Дело № 2А-3731/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2021 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.Д.,
С участием:
Административного истца - Лебедева Н.Н.,
Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Деминова С.А.,
Заинтересованного лица – Мирза В.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебедева Николая Николаевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Лебедев Н.Н. обратился в суд с административным исков, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 06.10.2021 № Р001-5319954792-50184788 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 495 кв.м., расположенного по <адрес>; обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области присвоить категорию земельному участку с кадастровым <номер>, площадью 495 кв.м., расположенного по <адрес>, находящемуся в общей долевой собственности у Лебедева Н.Н. – 1/2 доли, Мирза В.М. – 1/2 доли.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка с долей жилого дома от 21.12.2001 Лебедев Н.Н. является собственником 1/2 доли жилого дома и земельного участка по <адрес>. Сособственником иной 1/2 доли этого жилого дома и земельного участка является Мирза В.М. на основании договора мены квартиры на 1/2 доли жилого дома и земельного участка от 10.08.1996. Общая юридическая площадь земельного участка при доме составляла 495 кв. м. и, исходя из данной площади, Лебедеву Н.Н. и Мирза В.М. предоставлены в собственность земельные участки площадью по 247,5 кв. м.
Мирза В.М. по своей инициативе произвела на земельных участках, а также прилегающей муниципальной территории работы по геодезии, в результате чего параметры земельных участков существенно изменились. Решением Серпуховского суда от 17 декабря 2013 года результаты межевания земельного участка Мирза В.М. признаны недействительными, в связи с чем вместо двух участков по 247,5 кв.м. был образован один земельный участок пл. 495 кв.м. с кадастровым <номер> и по решению Серпуховского городского суда указанный земельный участок признан объектом долевой собственности и установлены доли в праве по 1/2 за Мирза В.М. и Лебедевым Н.Н.
В настоящее время категория земельного участка отсутствует, в связи с чем Лебедев Н.Н. обратился в Администрацию городского округа Серпухов с заявлением об установлении категории земельному участку. 06.10.2021 Администрация городского округа Серпухов отказала в предоставлении муниципальной услуги. Указанное решение административный истец полагает незаконным, указывая, что согласно действующему законодательству все земли территории Российской Федерации должны иметь назначение.
Административный истец Лебедев Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что спорный земельный участок и жилой дом находятся в долевой собственности с Мирза В.М. Для определения категории земельного участка необходимо подать заявление совместно всем собственникам объекта, однако договоренности со вторым долевым собственником достичь не удается.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Деминов С.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, поддержал письменные возражения, из которых следует, что порядок предоставления испрашиваемой муниципальной услуги определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденным постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 02.12.2020 № 4488-П.
Пунктом 12 Регламента установлен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Согласно п. 3.2.1. Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. С заявлением об отнесении к категории земельного участка обратились не все собственники, что повлечет нарушение их прав.
Заинтересованное лицо Мирза В.М. в судебном заседании показал, что является долевым собственником спорного земельного участка совместно с Лебедевым Н.Н. Не возражает против установления категории земельного участка, согласна совместно со вторым собственником обратиться в органы местного самоуправления для подачи соответствующего заявления, однако ранее Лебедев Н.Н. с данным вопросом к ней не обращался.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что Лебедеву Н.Н. и Мирза В.М. на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доли каждому земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> на основании решения Серпуховского городского суда Московской области от 29.07.2021 по делу № 2-2363/2021 (л.д. 23-25, 59-61).
Согласно решению Серпуховского городского суда Московской области от 29.07.2021 земельный участок с кадастровым <номер> площадью 495 кв.м., расположенный по <адрес>, признан объектом долевой собственности и установлены доли в праве общей долевой собственности установлены следующим образом: Лебедев Николай Николаевич – 1/2 доли, Мирза Валентина Михайловна – 1/2 доли (л.д. 21-22).
25.09.2021 Лебедев Н.Н. обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением № Р001-5319954792-50184788 о предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» (л.д. 42).
Решением администрации городского округа Серпухов Московской области 06.10.2021 № Р001-5319954792-50184788 Лебедеву Н.Н. отказано в предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» на том основании, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14.09.2021 № КУВИ-002/2021-122490138 на объект недвижимого имущества — земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности, а согласно п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. С заявлением об отнесении к категории земельного участка обратились не все собственники, что повлечет ущемление их прав. В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними, и участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Дополнительно указано, что всем участникам долевой собственности необходимо зарегистрировать право собственности на земельный участок, после чего обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги (л.д. 43-44).
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (часть 1 статьи 1 этого Федерального закона).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Постановлением администрации городского округа Серпухов МО от 02.12.2020 № 4488-П утверждён Административный регламент предоставления Муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории».
В соответствии с пунктом 5.1 Административного регламента органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, ответственным за предоставление Муниципальной услуги, является Администрация муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
Администрация обеспечивает предоставление Муниципальной услуги в электронной форме посредством РПГУ (п.5.2 Административного регламента).
Согласно пункту 6.1 Административного регламента результатом предоставления Муниципальной услуги является, в том числе, Решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги, при наличии оснований для отказа в предоставления Муниципальной услуги, указанных в подразделе 13 настоящего Административного регламента, которое оформляется в соответствии с приложением 2 к настоящему Административному регламенту.
Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Муниципальной услуги. Из содержания п. 13.2.1 следует, что основанием для отказа в предоставлении Муниципальной услуги является наличие противоречивых сведений в Заявлении и приложенных к нему документах.
Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым <номер> площадью 495 кв.м., расположенный по <адрес> находится в общей долевой собственности у Лебедева Николая Николаевича – 1/2 доли, Мирза Валентина Михайловна – 1/2 доли.
Между тем, согласно п. 13.3.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Муниципальной услуги является то обстоятельство, что к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как видно из Приложения 5 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» для предоставления муниципальной услуги необходимо предоставление перечня документов, в том числе согласие правообладателя земельного участка на отнесение земельного участка к определенной категории, в случае если участок предоставлен на определенном виде права третьему лицу.
Из представленных суду документов, усматривается, что с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, находящегося в общей долевой собственности обратился один из долевых собственников - Лебедев Н.Н., что противоречит положениям п. 1 ст. 246 ГК РФ, а также положениям Административного регламента, в соответствии с которыми Администрацией городского округа Серпухов было принято оспариваемое административным истцом решение, поскольку не было предоставлено заявление или согласие долевого сособственника – Мирза В.М., чье право собственности на долю земельного участка на дату обращения Лебедева Н.Н. с соответствующим заявлением не было зарегистрировано. Однако при рассмотрении заявления Лебедева Н.Н. о предоставлении государственной услуги в рамках межведомственного взаимодействия административным ответчиком была получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, согласно которой земельный участок находится в общей долевой собственности.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Администрацией городского округа Серпухов Московской области представлены доказательства того, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и без нарушения прав и законных интересов административного истца.
При таких данных, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для оказания государственной услуги в рассматриваемом случае отсутствуют.
При этом права административного истца в связи с принятием административным ответчиком оспариваемого решения об отказе в предоставлении Государственной услуги нельзя полагать нарушенными, он не лишен прав повторно обратиться с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» совместно с долевым собственником спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах совокупность условий, необходимых для признания решения административного ответчика незаконным, отсутствует и оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Лебедева Николая Николаевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 06.10.2021 № Р001-5319954792-50184788 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 495 кв.м., расположенного по <адрес>; обязании присвоить категорию земельному участку с кадастровым <номер>, площадью 495 кв.м., расположенного по <адрес>, находящемуся в общей долевой собственности у Лебедева Николая Николаевича – 1/2 доли, Мирза Валентина Михайловна – 1/2 доли, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2021 года