ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373/2016 от 13.07.2016 Веденского районного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

13 июля 2016 года <адрес>

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего федерального судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело а-373/16 по искам прокурора <адрес> ЧР, в порядке ст.39 и ст. 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрациям - <данные изъяты> сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании неправомерными их бездействия, в сфере бюджетного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ЧР, в порядке ст.39 и ст. 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями к администрациям выше указанных сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании неправомерными их бездействия, в сфере бюджетного законодательства, мотивируя свои требования следующим.

<адрес> в рамках надзора после направления представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства, проведена повторная проверка исполнения бюджетного законодательства в части подготовки, утверждения и проверки отчетов об исполнении местных бюджетов, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, допущенные администрациями сельских поселений Веденского муниципального района (далее - Администрациями).

Так, в соответствии со ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность муниципальных образований составляется финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Указанная отчетность является годовой. При этом отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению соответственно муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В силу ст. 264.4. Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию.

Статьей 264.5. Бюджетного кодекса РФ установлено, что порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается представительным органом.

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляется проект закона (решения) об исполнении бюджета. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета представительный орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

Вместе с тем, как показала проверка Администрациями отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год в представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля не направлялся, заключение по нему не составлялось, работа в данном направлении ограничена лишь составлением отчетов об исполнении бюджета на 2015 год.

Кроме того, выше указанными администрациями до настоящего времени во взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными органами не рассмотрен вопрос об инициировании принятия муниципального правого акта, устанавливающего порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета. Предоставленные им полномочия фактически оставлены без реализации, вследствие чего данный нормативно правовой акт у них отсутствует, что отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка в бюджетной сфере, а также способствует принятию неправомерных решений.

Более того, нарушение порядка предоставления отчетов об исполнении бюджета создает условия для неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств, хищений, присвоений, растрат вверенных денежных средств, а также коррупционных проявлений, чем нарушается предусмотренный ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3«0 противодействии коррупции» принцип законности, который заключается в точном и неуклонном исполнении требований законов.

Таким образом, неисполнение выше указанными администрациями требований рассматриваемого законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования района.

В порядке подготовки дел к судебному разбирательству все 19 административных дел, возбужденные по данным заявлениям, объединены в одно производство.

Представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3 в суд явился и в ходе судебного заседания, подтвердив обстоятельства дела, изложенные в административных исковых заявлениях, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков - главы администраций сельских поселений в суд явились, не возражали против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что выявленные нарушения стали возможными по причине незнания должностными лицами ответственными за данное направление деятельности действующего законодательства в указанной части.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Судом установлено, что вопреки изложенным требованиям федерального законодательства ст. ст. 264.2, 64.4 и 264.5 Бюджетного кодекса РФ отчеты об исполнении местного бюджета за 2015 год в представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля административными ответчиками - главами выше указанных администраций сельских поселений района не направлялись заключения по ним не составлялись, ограничившись лишь составлением отчетов об исполнения бюджета.

Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета и до настоящего времени ими во взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными органами не рассмотрен вопрос об инициировании принятия такого муниципального правового акта.

Допущенные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан и хозяйствующих субъектов и отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка в бюджетной сфере, способствует принятию неправомерных решений, а также создает условия для неэффективного и не целевого расходования бюджетных средств, хищений, присвоений, растрат вверенных денежных средств, и коррупционных проявлений, нарушая тем самым предусмотренный ст.3 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для признания бездействий администраций - <данные изъяты> сельского поселения Веденского муниципального района ЧР в сфере бюджетного законодательства неправомерными и обязании их устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР, в интересах неопределенного круга лиц, к администрациям - <данные изъяты> сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании неправомерными их бездействия в сфере бюджетного законодательства, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администраций - <данные изъяты> сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер по организации подготовки и последующего принятии нормативного правового акта устанавливающего порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета, а также в не принятии мер по подготовке и направлению отчётов об исполнении местных бюджетов в представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля для дачи заключения.

Обязать администрации - <данные изъяты> сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, разработать и принять нормативный правовой акт устанавливающий порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета, а также подготовить и направить отчет об исполнении местного бюджета в представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля для дачи заключения, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и прокуратуру в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев