ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3746/2022 от 13.09.2022 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-3746/2022

25RS0029-01-2022-006594-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Уссурийск 13 сентября 2022г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца Подвалова С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Югай А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваля С. М. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с указным иском, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном труда и проживает на территории Уссурийского городского округа Приморского края. В силу указанных обстоятельств, был поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности бесплатно. ДД.ММ.ГГг. он обратился с заявлением в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края (УГО) с целью предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, площадью 1990 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель -земли населенных пунктов, расположен примерно в 61 метре по направлению на юго-запад от ориентира: жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, для ведения личного подсобного хозяйства. В ответе начальника управления градостроительства администрации УГО за XXXX от ДД.ММ.ГГг. мне было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий магистральной автомобильной дороги федерального значения А-370 «Уссури», а также испрашиваемый земельный участок не будет обеспечен доступом (проход, проезд от земельных участков общего пользования). Административный истец считает данный отказ незаконным, так как в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона 08 ноября 2007г. N257-ФЗ автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск-Владивосток» является федеральной собственностью, и является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Согласно сведениям государственной информационной системы Приморского края «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края», красные линии в отношении указанной дороги не установлены. Кроме того, к спорному земельному участку имеется проход от земель общего пользования, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На основании изложенного, просит признать отказ XXXX от ДД.ММ.ГГг. в предварительном согласовании предоставления земельного участка – незаконным; обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Коваля С. М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1990 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного примерно в 61 метре по направлению на юго-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, изложив доводы, указанные в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что испрашиваемый участок расположен в границах красных линий магистральной автомобильной дороги федерального значения А-370 «Уссури». Согласно пункту 11 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для магистральных дорог 50 - 100 м, расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м. Согласно данных, полученных из государственной информационной системы Приморского края «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края», к испрашиваемому земельному участку отсутствуют подъездные пути.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Коваль С. М. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии Т-III XXXX, выданного Отделом социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения Приморского края от ДД.ММ.ГГг., и постоянно проживает в Уссурийском городском округе.

В соответствии с «Порядком ведения учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, бесплатно», утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 декабря 2017г. №3884-НПА и в соответствии с Приказом Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXXКоваль С.М. поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на однократное, бесплатное предоставление в собственность земельного участка по категории «Ветеран труда» по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для веления личного подсобного хозяйства, площадью 1990 кв. м.. расположенного примерно в 61 метре по направлению на юго-запад относительно ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

Решением от ДД.ММ.ГГг. за XXXX административный ответчик отказал в предварительном согласовании и утверждении схемы, в связи с тем, что испрашиваемый участок расположен в границах красных линий магистральной автомобильной дороги федерального значения А-370 «Уссури». Согласно пункту 11 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для магистральных дорог 50 - 100 м, расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м. Согласно данных, полученных из государственной информационной системы Приморского края «Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Приморского края», к испрашиваемому земельному участку отсутствуют подъездные пути.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи отказа) определяет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 39.15, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 4 действовавшего до 1 января 2020 года Закона Приморского края от 3 июня 2015 года № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со статьей 3 Закона Приморского края от 3 июня 2015 года № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности"» уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 настоящего Закона.

Одним из таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в том числе путем установления сервитута, за исключением случаев, если земельный участок является смежным с земельным участком, уже предоставленным заявителю (пункт 7 статьи 2 Закона Приморского края от 3 июня 2015 года № 638-КЗ).

Одним из таких оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в том числе путем установления сервитута, за исключением случаев, если земельный участок является смежным с земельным участком, уже предоставленным заявителю (пункт 7 статьи 2 Закона Приморского края от 3 июня 2015 года № 638-КЗ).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в публичной собственности, отнесены участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

К числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Юридически значимыми для разрешения заявленного спора обстоятельствами в рассматриваемом случае явились установление местоположения испрашиваемого земельного участка, и выяснение вопроса, не относится ли он к ограниченным в обороте земельным участкам.

Между тем, из представленных в материалы дела документов следует, что согласно информации размещенной на портале ИСОГД по Приморскому краю (Информационная система по обеспечению градостроительной деятельности) в отношении территории на которой расположены спорный земельный участок и федеральная автомобильная дорога А-370 «Уссури», документация по планировке территории не разрабатывалась, красные линии не устанавливались.

Испрашиваемый административным истцом земельный участок сформирован с учетом существующих границ на местности смежных земельных участков. При составлении схемы административным истцом учтено, что в месте расположения спорного участка отсутствуют сведения о планируемых размещениях иных участков, а также то, что образование участка допускается в одной территориальной зоне, доступ к участку должен осуществляться из мест общего пользования. При этом, согласно информации, размещенной на портале ИСОГД по Приморскому краю, на основании данных генерального плата Уссурийского городского округу к образуемому земельному участку и смежным с ним земельным участкам планируется обеспечение проезда, путем обустройства дороги.

Доводы административного ответчика, о том, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах красных линий существующей магистральной автомобильной дороги федерального значения А-370 «Уссури». Расстояние от оси автодороги А-370 «Уссури» до границы испрашиваемого земельного участка составляет 39 м, подлежат отклонению, поскольку в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007г. №257-ФЗ автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск-Владивосток» является федеральной собственностью, на нее не распространяет свое действие Свод правил «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016г. N1034/пр).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что приведенные в оспариваемом решении обстоятельства не являются основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Поскольку других оснований в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации административный ответчик не указал, отказ является незаконным.

Обсуждая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд приходит к выводу о том, что на Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Коваля С. М. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1990 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного примерно в 61 метре по направлению на юго-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

Возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Коваля С. М. путем повторного рассмотреть заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Решения в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2022г.

Судья Н.В. Онищук