№2а-373/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года город Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Мозжериной Г.Ю.,
при секретаре Файрузовой Э.Р.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3, председателя СНТ «Коллективный сад №3» АО трест «БНЗС» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску административному иску ФИО4 ФИО7 к администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ», протокола общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)», признании общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» проведенные 02.09.2017г. несостоявшимися,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском с последующим уточнением, по тем основаниям, что им ДД.ММ.ГГГГ направлено обращение в Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) об отмене назначенных общественных слушаний в связи с отсутствием возможности ознакомиться с материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) в определенный срок и указанном месте. На указанное обращение получен ответ Администрации MP <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ., который истец считает отказом.
До этого Администрацией муниципального района Уфимский район РБ было вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., «Об общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»». Согласно п. 4.1., вышеуказанного Постановления, ознакомление заинтересованных лиц с материалами ОВОС осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ и должны были находиться по адресам: <адрес> (здание Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан) и <адрес> (здание Администрации СП Черкасский сельсовет MP Уфимский район РБ), а также на официальном сайте Администрации MP Уфимский район РБ в сети интернет. Общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» (далее - Слушания), были назначены на ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцом совершен визит в «Администрацию», с целью ознакомиться с материалами ОВОС, но по факту материалы ОВОС отсутствовали, в наличии имелась только проектная документация по проекту «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)». В присутствии представителя Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан составлен Акт об ознакомлении (отсутствии материалов ОВОС) от ДД.ММ.ГГГГ. и написано соответствующее заявление на имя главы Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу и описанной теме слушания так и не состоялись, а были проведены слушания по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)», что подтверждается составленным и подписанным членами комиссии Протоколом общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)». Что означает, что проект уже выполнен без учета потенциально возможных замечаний, рекомендаций общественности и является грубым нарушением принципов гласности, участия общественных организаций и учета общественного мнения при обсуждении экологически значимой намечаемой хозяйственной деятельности.
Также ответчиком нарушен 15-дневный срок опубликования результата общественных слушаний (протокол), установленный п.4.6 «Положения о порядке проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» утвержденного решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N76.
Обращает внимание на то, что в п.3.2.3 Генерального плана сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район № от ДД.ММ.ГГГГ, указано: «Территория свалки предлагается к закрытию после строительства объектов по утилизации и сортировке отходов...». В Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" в ст. 1 сказано: «утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)). Понятие «утилизация» и «сортировка» относятся к деятельности мусоросортировочного комплекса, а полигон ТБО к объектам размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ), что подтверждает отсутствие планов по дальнейшему размещению полигона ТБО на данной территории.
Также в Приложении № к решению Совета сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ показано, что территория, на которой на данный момент располагается «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» находится на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что противоречит ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п.3.1 СП 2.1.7.1038-01.
В 70 метрах и далее от границы «свалки» расположены садовые участки с жилыми домами (<адрес>» и др., кадастровые номера №). находящиеся в собственности граждан. В соответствии с Законодательством РФ при размещении полигона должно учитываться, что в санитарно-защитной зоне не должны находиться садовые товарищества.
Выше описанные нарушения доказывают действия (бездействия) органов власти по невыполнению надлежащей проверки перед проведением общественных слушаний и незаконному назначению общественных слушаний и ведут к отмене постановления администрации MP <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ., признании протокола общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности недействительным и общественных слушаний не состоявшимися
Нарушение порядка подготовки и проведения общественных обсуждений материалов ОВОС, по формальным признакам, содержанию и целям проведения процедуры ОВОС, не соответствует требованиям законодательства РФ, и в правовом плане — юридически ничтожен. Материалы, обоснования, выводы и заключения, содержащиеся в Протоколе общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)», Постановление № от №., «Об общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»», ввиду выявленных в документах нарушений и несоответствия выше перечисленным требованиям Законодательства РФ (конкретно; требованиям Федеральных Законов Российской Федерации и нормативно-правовым актам - Руководства, Положения, Водному Кодексу, СанПиН и другим нормативно-правовым актам и Законам), неправомерны и не подлежат применению (в т.ч. неприменимы для общественных слушаний, обсуждений, встреч и т. п.).
Просит суд:
- Постановление Администрации муниципального района Уфимский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГг., об общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории Черкасский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан» признать незаконным;
- признать Протокол общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
- признать общественные слушания по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» проведенные ДД.ММ.ГГГГ не состоявшимися.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал полностью, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования считала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, просила отказать в иске в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Муниципального унитарного предприятия «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» ФИО3 возражал против удовлетворения иска, просил отказать.
Председатель СНТ «Коллективный сад №3» АО трест «БНЗС» ФИО4 просил удовлетворить требования истца, считая их обоснованными и законными.
Заинтересованные лица представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, администрации городского округа город Уфа, администрации СП Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ, РОО «Союз Экологов РБ», СПК «Коллективный сад №2 ТЭЦ 4 «Башкирэнерго», ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 25 указанного Постановления Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к компетенции органа местного самоуправления - муниципального района.
Решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение о порядке проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Согласно указанному положению общественные слушания проводятся по инициативе заказчика на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Заказчик направляет в Администрацию заявление с инициативой проведения общественных слушаний, которое должно содержать информацию, указанную в подпунктах «а», «б» пункта 2.2 настоящего Положения.
Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 32 Закона об охране окружающей среды установлено, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе).
