ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3740/18 от 06.12.2018 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2А-3740/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

город-курорт Анапа 06 декабря 2018 года

Анапский городской суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Грошковой В.В.,

при секретаре Стадниченко К.Е.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 26400 кв.м. с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: г. Анапа, ТОО «Россия».

На данном земельном участке он решил организовать предприятие товарного рыборазведения, которое состоит из нескольких прудов, административного здания и комплекса гидротехнических сооружений, являющихся объектами капитального строительства, в связи с чем он обратился в администрацию г. Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса гидротехнических сооружений. Однако письмом от 17.10.2018 года УАиГ г. Анапа ему было отказано в выдаче разрешения со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Анапа на данный земельный участок не распространяется действие градостроительных регламентов, соответственно выдача разрешения на строительство не допускается.

С данным отказом он не согласен, полагает, что отсутствие градостроительных регламентов в отношении его земельного участка в силу ст.36 Градостроительного кодекса РФ само по себе не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем просит суд признать отказ УАиГ г. Анапа от 17.10.2018 года в выдаче разрешения на строительство незаконным; обязать администрацию г. Анапа в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в территориальную зону ПЗЗ, где находится земельный участок с кадастровым номером обязать УАиГ г. Анапа выдать административному истцу разрешение на строительство на данном земельном участке объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией ООО ПИИ «Кубаньводпроект».

Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования, исключив из просительной части административного искового заявления требования об обязании администрации г. Анапа внести изменения в территориальную зону ПЗЗ г. Анапа в отношении спорного земельного участка, тем самым уменьшив требования административного иска.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал уточненное административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил его требования удовлетворить.

Представитель административных ответчиков – ФИО2, действующий на основании доверенностей, возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что в отношении земельного участка административного истца не установлены градостроительные регламенты. В связи с чем оснований для выдачи разрешения на строительство не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит уточненное административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 26400 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу относительно ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, ТОО «Россия», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 8.11.2018 года.

Из оспариваемого административным истцом отказа УАиГ г. Анапа от 17.10.2018 года следует, что ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство на данном земельном участке со ссылкой на то, что на данный земельный участок не распространяется действие градостроительных регламентов и соответственно выдача разрешений на строительство не допускается.

Анализируя основания отказа в выдаче разрешения на строительство, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 1.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Частью 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

В данном случае не установление градостроительных регламентов или их не распространение на земельный участок не является безусловным и единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как подпадает под исключения, установленные ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Данный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как не установление градостроительного регламента в отношении земельного участка или не распространение градостроительного регламента на земельный участок.

В соответствии с ч.7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Для земель сельскохозяйственного назначения установлен перечень видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, в том числе предусматривающий размещение объектов капитального строительства.

Таким образом по смыслу действующего законодательства размещение на землях, предназначенных для сельскохозяйственного использования, капитальных зданий и сооружений, не запрещается.

Соответственно отказ в выдаче разрешения на строительство только лишь по основанию не установления и не распространения на земельный участок административного истца градостроительных регламентов является незаконным и не соответствующим ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем в данной части требования административного истца подлежат удовлетворению, так как оспариваемый отказ нарушает право административного истца на использование земельного участка по его целевому назначению и препятствует реализации права истца на застройку земельного участка.

Вместе с тем, рассматривая требования административного истца об обязании УАГ г. Анапа выдать разрешение на строительство конкретного объекта недвижимости, суд находит данные требования не подлежащими удовлетворению, потому как суды не вправе подменять органы местного самоуправления, учитывая тот факт, что правовая оценка документам административного истца с точки зрения соответствия проектной и иной документации целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка, действующим строительным, санитарным и иным нормам и правилам, органом местного самоуправления не давалась, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца об обязании выдать разрешение на строительство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Уточненное административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, - удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 17.10.2018 года в выдаче ФИО1 разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть по существу в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером

В остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Анапский городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2018 года