлении, что 25.06.2018 г. в его адрес поступила жалоба Акулининой Е.А. в интересах своей дочери Акулининой Н.Н., являющейся инвалидом <данные изъяты> группы, проживающей по адресу: <данные изъяты>, г. Котовск, Тамбовская область, с просьбой оказания содействия в социальном и медицинском обеспечении.

В ходе выезда по месту жительства Акулининой Н.Н. последняя пояснила, что для передвижения использует кресло-коляску и редко бывает на улице в связи с тем, что имеющийся при выходе из подъезда дома пандус не соответствует предъявленным требованиям, а именно, имеет большой угол наклона, в связи с чем его конструкция является травмоопасной и угрожающей жизни и здоровью инвалида-колясочника. Самостоятельное использование ею данного пандуса не представляется возможным.

26.06.2018 г. муниципальной комиссией, образованной в соответствии с постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 28.09.2016 г. № <данные изъяты>, было проведено обследование жилого помещения Акулининой Н.Н. и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области, по итогам которого был составлен акт № <данные изъяты>. Из него следует, что имеющийся при входе в подъезд пандус не соответствует требованиям по углу наклона (более 5%), предусмотренным Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Выводы комиссии: рассмотреть изготовление и установку смещенного на земельный участок нового пандуса.

Согласно заключению муниципальной комиссии от 28.06.2018 г. № <данные изъяты> имеется возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в указанном многоквартирном доме.

Аналогичное заключение дано муниципальной комиссией 17.05.2019 г. (№<данные изъяты>) на основании акта обследования от 14.05.2019 г. № <данные изъяты>

Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 23 декабря 2013 г. № <данные изъяты> (ред. от 28.01.2022 г.) утверждена муниципальная программа «Доступная среда», которая направлена на повышение качества жизни инвалидов и маломобильных категорий граждан с включением соответствующих расходов бюджета города.

Пунктом 2.8 Перечня мероприятий указанной муниципальной программы предусмотрены мероприятия по приспособлению жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов с учетом потребностей инвалидов.

Также Уполномоченный указал, что, усматривая нарушения прав заявительницы на доступную среду, он неоднократно направлял в орган местного самоуправления рекомендации о необходимости принятия мер по обеспечению доступности общего имущества многоквартирного дома, по месту проживания инвалида-колясочника. Однако, до настоящего времени администрацией города Котовска указанные меры не приняты, и инвалид-колясочник вынужден ежедневно подвергать себя опасности, чтобы попасть домой, используя имеющийся пандус.

По сообщению администрации города Котовска, причиной невыполнения мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалида жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает, является отсутствие необходимого финансирования из бюджета области и дефицита бюджета города.

Такое бездействие административного ответчика Уполномоченный считает нарушающим статью 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 6 ч. 1 ст. 16), Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 5.1 ст.2), а также Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (п.п. 2, 14).

Таким образом, администрация города Котовска, к компетенции которой отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, до настоящего времени, несмотря на проведенные мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома <данные изъяты> города Котовска, длительное время мер по устройству пандуса, отвечающего требованиям доступности, не принимает.

По мнению административного истца, отсутствие финансирования мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалида жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает, не должно влиять на своевременность исполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

Уполномоченный считает оспариваемое бездействие администрации города Котовска незаконным и указывает, что в силу части 1 статьи 40, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов <данные изъяты> по результатам рассмотрения её жалобы.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела представитель административного истца по доверенности Рудаков В.И. уточнил заявленные административные исковые требования и окончательно просил, кроме признания оспариваемого бездействия незаконным, возложить на административного ответчика обязанность обеспечить доступность жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области для инвалида-колясочника <данные изъяты>., проживающей в квартире <данные изъяты> указанного дома, путем оборудования входа в подъезд указанного дома пандусом либо иным устройством (оборудованием), обеспечивающим свободный доступ к жилому помещению и общему имуществу многоквартирного дома с учетом потребности инвалида в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Также, в судебном заседании Рудаков В.И. пояснил, что для административного истца не важно, будет ли оборудован вход в подъезд указанного дома, в котором расположена квартира <данные изъяты> пандусом или иным устройством. Существенным является обеспечение инвалиду возможности беспрепятственного и безопасного доступа к своему жилому помещению, то есть пандус или иное устройство должно соответствовать всем, предъявляемым к ним нормативным требованиям.

Представитель администрации города Котовска Тамбовской области по доверенности Цуканова Т.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований Уполномоченного. Она не отрицала, что инвалида-колясочника <данные изъяты>. необходимо обеспечить надлежащий доступ с своему жилому помещению и к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> и на орган местного самоуправления законом возложена такая обязанность. Однако, согласно ст.ст. 3, 6 Закона Тамбовской области от 10 мая 2017 г. N 99-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам органами государственной власти Тамбовской области и подведомственными им организациями» органы государственной власти Тамбовской области и подведомственные им организации обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, а также за счет иных не запрещенных законодательством источников. Следовательно, решение вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе к жилому помещению и общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме лежит в совместном ведении как органов местного самоуправления, так и в ведении администрации области.

