Дело № 2а-374/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года с. Починки
Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Дурнин В.В., при секретаре судебного заседания Кашиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Починковского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Починковского муниципального округа о признании незаконным бездействия в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, о возложении обязанности устранения данного нарушения,
У с т а н о в и л:
Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Администрации Починковского муниципального округа, указав, что прокуратурой Починковского района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о налогах и сборах, а также в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией Починковского муниципального округа Нижегородской области.
Установлено, что администрацией Починковского муниципального округа в нарушение действующего законодательства не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.
В связи с изложенным прокурором Починковского района 25.12.2020 на имя главы местного самоуправления Починковского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законов о налогах и сборах, а также в сфере защиты прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей и о необходимости принятия мер по разработке и утверждению административного регламента по представлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Представление администрацией Починковского муниципального округа рассмотрено, однако в удовлетворении законных требований прокурора отказано.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Прокурор просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации Починковского
муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в
непринятии мер по разработке и утверждению административного
регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных
разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных
правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Возложить на администрацию Починковского муниципального
округа Нижегородской области обязанность по разработке и утверждению
административного регламента по предоставлению муниципальной услуги
по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам
применения нормативных правовых актов муниципального образования о
местных налогах и сборах, предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового
кодекса Российской Федерации.
В судебное заседания стороны не явились, были надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон.
В суд от представителя административного ответчика поступило письменное возражение, из которого установлено, что вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -Федеральный закон № 210-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местно самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со стать-19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральные законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом. 131-ФЗ.
Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения муниципального округа, разрешение которых выполняется исполнительно распорядительным органом - администрацией Починковского муниципального округа путём оказания соответствующих муниципальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениям а также органами местного самоуправления (муниципальная услуга по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах не предусмотрена).
Согласно постановления администрации Починковского муниципального округа от 14 апреля 2021 года № 478 «Об утверждении Порядка разработки утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» структура административного регламента должна содержать общее положения - наименование муниципальной услуги в той формулировке, которая указана в нормативном правовом акте, устанавливающем полномочие по предоставлению муниципальной услуги, исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется предоставление муниципальной услуги, с указанием реквизитов нормативных правовых актов.
Исходя из смысла приведённых выше норм, полагают, что административный регламент - это нормативный правовой акт исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на оказание (исполнение) муниципальной услуги, а муниципальная услуга представляет собой юридически значимую услугу, результатом оказания которой является совершение юридически значимого действия.
Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 15) к местным налогам сборам относит земельный налог, налог на имущество физических лиц.
То есть компетенция органа местного самоуправления по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов определяется указанными выше видами налогов и сборов, а также установлением налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, если такие элементы налогообложения не установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом функция установления, изменения и отмены местных налогов и сборов в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ относится исключительно к компетенции представительного органа муниципального образования.
Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, закреплённых нормами Налогового кодекса Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Об этом свидетельствуют закреплённые в статье 31 «Земельный налог» и статье 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации полномочия представительных органов муниципальных образований при установлении соответствующих налогов определять налоговые ставки в пределах, установленных соответственно главами 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Порядок таких разъяснений и срок их представления определены законодателем в статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, результатом рассмотрения письменного обращения налогоплательщика, налогового агента является официальное разъяснение финансового органа по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Такие письменные разъяснения не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами, они носят информационно-разъяснительный характер и не могут быть унифицированы, как это требуется при оказании муниципальной услуги. Кроме того, письменные разъяснения не могут выходить за рамки адекватного (совпадающего, тождественного) истолкования (интерпретации) положений налогового законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих налоговых отношений в конкретных случаях.
То есть письменные разъяснения финансового органа являются актами казуального толкования в ответ на индивидуальные запросы конкретных налогоплательщиков, не могут быть применены в качестве акта, имеющего нормативные свойства.
Доводы административного истца о том, что отсутствие отдельного административного регламента влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлении данной услуги, чем нарушаются права неопределённого круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, является ошибочным, поскольку получение таких письменных разъяснений определено законодателем в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а получение такой информации является правом налогоплательщика.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляют принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное предусмотрено федеральным законом.
Административным истцом не представлено бесспорных доказательств нарушения административным ответчиком прав неопределённого круга лиц.
Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 22 января 2020 года № 03-02-08/3135 и от 10 февраля 20 года №03-02-07/1/8481.
Просит суд в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, так как финансовые органы муниципального образования в соответствии с НК РФ обязаны предоставлять муниципальную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения. Отсутствие такого административного регламента влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 этого же Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Пунктом 3 этой статьи установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального округа, установленные нормами Закона N 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, такое разъяснение носит индивидуальный характер.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона.
Поэтому соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно статье 25 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом Починковского муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Административный иск прокурора Починковского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Починковского
муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в
непринятии мер по разработке и утверждению административного
регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных
разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных
правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возложить на администрацию Починковского муниципального
округа Нижегородской области обязанность по разработке и утверждению
административного регламента по предоставлению муниципальной услуги
по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам
применения нормативных правовых актов муниципального образования о
местных налогах и сборах, предусмотренной ст.ст. 21, 34.2 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) В.В. Дурнин
Копия верна.
Судья В.В. Дурнин
Секретарь суда М.В. Новикова