ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373 от 16.12.2015 Ачитского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ 2а-373

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2015 года п. Ачит

Ачитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зиновьевой И.М.

при секретаре Никитиной Н.В.,

а также с участием административного истца Козионова А.П., представителя заинтересованного лица Шахматова В.В., представителя заинтересованного лица Машаракина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козионова А.П. к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии в части недопущения к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа, обязании конкурсную комиссию допустить к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа.

УСТАНОВИЛ:

Козионов, в соответствии со ст. 218 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части недопущения его к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа, обязании конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа допустить его к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа был проведен второй этап конкурса. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он обратился к председателю Думы Ачитского городского округа с заявлением о предоставлении копии протокола заседания комиссии, но ему был отказано. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился с просьбой выдать разъяснение и обоснование по факту отсутствия его кандидатуры в выписке конкурсной комиссии. Полагает, что в действиях конкурсной комиссии были нарушены его права на участие в избирательном процессе.

Административный истец Козионов требования поддержал, дополнительно пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа проводила второй этап конкурса выборов. Он как кандидат принимал участие в указанном конкурсе, который проходил в форме собеседования. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Думу Ачитского городского округа с письменным заявлением о предоставлении копии протокола заседания комиссии, в чем ему было отказано. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в Думу Ачитского городского округа с заявлением о предоставлении копии протокола заседания конкурсной комиссии, ему вновь было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано информационное письмо о принятом решении комиссии по второму этапу конкурса. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился к председателю Думы Ачитского городского округа дать письменное объяснение о причинах отсутствия его кандидатуры. ДД.ММ.ГГГГ он получил письмо из Думы Ачитского городского округа, в котором ему было отказано ознакомиться с протоколом. Считает, что ему было необоснованно отказано в праве избираться на должность главы Ачитского городского округа. Также считает, что безальтернативная модель, которая была принята в Ачитском городского округа для выборов главы и принятые на основе ее нормативные акты не должны были вставать в противоречия с Конституцией РФ, избирательным законодательством. Утверждает, что процедура отбора кандидатов для голосования на Думе Ачитского городского округа произошла по сговору должностных лиц с использованием своих служебных положений. В части недопущения его комиссией до выборов Думой Ачитского городского округа, комиссией были превышены полномочия, так как члены комиссии не обладают активным избирательным правом, данное право закреплено только за гражданами, проживающими на территории избирательного округа, а также за депутатами Ачитского городского округа. Считает, что должностными лицами не было объективных причин отказывать ему в требованиях по получению им информации, они обязаны были его своевременно уведомить о законной причине отказа в участии в выборах главы Ачитского городского округа.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Шахматов с требованиями не согласен и пояснил, что в соответствии с п.1 ч.2, ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом. Решением Думы Ачитского городского округа от 23 сентября 2015 года утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа, в соответствии с которым организация и проведение конкурса осуществляется конкурсной комиссией. К числу полномочий конкурсной комиссии отнесено принятие решения по результатам конкурса о предоставлении кандидатов на должность главы Ачитского городского округа на рассмотрение Думы Ачитского городского округа. Козионов был допущен к конкурсу. По итогам первого этапа истец был допущен ко второму этапу конкурса. Пункт 33 Положения не распространяется на отношения, связанные с принятием конкурсной комиссией итогового решения по результатам конкурса и уведомлением об этом решении кандидатов, принявших участие в конкурсе. Козионов был письменно уведомлен ДД.ММ.ГГГГ. Конкурс представляет собой отбор кандидатур на должность главы, исходя из их профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, знаний, умений, навыков и иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. В результате голосования были отобраны два кандидата: Верзаков и Крючков, в отношении которых принято решение о представлении их на рассмотрение Думы Ачитского городского округа. Козионов по результатам голосования не был признан победителем, в связи с чем не был представлен конкурсной комиссией на рассмотрение Думы.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Машаракин с требованиями не согласен и пояснил, что была сформирована конкурсная комиссия на основании решения Думы Ачитского городского округа. Думе было представлено два кандидата, один из которых был избран главой Ачитского городского округа. Нарушений не было. Он присутствовал на собеседовании, кандидатами были сданы анкеты, которые проверяли члены комиссии, по анкетам претензий не было. Конкурсная комиссия изучала трудовой стаж каждого кандидата, их характеристики, был сделан вывод, что Козионов не может являться главой Ачитского городского округа. Каждого кандидата конкурсная комиссия обсуждала и ставила вопрос на голосование. Единогласно было принято решение не представлять на Думу кандидатов, которые были не рекомендованы. Со стороны конкурсной комиссией нарушений не было. Заявления Козионов должен был направлять в конкурсную комиссию, которая в тот период была полномочна, а не в Думу.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика Верзаков в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица. В представленном отзыве просит отказать Козионову в удовлетворении требований, указывая, что истец был допущен к обоим этапам конкурса. По результатам 2 этапа кандидатура Козионова не была представлена на рассмотрение Думы. Требования Козионова безосновательны.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика Крючков в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица. В представленном отзыве просит отказать Козионову в удовлетворении требований, указывая, что истец был допущен к обоим этапам конкурса. По результатам второго этапа кандидатура Козионова не была представлена на рассмотрение Думы. Требования истца безосновательны.

