ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373/18 от 01.06.2018 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-373/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Новосадовой О.А., с участием представителя административного истца помощника Верхнесалдинского городского прокурора Мартынова А.В.,

представителя административного ответчика Главы Верхнесалдинского городского округа, заинтересованного лица администрации Верхнесалдинского городского округа ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2- ФИО3

при секретаре Симаковой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верхнесалдинского городского прокурора к Главе Верхнесалдинского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился с административным исковым заявлением в интересах Верхнесалдинского городского округа и неопределенного круга лиц к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Верхнесалдинского городского округа по не объявлению и не проведению конкурса на замещение вакантной должности директора муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети». Обязании администрации Верхнесалдинского городского округа в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу объявить и провести конкурс на замещение вакантной должности директора муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети».

В обоснование заявления, ссылаясь на положения ст.274 ТК РФ, ст.ст.2,20,21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002, п.6.2 Устава муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети», ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 20 ч. 10 ст. 28 Устава Верхнесалдинского городского округа, «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа», утвержденное Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 13.05.2014 № 1599, а так же на ст.1 Федерального закона № 273 – ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что должность директора МУП «Горэлектросети» вакантна с 11.08.2017, в связи с прекращением трудового договора со ФИО2 на основании распоряжения № 59 – л от 09.08.2017. Распоряжением № 463-к от 10.08.2017 ФИО2 поручено в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с работой, определённой трудовым договором, дополнительно выполнять работу директора МУП «Горэлектросети» с 11.08.2017 года до заполнения вакансии директора МУП «Горэлектросети». По настоящее время конкурс на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» не назначен и не проведён. Отсутствие в законе конкретных сроков проведения конкурса на замещение вакантной должности директора муниципального предприятия не даёт основания для злоупотребления правом, в том числе и главе муниципального образования. Указанные факты создают благоприятную почву для проявления коррупциогенных рисков. Осуществление руководства муниципальным предприятиям руководителем, назначенным на указанную должность без соблюдения требований федерального закона, препятствует надлежащему исполнению задач, определённых в федеральном законе от 06.10.2003 № 131, в Уставе Верхнесалдинского городского округа, в «Положении о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа». В результате бездействия администрации Верхнесалдинского городского округа ущемляются не персонифицированные интересы неопределённого круга лиц, поскольку нарушено конституционное право граждан РФ на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на равный доступ к управлению муниципальной собственностью, что противоречит принципу равенства всех перед законом, установленному ст. 19 Конституции Российской Федерации. Не проведение конкурса и руководство муниципальным унитарным предприятием лицом, не имеющим достаточной для этого квалификации, может привести к ухудшению экономического состояния предприятия. При таких обстоятельствах замещению вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» должен предшествовать конкурс, поскольку в данном случае при наличии установленного порядка проведения конкурса возможность замещения вакантной должности директора муниципального предприятия по конкурсу либо без него зависит не от усмотрения работодателя, а от правил указанного «Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального предприятия Верхнесалдинского городского округа».

25.04.2018 протокольным определением Верхнесалдинского районного суда, по ходатайству административного истца произведена замена административного ответчика на главу Верхнесалдинского городского округа, администрация Верхнесалдинского городского округа привлечена заинтересованным лицом.

В дальнейшем административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие главы городского округа по непринятию решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» и обязать главу городского округа в 30-дневныйй срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» путем принятия соответствующего постановления.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Верхнесалдинского городского прокурора Мартынов А.В. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требованиях по основаниям, указным в административном исковом заявлении, при этом указал, что в настоящее время в законодательстве отсутствует норма, устанавливающая обязанность замещения должности руководителя муниципального унитарного предприятия путем избрания по конкурсу, в Трудовом кодексе Российской Федерации либо в иных нормативно-правовых или локальных актах не имеется норм, предписывающих главе городского округа в обязательном порядке принимать решение о проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия. Вместе с тем диспозитивность норм в этой части создает благоприятную почву для коррупции, поэтому глава городского округа обязан принять решение о проведении конкурса руководствуясь при этом «Положением о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального предприятия Верхнесалдинского городского округа»..

Представитель административного ответчика Главы Верхнесалдинского городского округа и заинтересованного лица администрации Верхнесалдинского городского округа Распопова Н.Г., в судебном заседании полагала заявленные прокурором требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку обязательность проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя унитарного предприятия ни федеральным законодательством, ни нормативно-правовыми актами Верхнесалдинского городского округа, ни положениями Устава МУП «Горэлектросети» не предусмотрена. Вместе с тем, поскольку при замещении должности руководителя организации заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности, постановлением администрации Верхнесалдинского горосдкого округа от 13.05.2014 №1599 утверждено «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа». Данное Положение устанавливает порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя МУП, условия участия в нем, обязанности его проведения данное Положение не устанавливает. Возможность замещения вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа по конкурсу либо без него зависит от усмотрения главы Верхнесалдинского городского округа.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, из которого следует, что с иском он не согласен, так как в силу Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Устава МУП «Горэлектросети», а так же того, что учредителем предприятия является Верхнесалдинский городской округ в лице Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа, именно Комитет обладает полномочиями по назначению на должность директора. Кроме того, из содержания «Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа» следует, что принятие решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя МУП Верхнесалдинского городского округа не является обязательным для главы администрации городского округа, а остается на его усмотрение, и может быть принято, если он признает проведение данного конкурса необходимым. Он в настоящее время не является директором МУП «Горэлектросети», на него лишь возложено исполнение его обязанностей, поэтому считает несостоятельными доводы иска о том, что руководство предприятием осуществляется лицом, назначенным на указанную должность без соблюдения требований федерального закона.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 –ФИО3, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, указывая, что должность директора МУП не отнесена к перечням должностей, которые должны замещаться по конкурсу. Как в федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», так и в Уставе МУП «Горэлектросети» указано, что руководитель предприятия назначается на должность, а не избирается по конкурсу на замещение данной должности. Соответствующего постановления об отнесении указанной должности к перечню должностей, подлежащих замещению по конкурсу, главой Верхнесалдинского городского округа не выносилось. «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа» устанавливает порядок его проведения, из которого следует, что назначение конкурса является правом главы городского округа. Полагала недоказанным административным истцом нарушение прав как Верхнесалдинского городского округа, так и неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, в котором указал, что обязательность проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя унитарного предприятия не предусмотрена федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Верхнесалдинского городского округа, положениями Устава МУП «Городские электрические сети». Возможность замещения вакантной должности руководителя МУП Верхнесалдинского городского округа по конкурсу, либо без него зависит от усмотрения главы Верхнесалдинского городского округа.

Заслушав мнение представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений указанной нормы закона суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы граждан, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. То есть должна быть установлена совокупность двух указанных условий.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В судебном заседании установлено, следует из пояснений сторон и материалов дела, не оспаривается лицами, участвующими в деле, что с 11.08.2017 до настоящего времени, в связи с прекращением трудового договора со ФИО2 должность директора МУП «Городские электрические сети» является вакантной. Конкурс на замещение вакантной должности директора муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» за указанный период не объявлялся.

Распоряжением Главы администрации Верхнесалдинского городского округа №463-к от 10.08.2017 в связи с наличием вакантной должности директора муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» Верхнесалдинского городского округа, в соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации ФИО2 поручена в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительная работа директора муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» Верхнесалдинского городского округа с 11.08.2017 до заполнения вакансии директора МУП «Городские электрические сети» Верхнесалдинского городского округа с доплатой 50% от оклада директора МУП «Городские электрические сети».

Согласно разделу 1 Устава МУП «Городские электрические сети» Верхнесалдинского городского округа, утвержденного Распоряжением комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа 30.11.2015 №119 МУП «Горэлектросети» является коммерческой организацией. Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования-Верхнесалдинский городской округ ( п.п.1.4, 1.6).

В соответствии со ст. 273, ч.2 ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Эти положения распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора, признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

В силу ст.ст.18,19 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

В соответствие с п.5 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации, органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

Из п.7 ч.1 ст.20, ч.1 ст.21, ч.3 ст.9 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать в том числе порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Пунктом 6.2 Устава МУП «Городские электрические сети» предусмотрено, что директор является единоличным исполнительным органом предприятия и назначается на должность учредителем предприятия.

В соответствии с ч.2, п.п.20 ч.10 ст.28 Устава Верхнесалдинского городского округа (ред. от 20.12.2017), глава городского округа возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа, в том числе назначает на должности и освобождает от должности муниципальных служащих, иных работников администрации городского округа, а также руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

Постановлением администрации Верхнесалдинского городского округа от 13.05.2014 № 1599 утверждено «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа», которое определяет порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса (п.1). Подпунктами 1, 6 пункта 2, а так же п.10 Положения предусмотрено, что глава администрации городского округа, уполномоченный назначать на должность руководителя муниципального унитарного предприятия, заключать, изменять и прекращать (в установленном действующим законодательством порядке) трудовой договор с ним принимает решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия путем принятия соответствующего постановления; принимает решение об отмене конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия путем принятия соответствующего постановления. Глава администрации городского округа вправе принять решение об отмене конкурса не позднее чем за три календарных дня до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Из системного анализа вышеприведенных норм трудового законодательства, нормативно-правовых актов, Устава МУП «Горэлектросети», а так же «Положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия Верхнесалдинского городского округа» следует, что должность руководителя муниципального унитарного предприятия не отнесена к перечням должностей, которые должны замещаться по конкурсу на замещение соответствующей должности. А проведение конкурса при замещении должности руководителя муниципального унитарного предприятия является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). Действующее законодательство требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия не предъявляет. Не предусмотрено обязательное проведение конкурса ни Уставом МУП «Горэлектросети», ни иными нормативно правовыми актами органа местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа, обязанность проведения такого конкурса на главу Верхнесалдинского городского округа в них не возложена.

Таким образом, оснований для признания бездействия главы Верхнесалдинского городского округа по непринятию решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора Муниципального унитарного предприятия «Городские электрические сети» и обязания административного ответчика принять решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» путем принятия соответствующего постановления не имеется.

Кроме того, какие-либо доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц и Верхнесалдинского городского округа предполагаемым административным истцом незаконным бездействием административного ответчика либо возникновения реальной угрозы их нарушения, прокурором суду представлены не были, несмотря на то, что в силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ бремя доказывания нарушенных прав в данном случае возлагается на административного истца. Не представлено прокурором доказательств создания оспариваемым бездействием препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе права на труд, выбор рода деятельности и профессии, на равный доступ к управлению муниципальной собственностью. Доводы прокурора о том, что не проведение конкурса может привести к ухудшению экономического состояния предприятия несостоятельны.

Поскольку совокупность указанных в ч.4 ст.218 КАС РФ условий в судебном заседании не установлена, требования административного истца о признании незаконным бездействия главы Верхнесалдинского городского округа по непринятию решения о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» и, как следствие, возложение на административного ответчика обязанности принять решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности директора МУП «Горэлектросети» путем принятия соответствующего постановления, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Верхнесалдинского городского прокурора к Главе Верхнесалдинского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнесалдинский районный суд.

Судья Новосадова О.А.

Мотивированное решение составлено 06 июня 2018 года.

Судья Новосадова О.А.