Ежегодно при утверждении бюджета города Котовска Тамбовской области планируется выделение определенных денежных средств на реализацию муниципальной программы «Доступная среда», но из-за дефицита городского бюджета эти средства крайне незначительны и не могут обеспечить выполнение всех мероприятий по указанной программе, в том числе в отношении инвалида-колясочника <данные изъяты> При таких обстоятельствах администрация города многократно обращалась в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и в управление ТЭК и ЖКХ области, но согласно ответам на данные обращения в бюджете Тамбовской области денежные средства на эти цели не предусмотрены. Таким образом, создание органом местного самоуправления муниципальной комиссии, обследовавшей условия жизни <данные изъяты>., и последующие указанные выше действия административного ответчика свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации города незаконного бездействия.

Также Цуканова Т.В. пояснила, что технически возможно устройство пандуса только вправо или влево от подъезда. Однако, жильцы дома <данные изъяты> против его устройства, поскольку будут нарушены их права, свободы и законные интересы. Ильичев А.А., представляющий интересы собственников помещений в этом доме, предложил произвести за свой счет установку подъемного устройства для инвалидной коляски, которая монтируется на крыльцо у подъезда, после чего данное устройство будет передано в дар <данные изъяты>. Однако, в этом случае бремя дальнейшего обслуживания такого устройства полностью ляжет на инвалида, поскольку к общему имуществу собственников помещений в доме оно не будет относится и управляющая организация отказывается осуществлять его содержание и техническое обслуживание. Администрацией города рассматривался вопрос об установлении подъемного устройства для инвалидной коляски и передачи его в общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и было установлено, что на устройство, предложенное Ильичевым А.А., не может быть получено разрешение Ростехнадзора, поскольку подъем площадки осуществляется на тросах, тогда как допускается установка подъемного винтового механизма, который является более дорогим.

Заинтересованное лицо Ильичев А.А. в судебном заседании пояснил, что административному ответчику необходимо выбрать конкретный способ обеспечения <данные изъяты> возможности беспрепятственного доступа к своей квартире. Также он пояснил, что на общем собрании собственников помещении в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска, председателем которого он был избран, проведенном 26.08.2022 г. был обсужден вопрос о реконструкции входной группы подъезда № <данные изъяты> в указанном доме с устройством пандуса для малогабаритных групп населения. Участвовавшие в голосовании собственники проголосовали против, поскольку в случае устройства пандуса вправо от подъезда будет закрыт доступ к имеющимся подземным коммуникациям и повреждена имеющаяся в том месте двора цветочная клумбы. Устройство пандуса влево также возможно только на имеющейся цветочной клумбе и в значительной степени ограничивает проход к расположенному рядом с подъездом № <данные изъяты> входом в подвал дома. Устройство пандуса прямо из подъезда невозможно ввиду незначительного расстояния от лестничного марша, выходящего из подъезда № <данные изъяты> до территории двора дома с асфальтовым покрытием для движения людей и транспортных средств. При таких обстоятельствах собственники приняли решение о возможности реконструкции входной группы в подъезд № <данные изъяты> путем установки подъемной платформы для маломобильных групп населения и согласии с увеличением платы на услуги управляющей организации в связи с содержанием реконструированной таким образом входной группы в подъезд. По мнению Ильичева А.А., по заказу администрации города Котовска изготовитель подъемных устройств должен спроектировать такое устройство с учетом имеющихся обстоятельств и дать техническое заключение, которое должно быть согласовано с Ростехнадзором.

В судебное заседание <данные изъяты> и представитель заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Котовская жилищная компания» не явились. Данные лица были надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.

Учитывая позиции сторон и заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что настоящий административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 4 той же статьи в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статьях 2 и 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 того же Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее – Правила), согласно пункту 2 которых доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с пунктом 4 Правил для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).

Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктом 19 Правил заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил.

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).

Согласно пункту 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

Порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом (пункт 10 Правил).

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Постановлением администрации Тамбовской области от 20 ноября 2016 года N 1381 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, с учетом потребностей инвалидов, на территории Тамбовской области определено управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.

Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области № 5 от 11 января 2017 г. утверждено Положение о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Тамбовской области.

Данным приказом на органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области возложена обязанность по образованию муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, утвердить составы муниципальных комиссий, а также утвердить планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 28 сентября 2016 г. N 1777 создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

26.06.2018 г. указанной комиссией было произведено обследование многоквартирного жилого дома <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области, в квартире <данные изъяты> которого проживает <данные изъяты>., являющаяся инвалидом <данные изъяты> группы. Её инвалидность связана с ограничением двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения (инвалид-колясочник).

По результатам обследования был составлен акт № <данные изъяты> обследования помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 26.06.2018 г. Из данного акта следует, что имеющийся при входе в подъезд пандус не соответствует требованиям по углу наклона (более 5%), предусмотренным Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Выводы комиссии: рассмотреть изготовление и установку смещенного на земельный участок нового пандуса.

