Дело № 2а-3749/2022
УИД 44RS0001-01-2022-004501-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре Кузнецовой А.Д., с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжений о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что семья ФИО1 в составе четырех человек состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области, категория – награжденные орденами и медалями с <дата>. Распоряжением Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№-р ФИО1 вместе с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория – награжденные орденами и медалями в связи с неправомерными действиями должностных лиц Администрации г. Костромы при решении вопроса о постановке административного истца на учет. Распоряжением Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№-р административному истцу отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории г. Костромы. Основанием для указанных решение явились положения Закона Костромской области от <дата>№-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». С принятыми решениями административный истец не согласен. ФИО1 в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 573-н от <дата> награжден медалью «Маршал ФИО4». В 2006 и 2007 годах ФИО1 был награжден медалями «за отличие в службе» соответственно III (приказ №-СН от <дата>) и II степеней (приказ № НС от <дата>). ФИО1 с <дата> является получателем пенсии по инвалидности по линии МВД России. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, муниципальной собственности, земельных участков, расположенных на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям граждан Российской Федерации в собственность бесплатно установлен Законом Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Перечень оснований для снятия гражданина является исчерпывающим и в нем не содержится пункта «о неправомерных действиях должностных лиц Администрации г. Костромы». Кроме этого, административный истец полагает, что памятная медаль МЧС России «Маршал ФИО4» является ведомственным знаком отличия МЧС России. Памятной медалью МЧС России «Маршал ФИО4» награждается личный состав МЧС России, имеющий стаж работы (службы) в системе МЧС России (в том числе в службах, органах, учреждениях и организациях, переданных в ведение МЧС России) не менее 10 лет, а также другие граждане за многолетнее и безупречное служение делу гражданской обороны. Совершенствование системы управления, связи и оповещения сил гражданской обороны, поддержание их высокой степени готовности к действиям по предназначению. Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что медаль МЧС России «Маршал ФИО4» относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право административному истцу и членам его семьи состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области, категория – награжденные орденами и медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации и Костромской области и получить земельный участок в собственность для ИЖС на территории г. Костромы бесплатно. На основании изложенного, просит признать незаконным распоряжение Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№-р «О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Признать незаконным распоряжение Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№-р «Об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории г. Костромы для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Костромской области от 22.04.2015 № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». Возложить на Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем рассмотрения, поданного ФИО1, заявления от <дата> о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в соответствии с требованиями закона.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы по доверенности ФИО3 требования полагала не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает оспариваемые распоряжения от <дата>№-р, от <дата>№-р законными и обоснованными, не противоречащими действующему законодательству.
Заинтересованное лицо Администрация г. Костромы, надлежащим образом извещенная о судебном заседании, явку представителя в суд не обеспечила в письменном отзыве полагали, что административный ответчик законно и обоснованно принял распоряжение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истцу было отказано в постановке на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца, в связи с чем одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям ст. 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 2008 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоял на учете в составе семьи из четырех человек. Так, постановлением главы города Костромы от <дата>№ ФИО1 и члены его семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма, категория - награжденные орденами и медалями СССР, РСФСР, РФ и Костромской области.
Распоряжением начальника управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№-р в связи с неправомерными действиями должностных лиц Администрации г. Костромы при решении вопроса о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Согласно вышеуказанному распоряжению, ведомственный знак отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий медаль «За отличие в службе» II и III степеней не является медалью СССР, РСФСР, Российской Федерации, перечни которых определенным Указом Президиума Верховного Совета СССР от <дата>, Указами Президента Российской Федерации от <дата>№, от <дата>№.
В этой связи, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы пришла к выводу о том, административный истец не отвечает условиям предоставления земельного участка в собственность бесплатно, установленным частями 1-3 ст. 6 Закона № 668-5-ЗКО.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку при решения вопроса о принятии ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в 2008 году не имелось оснований для постановки его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в связи с тем, что имеющиеся у ФИО1 ведомственные знаки отличия Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не являются медалью СССР, РСФСР, Российской Федерации в соответствии с утвержденными перечнями), то данные обстоятельства суд расценивает как неправомерные действия должностных лиц администрации г. Костромы, выявление которых является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Таким образом, оспариваемое распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от <дата>№-р соответствует нормам действующего законодательства и принято обоснованно.
Согласно закону Костромской области от 22.04.2015 №668-5-ЗКО "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предусмотрено в случае, если граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в органах местного самоуправления городского, муниципального округа, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, либо в органах местного самоуправления поселения, входящего в состав муниципального района, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Поскольку заявитель полагает, что он был необоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, на который он ранее был принят, и в порядке устранения допущенного нарушения просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отменить распоряжение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от <дата>№-р, то суд, признав, что ФИО1 был правомерно снят с учета, не находит правовых оснований и для удовлетворения требования об отмене распоряжения начальника управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от <дата>№-р об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории г. Костромы для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Костромской области от <дата>№-ЗКО "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения от <дата>№-р о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО1 и членов его семьи, а также распоряжения от <дата>№-р об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность на территории г. Костромы для индивидуального жилищного строительства, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева