ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3736/16 от 07.06.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу №2а-3736/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2016 года

Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

При секретаре Кешелян Д.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Антонян А. П. к административному ответчику - администрации гор.Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязать ответчика устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ :

Административный истец Антонян А.П. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику - администрации гор.Сочи об отмене решения администрации гор.Сочи об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке, расположенном в <адрес> и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем выдачи данного разрешения. В судебном заседании представитель административного истца изменил и уточнил свои требования, просил признать незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем выдачи Антонян А. П. разрешения на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом", площадью 592,90 кв.м. на земельном участке , с кадастровым номером , расположенном <адрес>. Свои требования обосновывает тем, что Антонян А. П. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу : г<адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, от ДД.ММ.ГГГГ.

На вышеуказанном земельном участке она имеет намерение возводить индивидуальный жилой дом, в связи с чем ею были получены в установленном порядке следующие документы: 1) Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом; 2) Градостроительный план земельного участка, технические условия для присоединения к электрическим сетям ОАО «Кубаньэнерго»; 3) Технические условия для водоснабжения и водоотведения ООО «Сочиводоканал». Для получения муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», Антонян А.П. через МАУ г.Сочи «МФЦ» обратилась в Администрацию города Сочи Краснодарского края. 25.03.2016 г. письмом Первого заместителя Главы города Сочи Чермит М.М., в оказании данной услуги было отказано по следующим основаниям. Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи, а также в соответствии с постановлением Главы города Сочи от 30.01.2007 г. № 72 «Об утверждении наименований существующих сельских населенных пунктов, улиц и переулков в административных границах города Сочи Краснодарского края», земельный участок с кадастровым номером расположен в городской черте Лазаревского внутригородского района города Сочи.

Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 г. № 78 утверждены нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края, в соответствии с которыми указаны предельно допустимые параметры застройки жилой зоны в зависимости от типов жилых домов, включающие в себя такое понятие как коэффициент использования территории или коэффициент строительного использования земельного участка.

Для участков малоэтажной жилой застройки городских округов и поселений применяется коэффициент использования территории земельного участка (коэффициент плотности застройки), установленный в таблице 43 основной части настоящих нормативов.

Коэффициент строительного использования земельного участка -отношение суммарной общей площади всех зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружение, которые разрешается построить на земельном участке, определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка.

Площадь правомерного земельного участка (находящегося в собственности у административного истца с кадастровым номером находящегося АО адресу <адрес>, составляет 600 кв.м.

В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края при размере земельного участка 600 кв.м., учитывая параметры, указанные в таблице 43 вышеуказанного документа для застройки зданиями допускается коэффициент использования территории, не более - 0,4, таким образом, общая площадь проектируемого объекта не должна составлять более 240 кв.м.

Согласно представленной схемы планировочной организации земельного участка данный параметр проектируемого объекта превышает вышеуказанный норматив : общая площадь - 592,80 кв.м.

Антонян А.П. не согласна с принятым решением, считает его не законным и необоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддерживал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации гор.Сочи просила отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что административным ответчиком обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку спорный участок расположен в пределах второй зоны горно-санитарной охраны курорта города Сочи. Граница II зоны горно-санитарной охраны устанавливается по внешнему контуру I зоны округа горно-санитарной охраны, прилегающей к линии береговой линии курортного побережья акватории Черного моря, и устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства на основании гидродинамических расчетов, гарантирующих защиту месторождений грязей, минеральных вод и пресных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

На территории второй зоны запрещается осуществление градостроительных изменений, в том числе: строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче­смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; строительство коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристских стоянок без полного инженерного обеспечения с подключением к централизованным или локальным системам водоснабжения и канализации; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод.

В населенных пунктах, вошедших во вторую зону, все здания должны быть канализованы либо иметь водонепроницаемые выгреба.

30 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Также внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (статья 2 Закона N 406-ФЗ). Изменена редакция статьи 94 Земельного кодекса РФ, из подпункта 1 пункта 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты как относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению статья 96 (пункт 1) Земельного кодекса РФ, утратившая упоминание о курортах как о землях особо охраняемых природных территорий.

Частью 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса, не измененной Законом N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Исходя из изложенного, возникший у курортного региона г. Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующих порядок введения данного Закона в действие.

Таким образом, часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации распространяется и на правоотношения по строительству в г. Сочи (на особо охраняемой природной территории).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. При этом признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2013 по делу ).

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно­санитарной охраны.

Таким образом, утвержденные до вступления в силу Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" округа санитарной охраны курортов не утратили правовой статус и считаются округами горно-санитарной охраны.

Согласно Правилам землепользования и застройки (утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202) (Далее-Правила землепользования и застройки) коэффициент использования территории (КИТ) - вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке, определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%).

Земельный участок расположен в городской черте Лазаревского

внутригородского района города Сочи, в территориально зоне Ж2. Согласно Правилам землепользования и застройки коэффициент использования территории не более 0,4 (суммарная площадь застройки не более 240 кв.м.). Площадь проектируемого объекта 592,80 кв.м., что превышает показатели допустимой суммарную площадь строений на данном земельном участке.