Пунктом 7.2 статьи 11 данного Закона предусмотрено, что объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Проектная документация по объектам, подлежащим государственной экспертизе, должна содержать результаты оценки воздействия на окружающую среду (часть 1 статьи 14 Закона об экологической экспертизе).
Согласно статье 9 Закона об экологической экспертизе к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов отнесена организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и состав материалов ОВОС определены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение).
В рамках процедуры ОВОС проводятся общественные обсуждения, направленные на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (пункт 1 Положения).
Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика (юридического или физического лица, отвечающего за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющего документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу) и в соответствии с российским законодательством (п. п. 1.1, 4.2 Положения).
При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:
названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
иной информации.
Кроме того, в силу пунктов 4.5 и 4.6 Положения заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации и обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
А в силу пунктов 4.9 и 4.11 заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола и в конечном итоге обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Таким образом, анализ вышеуказанного нормативного правового регулирования свидетельствует о том, что основное бремя по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы законодательством возложено на заказчика.
На органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания распоряжения по заявлению инициатора (заказчика проекта государственной экологической экспертизы), в котором содержатся сведения информационного характера, например, об инициаторах общественных слушаний, о цели их проведения, о составе комиссии по их проведению.
Судом установлено, что постановлением Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ назначена дата слушания по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» (далее - общественные слушания). Целью намечаемой деятельности является: реконструкция объекта нерадиоактивных твердых коммунальных отходов. Объект расположен на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Заказчик общественных слушаний: муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города» управления коммунального хозяйства и благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Общественные слушания провести в 10.00 часов 2 сентября 2017 года в здании администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ.
Утвержден состав комиссии по проведению общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан».
Материалы ОВОС для ознакомления общественности были доступны с 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 до 17.30 часов (перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов) в здании администрации МР Уфимский район РБ по адресу: <адрес> в здании администрации сельского поселения Черкасский сельсовет МР Уфимский район РБ по адресу: <адрес>, а также на официальном сайте администрации МР Уфимский район РБ в сети Интернет https://ufim.bashkortostan.ru/.
Информация о доступности материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний была доведена до сведения общественности через СМИ "Уфимский нивы" от ДД.ММ.ГГГГг., «<адрес>» № (№ от ДД.ММ.ГГГГ, «Вечерняя Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ
В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Указанным выше постановлением установлено, что письменные предложения заинтересованных лиц принимаются комиссией по адресу: 450057, <адрес> течение 30 дней со дня опубликования постановления. Встречи представителей заказчика (презентации, круглые столы, консультации) с заинтересованными лицами проводятся 3 и ДД.ММ.ГГГГ в 16.00 часов в кабинете 14 в здании администрации Уфимского района РБ по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ общественные слушания по материалам ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» на территории сельского поселения Черкасский сельсовет РБ были проведены. По результатам слушаний составлен протокол. Вопросы и предложения, прозвучавшие на общественных слушаниях, зафиксированы в указанном протоколе.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, гражданин ФИО1 о проведении общественных слушаний был извещен и принял в них непосредственное участие. Его предложения и замечания были внесены в протокол состоявшихся общественных слушаний.
ФИО1 утверждает, что при ознакомлении с материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на рассмотрение были представлены не материалы оценки воздействия на окружающую среду, а сам проект «Полигон нерадиоактивных твёрдых коммунальных отходов (реконструкция)», о чём им был составлен акт об ознакомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В этом акте ФИО1 указал, что он ознакомился с т. 1 и т. 8 части 1,2 и 3. Т.1 называется «Полигон нерадиоактивных твёрдых коммунальных отходов (реконструкция). Пояснительная записка».
Судом установлено, что Т.8, части 1,2 и 3 называются «Полигон нерадиоактивных твёрдых коммунальных отходов (реконструкция). Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду». Из содержания тома 8 усматривается наличие результатов оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, перечень мероприятий по предотвращению и снижению негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта, перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат, в связи с чем, доводы ФИО1 о том, что материалы оценки воздействия на окружающую среду отсутствуют, что не соответствует действительности.
Утверждение ФИО1 о том, что материалы по ОВОС являются самостоятельными, отдельными документами также не соответствует действительности, т.к. раздел II «Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду» п. 2.2. предусматривает следующее: «Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу».
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура проведения общественных слушаний по материалам ОВОС была проведена администрацией МР Уфимский район РБ в соответствии с требованиями законами и в рамках предоставленных полномочий, обеспечила соблюдение прав населения, в том числе гражданина ФИО1, на благоприятную окружающую среду путем создания условий для их реализации.
Суд учитывает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Истец ссылается на нарушения природоохранного законодательства при разработке проекта реконструкции объекта.
Этот довод является несостоятельным, поскольку предметом судебной проверки по настоящему делу является законность процедуры проведения публичных слушаний и соблюдение права административного истца на участие в общественных слушаниях.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО5 ФИО7 к администрации муниципального района <адрес> РБ о признании незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности объекта: «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция) на территории сельского поселения Черкасский сельсовет муниципального района <адрес> РБ», протокола общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)», признании общественных слушаний по рассмотрению проекта «Полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов (реконструкция)» проведенные ДД.ММ.ГГГГг. несостоявшимися, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Мозжерина
Решение в окончательной форме принято 25.04.2018г.