ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3737/16 от 04.05.2016 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2а-3737/16

Мотивированное решение

изготовлено 04.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2016 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре М.С.Кузевановой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю незаконными,

Установил:

ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с названным заявлением в обоснование которого указала, что дата Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Приморскому краю) было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: <адрес>, ввиду того, что по мнению государственного регистратора к компетенции Бюро технической инвентаризации (далее по тексту БТИ) не относилась регистрация вещных прав на объекты недвижимого нежилого назначения, из чего следует, что регистрационное удостоверение БТИ не является правоустанавливающим документом. Административный истец считает, что данные действия государственного регистратора существенно нарушают права ФИО1, как собственника объекта недвижимости, так как регистрация его права в едином реестре прав на недвижимое имущество – формальность, ФИО1 желает получить свидетельство о праве собственности на объект недвижимости. Право собственности административным истцом приобретено в дата после совершения сделки купли-продажи, передачи денежных средств по договору продавцу и регистрации договора в БТИ. Указывает, что выводу государственного регистратора о том, что БТИ было некомпетентно регистрировать договоры купли- продажи не основан на законе. Просит признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю в регистрации права собственности на недвижимый объект, расположенный по адресу <адрес> на ФИО1 незаконным и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю провести регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности П в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю по доверенности Н возражала против удовлетворения требований по основаниям указанным в письменных возражениях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.16 ФЗ о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Согласно ст.17 ФЗ о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно ч.2 ст.17 ФЗ о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 13 ФЗ о регистрации в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, дата ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: <адрес>

На государственную регистрацию административным истцом представлены следующие документы: свидетельство о собственности от дата, договор купли-продажи нежилого объекта муниципальной собственности от дата с актом приема-передачи от дата.

дата Управлением Росреестра по Приморскому краю сообщением ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности на основании п.1 ст.20 ФЗ о регистрации, указав в качестве основания на то, что к компетенции органов технической инвентаризации и учета объектов недвижимости не относилась регистрация вещных прав на объекты недвижимости нежилого назначения.

Публичное производство направлено на восстановление нарушенных прав и свобод заявителя. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено, что представленные в Управление Росреестра по Приморскому краю свидетельство о собственности от дата, выданное Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока, договор купли-продажи нежилого объекта муниципальной собственности от дата, заключенный на основании протокола заседания комиссии Горкомимущества по приватизации объектов от дата, зарегистрированный БТИ г.Владивостока, акт приема-передачи в собственность нежилого здания от дата являются надлежащими правоустанавливающими документами и свидетельствует о наличии права собственности ФИО1 на спорный объект недвижимого имущества.

Довод административного ответчика о том, что к компетенции Бюро технической инвентаризации не относилась регистрация вещных прав на объекты недвижимого нежилого назначения, из чего следует, что договор купли-продажи от дата не является правоустанавливающим документом правового значения не имеет и не является основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права, так как не может свидетельствовать о том, что договор купли-продажи не был заключен надлежащим образом.

Согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока № от датадата между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Владивостока и ФИО1 был заключен договор купли-продажи нежилого здания площадью 197 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

По запросу Управления Росреестра по Приморскому краю в адрес последнего МУК «Архив города Владивостока» были направлены заверенные копии свидетельства о собственности от дата, договор купли-продажи от дата, что также подтверждает тот факт в МУК «Архив города Владивостока» содержатся оригиналы указанных правоустанавливающих документов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для признания решения Управления Росреестра по Приморскому краю незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Решил:

заявление ФИО1 о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю незаконными удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества: здание-магазин, назначение нежилое, площадью 197 кв.м., расположенный по адресу <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.

Судья О.О.Ясинская