Также, 26.06.2018 г. комиссией принято решение № <данные изъяты> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

28.06.2018 г. комиссией дано заключение № <данные изъяты> о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: г. Котовск, <данные изъяты>

14.05.2019 г. комиссией повторно проведено обследование указанного многоквартирного дома и составлен акт № <данные изъяты>, в котором указаны выводы о необходимости осуществления выполнения работ по устройству нового пандуса на земельном участке дома путем изготовления пандуса с поручнями в сторону <данные изъяты> этого дома.

17.05.2019 г. комиссией принято решение № <данные изъяты> об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Котовск, <данные изъяты> а также дано заключение № <данные изъяты> о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: г. Котовск, ул. <данные изъяты>

Согласно информации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 в части проведения работ по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов на территории города Котовска Тамбовской области комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов выполнены действия, направленные на исполнение требований Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Однако, несмотря на включение мероприятий по реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает <данные изъяты> в муниципальную программу города Котовска «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации города Котовска от 23.12.2013 № 3233 «Об утверждении муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Доступная среда», финансирование данных мероприятий в необходимом объеме не обеспечено, вследствие чего на протяжении длительного периода не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника к жилому помещению, в котором он проживает.

Суд учел пояснения представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете города Котовска денежных средств, необходимых на исполнение вышеуказанных мероприятий по реконструкции многоквартирного дома, и о многократном уведомлении об этом администрацией города Котовска Тамбовской области управления ТЭК и ЖКХ и управления социальной защиты и семейной политики области.

Из сообщения врио начальника управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области в адрес главы города Котовска от 10.02.2021 г. № 33.04.-16/2122 следует, что согласно Закону Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. N 580-З «О бюджете Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджетные средства на проведение мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов не предусмотрены. Поскольку вопрос финансирования мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов не определен, включение таких мероприятий в государственную программу Тамбовской области «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 06.10.2020 г. N 798, не представляется возможным.

Учитывая указанные выше обстоятельства, суд пришел к выводу, что административным ответчиком вопреки вышеприведенным требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, жилищного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, допущено бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выраженное в непринятии всех необходимых мер по обеспечению доступности к жилому помещению и общему имуществу в многоквартирном доме инвалида-колясочника Акулининой Н.Н.

По мнению суда, администрация города Котовска должна исходить из конституционных принципов создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечивающих инвалидам условия для беспрепятственного доступа к своему жилищу. При этом, отсутствие финансирования названных мероприятий по реконструкции многоквартирного дома не должно влиять на своевременность возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования – городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 – 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Таким образом, администрация города Котовска является надлежащим исполнителем обязанности по реконструкции входа в подъезд многоквартирного жилого дома <данные изъяты> города Котовска для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида <данные изъяты>. к квартире <данные изъяты> и общему имуществу.

Принимая решение о признании оспариваемого бездействия административного ответчика незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы Акулининой Н.Н., суд пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию города Котовска обязанности обеспечить и организовать установку на входе в указанный подъезд дома подъемного устройства, поскольку устройство пандуса без смещения в сторону от лестницы невозможно, а устройство пандуса со смещением вправо или влево нарушает права и законные интересы собственников помещений в данном многоквартирном доме (пандус может закрывать доступ к коммуникациям в доме, доступ в подвальное помещение, расположенное рядом с подъездом, а также устройство пандуса влечет разрушение цветочных клумб около дома).

Согласно протоколу № <данные изъяты> внеочередного очно-заочного собрания собственников помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области от 26.08.2022 г. участвовавшие в голосовании собственники проголосовали против реконструкции входной группы подъезда № <данные изъяты> многоквартирного дома с устройством пандуса для маломобильных групп населения и проголосовали за реконструкцию данной входной группы с установкой подъемной платформы, а также за включение реконструированной входной группы подъезда № <данные изъяты> в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с увеличением платы за «Содержание жилого помещения» в размере фактических понесенных управляющей компанией расходов на содержание этой группы.

Определяя срок, в течение которого административным ответчиком должна быть исполнена указанная выше обязанность, суд учел доводы представителя административного ответчика о необходимости учета времени для разработки проектно-сметной документации и согласования её с Ростехнадзором, проведения мероприятий в сфере закупок, выполнения работ по монтажу подъемного устройства и счел заявленный Уполномоченным срок исполнения судебного решения (в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) разумным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 177, ч.ч. 3, 4 ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина Владимира Васильевича, действующего в интересах Акулининой Надежды Николаевны, удовлетворить.

Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы Акулининой Надежды Николаевны бездействие администрации города Котовска Тамбовской области, выраженное в непринятии необходимых мер по обеспечению доступности к жилому помещению и к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме инвалида-колясочника, проживающего в квартире <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области.

Обязать администрацию города Котовска Тамбовской области обеспечить и организовать реконструкцию входной группы второго подъезда в многоквартирном доме <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области с установкой подъемного устройства (платформы) для инвалида-колясочника в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.С. Толмачев

Мотивированное решение составлено 18.10.2022 г.

Судья П.С. Толмачев