Кроме того, указанный земельный участок расположен в водоохраной зоне «ВД» р.Хобза. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, а также Водным Кодексом РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-запштные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятнниш истории и культуры) народов Российкультурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны горно-санитарной охраны, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водоохранная зона - вид зоны с особыми условиями использования территории, границы которой устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющейся территорией, примыкающей к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, применительно к которой установлен специальный режим ограничения хозяйственной и иной деятельности для предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов, сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Запрещаются любая деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение бассейна водосбора, засорение, заиление и истощение водных объектов.

Размещение, строительство и реконструкция разрешенных объектов допускаются при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.2.6.2. регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительство» утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 1 ноября 2013 года к материалам дела, в том числе должна быть представлена - доверенность, оформленная надлежащим образом, - в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя (нотариально удостоверенная - для физических лиц (оригинал), для юридических лиц - форма доверенности на фирменном бланке организации за подписью руководителя, удостоверенная печатью организации).

Таким образом, в администрацию города Сочи обратилось неуполномоченное лицо для формальности и не более того.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд в удовлетворении административного иска отказывает по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры.

В силу ст.226 ч.9 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка площадью 600 кв.м. расположенного по адресу : <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом в Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" города Сочи было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта, «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке (местоположение: <адрес>.

25 марта 2016 года административным ответчиком было принято Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Суд считает Решение Администрации города Сочи Краснодарского края об отказе в выдаче разрешения на строительство законным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 600 кв.м. расположенный по адресу : <адрес>, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен в городской черте Лазаревского внутригородского района гор.Сочи.

Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 г. № 78 утверждены нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края, в соответствии с которыми указаны предельно допустимые параметры застройки жилой зоны в зависимости от типов жилых домов, включающие в себя такое понятие как коэффициент использования территории или коэффициент строительного использования земельного участка.

Для участков малоэтажной жилой застройки городских округов и поселений применяется коэффициент использования территории земельного участка (коэффициент плотности застройки), установленный в таблице 43 основной части настоящих нормативов.

Площадь правомерного земельного участка, находящегося в собственности у административного истца с кадастровым номером адресу <адрес>, составляет 600 кв.м.

В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края при размере земельного участка 600 кв.м., учитывая параметры, указанные в таблице 43 вышеуказанного документа для застройки зданиями допускается коэффициент использования территории, не более - 0,4, таким образом, общая площадь проектируемого объекта не должна составлять более 240 кв.м.

Согласно представленной схемы планировочной организации земельного участка данный параметр проектируемого объекта превышает вышеуказанный норматив : общая площадь - 592,80 кв.м. Следовательно, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство является обоснованным, принят в соответствии с действующим законодательством и оснований к признании его незаконным у суда не имеется.

Кроме того, в соответствии со ст.96 Земельного кодекса РФ в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 №297 «Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского Побережья Краснодарского Края от Анапы до Сочи» земельный участок с кадастровым номером расположен во 2-й зоне округа горно-санитарной охраны курорта.

Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи 28 декабря 2015 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:49.0122004:41, на который распространяется особый режим использования земли, что подтверждается также и кадастровым паспортом земельного участка (л.д.18).

Градостроительный план выполнен на основании «Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденных решением Городского Собрания Сочи 29.12.2009 года №202.

Согласно приказа Министерства регионального развития от 10.05.2011 года №207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» в чертеже градостроительного плана земельного участка указывается зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст.96 Земельного кодекса РФ границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства РФ от 07.12.1996 №1425 утверждено "Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».

Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

На территории второй зоны запрещаются осуществление градостроительных изменений, в том числе: строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристскихстоянок без полного инженерного обеспеченичя с подключением к централизованным или локальным системам водоснабжения и канализации.проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Кроме того, земельный участок расположен в водоохранной зоне "ВД" р.Хобза, что препятствует выдаче разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» ввиду особого режима использования земель, расположенных в границах вышеуказанной зоны, поскольку запрещается любая деятельность и градостроительные изменения, влекущие за собой загрязнение бассейна водосбора, засорение, заиление и истощение водных объектов.

В населенных пунктах, вошедших во вторую зону, все здания должны быть канализованы либо иметь водонепроницаемые выгреба.

Административный истец не представил суду доказательств наличия централизованной системы водоснабжения и канализации на принадлежащем ей земельном участке.

Таким образом, административным истцом принят и не обжалован градостроительный план земельного участка, который и содержит сведения о максимальном проценте застройки в границах земельного участка, т.е. сведения о невозможности производства строительных работ на участке.

При таких обстоятельствах суд считает, что административный ответчик принял решение в пределах своих полномочий, отказ администрации города Сочи от 25 марта 2016 года является законным, обоснованным и соответствующим нормам действующего законодательства. При этом права и охраняемые законом интересы административного истца нарушены не были.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований административного истца Антонян А. П. к административному ответчику - администрации гор.Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство объекета "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем выдачи Антонян А. П. разрешения на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом", площадью 592,90 кв.м. на земельном участке , с кадастровым номером , расположенном в <адрес> - отказать.

Мотивированное решение суда составлено 12 июня 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья - А.И.Афонькина