дело №2а-3747/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12декабря 2017 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И.
при секретаре Иванове Д.И.,
рассмотреввоткрытомсудебномзаседании делопо административному иску Соголова Алексея Александровича к Прокуратуре Республики Бурятия о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
В суд обратился Соголов А.А. с вышеназванным административным иском, согласно которого просит признать незаконным ответ прокурора Ковалевой Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявления Соголов ссылается на то, что проверка по его жалобе была проведена не полно и необъективно, ответ прокурора не соответствует требованиям п.6.5 Приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2013г. и вынесен в нарушение ст.10 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В судебном заседанииСоголов А.А. доводы изложенные в исковом заявлении поддержал, суду пояснил, что прокурором нарушены положения ст.10 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"и его право, предусмотренное Конституцией РФ на обращение в органы прокуратуры для защиты своих прав.Ответ от 18.10.2017г. противоречит законодательству РФ в части не принятиямер прокурорского реагирования. Просил административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Бурятия по доверенности Дмитриева Ю.А. с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменных возражениях. Сулу пояснила, что ответ от 18.10.2017г. на обращение Соголова А.А. дан в соответствии с положениями Закона "О прокуратуре Российской Федерации", Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и Инструкции о прядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры РФ. Данный ответ не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не препятствует самостоятельному обращению в суд за защитой своих прав. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Согласно названному закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года N 45, установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с положениями Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 года N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
На основании ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно требований ч. 2 указанной статьи Закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Как следует из ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Из существа письма-ответа направленного осужденному Соголову А.А. ДД.ММ.ГГГГ исх.... прокурором Республики Бурятия старшим советником юстиции Ковалевой Г.Н. следует, что прокуратурой республики рассмотрена поступившая из Генеральной прокуратуры РФ копия обращения Соголова в части доводов о несогласии с ответами первого заместителя прокурора республики от ДД.ММ.ГГГГ. и прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Заявителю разъяснено: что ранее (ответ от ДД.ММ.ГГГГ являлись предметом рассмотрения его доводы о нарушениях законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности УФСИН по РБ, при этом ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УФСИН по РБ направлена информация о недостатках и принятии мер по их устранению; Также разъяснено, что в ходе проверки не нашли подтверждения доводы заявителя о неполноте проверки законности рассмотрения обращения Соголова в УФСИН по РБ – данное обращение было зарегистрировано в службе делопроизводства УФСИН по РБ и на него в установленный законом срок уполномоченным лицом дан ответ; Доводы о фальсификации материалов уголовного дела следователем ФИО1 и отсутствии защитника ФИО2 при производстве следственных действий ранее проверялись и не нашли объективного подтверждения, о чем заявителю сообщено в ответах от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Помимо этого Соглову разъяснено, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов, несвоевременное рассмотрения частного постановления Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ стало возможным вследствие бездействия СО по Железнодорожному району СУ СК России по РБ, об указанных недостатках ДД.ММ.ГГГГ проинформирован руководитель СУ СК России по РБ – информация рассмотрена, информация рассмотрена вопрос об ответственности руководителя СО не решался в связи с его увольнением.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются материалами проверки по обращению Соголова А.А., представленными в дело по запросу суда.
Ответ на обращение Соголову А.А. был дан уполномоченным должностным лицом в пределах установленной компетенции и в предусмотренные законом сроки, ответ является мотивированным, в нем содержатся ответы на все поставленные вопросы. Порядок и срок разрешения обращения, предусмотренный Законом N 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, не нарушены. Несогласие истца с полученным ответом на его обращение не свидетельствует о незаконности действий должностного лица органов прокуратуры, о необходимости возложения на него обязанности дать другой ответ, а также о нарушении прав заявителя.
На основании статьи 27 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Кроме того, при выявлении нарушения законности, принятие мер по их устранению является не только правом, но и обязанностью прокурора, за ним и выбор соответствующих средств реагирования. По существу, на прокурора возложено выполнение правозащитной и надзорной функций. Именно прокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства. В компетенцию суда оценка целесообразности принятых прокуратурой решений не входит.
Несогласие административного истца с содержанием данного ДД.ММ.ГГГГ ответа не может свидетельствовать о незаконности действий должностного лица прокуратуры РБ.
Таким образом, оценивая в совокупности установленные обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы права, учитывая, что суду не представлено сведенийо нарушении требований закона и прав истца со стороны должностного лица Прокуратуры РБ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соголова Алексея Александровича к Прокуратуре Республики Бурятия о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов