ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3735/2021 от 10.02.2022 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-559/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Молотиевского А.Г.,

при секретаре судебного заседания Олейниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску:

- ФИО1 к Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, заинтересованное лицо: Администрация Щепкинского сельского поселения, об оспаривании решений, действий Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района,

установил:

административный истец обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующие доводы.

«30» марта 2016 года Администрацией Щепкинского сельского поселения Аксайского района в соответствии с постановлением от ...... «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» был заключен договор аренды земельного участка ...-щ с ФИО2

В соответствии с п. 1.1. договора аренды Администрацией Щепкинского сельского поселения А. Г.А. принимает в аренду земельный участок общей площадью 3 000 кв.м, земель населенных пунктов, с кадастровым номером ... находящийся по адресу: ...А, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилого дома.

В соответствии с п. 2.1. договора аренды срок аренды земельного участка устанавливается с «30» марта 2016 года по «29» марта 2026 года.

«17» сентября 2019 года между ФИО2 и ФИО3 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ...-щ от ....

«02» апреля 2021 года между ФИО3 и ФИО1 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ...-щ от ....

В соответствии с п. 3 соглашения с момента согласования КИЗО Администрации Аксайского района Арендатором по договору аренды земельного участка ...-щ от ... становится истец.

«19» августа 2021 г. истцом подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства.

Администрация Щепкинского сельского поселения Аксайского района уведомление от ...... указала, что указанный истцом объект ИЖС соответствует допустимости разрешения объекта ИЖС. расположенного по адресу: .......

По факту завершения строительства объекта ИЖС, на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: ...А истцом было подано соответствующее уведомление в Администрацию Щепкинского сельского поселения Аксайского района.

По результату рассмотрения уведомления истца об окончании строительства - Администрация Щепкинского сельского поселения Аксайского района уведомила истца о соответствии построенного объекта ИЖС (уведомление ... от ...).

Жилой дом. расположенный по адресу: ...... зарегистрирован истцом в ЕГРН от ....

«10» ноября 2021 г. истцом было подано заявление в КИЗО Администрации Аксайского района о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Административный ответчик письмом ....10/8776 от ... отказал в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

В обоснование отказа ответчик указал, что в соответствии с п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с утвержденными документациями территориального планирования, планируется размещение объекта местного значения и согласно заключению главного архитектора Аксайского района от ...... испрашиваемый земельный участок, расположен на территории, предназначенной генеральным планом Щепкинского сельского поселения для размещения детского сада.

Административный истец полагает отказ КИЗО незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со сведениями Публичной кадастровой карты, ЕГРН разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: ...А для индивидуального жилого дома.

Арендаторами регулярно исполнялись обязанности по внесению арендой платы, в соответствии с выставленными счетами КИЗО Администрации Аксайского района Ростовской области.

Административным истцом на испрашиваемом земельном участке был построен объект ИЖС по согласованию с Администрацией Щепкинского сельского поселения Аксайского района.

На основании изложенного административный истец просил суд:

- признать незаконным отказ Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района в предоставлении земельного участка, общей площадью 3 000 кв.м, земель населенных пунктов, с ..., расположенного по адресу: ...А в собственность без проведения торгов;

- обязать Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района предоставить земельный участок, общей площадью 3 000 кв.м, земель населенных пунктов, с КН ..., расположенный по адресу: ...А в собственность без проведения торгов.

Представитель административного истца поддержала исковые требования.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от ... «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в редакции, действовавшей до ..., устанавливала, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.

В рамках полномочий, предоставленных Законом № 137-ФЗ Администрацией Щепкинского сельского поселения земельный участок с КН ... предоставлен в аренду ФИО2 без проведения торгов в соответствии с п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ для индивидуального жилого дома.

На основании соглашения от ... о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ......-щ земельный участок перешел в пользование ФИО3

В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ... земельный участок с кадастровым номером ... перешел в пользование административного истца.

В соответствии со ст. 3.3. указанного Федерального закона № 137-ФЗ, введенной в действие с ..., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельских поселений, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов.

Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района в соответствии со ст. 2 Положения о Комитете, является органом Администрации Аксайского района, созданным для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования «Аксайский район», по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Аксайский район» и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ сельских поселений Аксайского района и осуществлению иных, связанных с использованием земельных участков функций, сочетающим отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.

Соответственно, административный истец обратился в уполномоченный орган, каковым является Комитет, в целях приобретения права собственности на земельный участок, на котором возведен жилой дом. Земельный участок учтен в кадастровом квартале Аксайского района.

При представлении земельного участка в аренду Щепкинской сельской Администрацией ошибочно был предоставлен земельный участок с целевым использованием - для индивидуального жилого дома, поскольку земельный участок расположен на территории, предназначенной генеральным планом Щепкинского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Аксайского района от ...... «Об утверждении изменений в генеральный план Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области», для размещения детского сада на 40 мест, что подтверждается выкопировкой из Генерального плана Щепкинского сельского поселения в редакции от ... и выкопировкой из Генерального плана в редакции от ....

Кроме того, в соответствии с Порядком взаимодействия органов и подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Аксайский район» и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений, утвержденный Решением собрания депутатов Аксайского района от ...... «Об определении порядка взаимодействия органов и структурных подразделений Администрации Аксайского района при предоставлении земельных участков», решение о предоставлении земельного участка принимается с учетом заключения главного архитектора Аксайского района.

Согласно заключению главного архитектора Аксайского района земельный участок с КН ... в собственность без проведения торгов для индивидуального жилого дома не представляется возможным предоставить, поскольку согласно сведениям ИСОГД, а именно, генеральному плану Щепкинского сельского поселения утвержденный Собранием Депутатов Аксайского района от ......, вышеуказанный земельный участок расположен на территории, предназначенной для размещения детского сада на 40 мест.

В ст. 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Спорный участок расположен в границах муниципального образования – поселение.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план поселения содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы поселения включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из изложенного, оспариваемый административным истцом отказ Комитета суд признает законным и обоснованным, поскольку частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил :

в удовлетворении административного иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение составлено 11 февраля 2022 года.

Судья :