Заслушав административного истца Козионова, представителей заинтересованных лиц Шахматова и Машаракина, и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии пунктом «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным федеральным законом.

Согласно п.1 и п.п.1 п.2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В силу п. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. В городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законом Свердловской области от 27 мая 2015 года N 35-ОЗ установлен новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований области.

В силу п.п.5 п. 4 ст. 6 указанного Закона Свердловской области глава Ачитского городского округа избирается представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Закон Свердловской области от 27 мая 2015 года был официально опубликован 29 мая 2015 года и вступил в законную силу через десять дней после официального опубликования и применяется в отношении избрания главы Ачитского городского округа, после истечения срока полномочий главы, избранного до дня вступления в силу данного документа.

Решением Думы Ачитского городского округа от 03 августа 2015 года № 8/50, зарегистрированным в ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области 21 августа 2015 года, в Устав Ачитского городского округа внесены изменения, и абзац первый пункта 2 ст. 28 изложен в новой редакции, согласно которого глава городского округа избирается сроком на пять лет Думой Ачитского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа, по результатам конкурса.

Решением Думы Ачитского городского округа от 23 сентября 2015 года № 11/58 (л.д. 33-43) утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа (далее – Положение).

В силу п.5, п. 6, п. 18, п. 19, п.п. 2 п. 20 Положения конкурсная комиссия составляет восемь человек и половина ее членов назначается Думой Ачитского городского округа, а другая половина – Губернатором Свердловской области. Конкурсная комиссия осуществляет свои полномочия с момента ее формирования в правомочном составе до дня вступления решения Думы Ачитского городского округа об избрании главы Ачитского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Решение об объявлении конкурса принимается Думой Ачитского городского округа, в случае досрочного прекращения полномочий главы Ачитского городского округа.

На основании решения Думы Ачитского городского округа от 23 сентября 2015 года № 11/56 прекращены полномочия главы Ачитского городского округа ФИО10 досрочно ДД.ММ.ГГГГ в связи с отставкой по собственному желанию.

Решением Думы Ачитского городского округа от 30 сентября 2015 года № 12/70 (л.д. 44-45) объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа. Проведение конкурса назначено в два этапа: 1 этап с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 2 этап – по решению конкурсной комиссии, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При проведении 2 этапа конкурса оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов проводится в форме: анкетирования и индивидуального собеседования. При оценки профессиональных качеств каждого из кандидатов конкурсная комиссия исходит из уровня их профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, знаний, умений, навыков и иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса. Назначен состав конкурсной комиссии: Машаракин, ФИО11, ФИО12 и ФИО13

В соответствии с распоряжением Губернатора Свердловской области от 28 октября 2015 года № 267-РГ (л.д. 46) членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа назначены: ФИО14, ФИО15, ФИО17 и ФИО18.

Согласно п.26, п. 30, п.32, п. 36, п. 37, п. 38, п. 39 Положения гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет в комиссию документы и на основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске гражданина либо об отказе в допуске к участию в конкурсе. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе проводится проверка представленных кандидатами сведений в их отсутствие. По итогам первого этапа конкурса комиссия принимает решение о признании первого этапа состоявшимся с утверждением кандидатов, допущенных ко второму этапу конкурса. Конкурсная комиссия уведомляет в письменной форме о принятом решении кандидатов, допущенных к участию во втором этапе конкурса.

ДД.ММ.ГГГГ Козионов обратился в конкурсную комиссию с заявлением о допуске его к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа и решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа допущены в том числе Верзаков, Крючков и Козионов. Принято решение провести второй этап конкурса ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о допуске его ко второму этапу конкурса.

В соответствии п. 40, п. 42, п. 45, п. 46, п. 47 Положения на втором этапе конкурса комиссия проводит оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов, их умений, знаний, навыков на основании представленных документов и по результатам конкурсных испытаний. При проведении конкурса могут использоваться анкетирование, индивидуальное собеседование. По результатам конкурса комиссия принимает решение о предоставлении кандидатов на рассмотрение Думы Ачитского городского округа. Решение по результатам конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании. Конкурсная комиссия уведомляет в письменной форме о принятом по результатам конкурса решении каждого из кандидатов, принявших участие в конкурсе.

Из протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления (л.д. 17) следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 11:00 до 14:00 в малом зале администрации Ачитского городского округа состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа с повесткой заседания, в том числе о рассмотрении анкет кандидатов на участие в конкурсе, о предоставлении кандидатов на рассмотрение Думы Ачитского городского округа. На заседании присутствовали восемь членов комиссии. В ходе заседания члены комиссии изучили анкеты кандидатов, приняв их к сведению, проводили собеседование с кандидатами, в том числе с Козионовым. По результатам голосования приняли единогласное решение о предоставлении на рассмотрение Думы Ачитского городского округа кандидатов на должность главы Ачитского городского округа Верзакова и Крючкова, рекомендовав к избранию Верзакова. Решение подписано всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании. ДД.ММ.ГГГГ Козионов уведомлен конкурсной комиссией о принятом решении по результатам конкурса.

В соответствии с заявлениями Козионова от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), ответом Думы Ачитского городского округа (л.д. 56) истец обращался к председателю Думы Ачитского городского округа об ознакомлении с протоколом заседания конкурсной комиссии. Ответ на его заявления дан ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению Думы Ачитского городского округа от 19 ноября 2015 года № 14/82 главой Ачитского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы, избран Верзаков. Решение вступило в силу 19 ноября 2015 года.

Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять указанным доказательствам.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что 30 сентября 2015 года Думой Ачитского городского округа объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа, утвержден состав конкурсной комиссии. ДД.ММ.ГГГГ Козионов обратился в конкурсную комиссию с заявлением о допуске его к участию в конкурсе. Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он допущен к участию во втором этапе конкурса, о чем был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа, в ходе которого члены комиссии изучили анкету кандидата Козионова, проводили с ним собеседование и по результатам голосования приняли единогласное решение о не предоставлении на рассмотрение Думы Ачитского городского округа кандидата Козионова на должность главы Ачитского городского округа и в этот же день комиссией принято решение о предоставлении на рассмотрение Думы Ачитского городского округа Верзакова и Крючкова, о чем ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлен конкурсной комиссией. Таким образом, суд пришел к выводу, что нарушений со стороны конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа, прав, свобод и законных интересов административного истца, допущено не было, а также не были созданы препятствия к осуществлению Козионовым прав, свобод и реализации законных интересов. Кроме того, в судебном заседании установлено, что решение комиссией принято ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано в иске Козионова.

Доводы истца Козионова о том, что ответчиком не была предоставлена информация по его заявлениям, судом не принимаются, поскольку в судебном заседании установлено, что в конкурсную комиссию об ознакомлении с протоколом заседания истец не обращался, а обращался к председателю Думы Ачитского городского округа, то есть к должностному лицу, неуполномоченному принимать решения за конкурсную комиссию, которая прекратила свое действие 19 ноября 2015 года.

Также судом не принимаются доводы Козионова о том, что безальтернативная модель, которая была принята в Ачитском городского округе для выборов главы и принятые на основе ее нормативные акты противоречат Конституции РФ, избирательному законодательству, поскольку в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно принимает решения, в том числе решения о порядке формирования органов местного самоуправления, кроме того, выборы главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, нормами избирательного законодательства не регулируются.

Доводы истца о том, что процедура отбора кандидатов для голосования на Думе Ачитского городского округа произошла по сговору должностных лиц с использованием своих служебных положений, что должностные лица обязаны были его своевременно уведомить о законной причине отказа в участии в выборах главы Ачитского городского округа, суд признает несостоятельными.

При таких обстоятельствах требования административного истца Козионова не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Козионову А.П. в удовлетворении административного иска к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа от 13 ноября 2015 года в части недопущения Козионова А.П. к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа, обязании конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Ачитского городского округа допустить Козионова А.П. к участию в конкурсе кандидата на должность главы Ачитского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ачитский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2015 года.

Председательствующий И.М.Зиновьева