Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3750/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе по охране объектов культурного наследия <адрес> о признании незаконным предписания по восстановлению облика объекта культурного наследия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, в котором просит признать предписание Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области № от 11.08.2017г. незаконным, обязать устранить допущенные нарушения прав административного истца.
В обоснование административного искового заявления указано, что заявитель является собственником двухэтажного деревянного жилого <адрес>, лит. Б, расположенного по <адрес>. На основании решения Иркутского облисполкома № от 25.03.85г. указанное жилое помещение было поставлено на государственную охрану местного значения, в настоящее время внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (присвоен номер в реестре№, относится к типу «памятник градостроительства и архитектуры», категория - регионального значения). На основании распоряжения Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ср о проведении проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации административным ответчиком была проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения заявителем обязательных требований, указанных в статье 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», о чем составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки административным ответчиком выдано предписание № от 11.08.2017г., которым заявителю в срок до 01.10.2017г. предписано в качестве первоочередных работ по восстановлению облика объекта культурного наследия по <адрес>, лит. Б в <адрес> выполнить работы по демонтажу одноэтажного пристроя под односкатной крышей к боковому северо-восточному фасаду основного объема здания, далее в срок до 01.11.2017г. провести работы по восстановлению ранее демонтированных перегородок в помещениях объекта культурного наследия в соответствии с техническим паспортом (инвентаризационный №), в срок до 01.10.2018г. провести ремонтно-реставрационные работы по фасадам объекта культурного наследия, в том числе по восстановлению утраченных декоративных элементов. Заявитель считает предписание административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным и необоснованным поскольку, в приложении к охранному обязательству № года от 06.08.2012г. - Акте технического состояния памятника истории и культуры от 20.07.2012г. указывается техническое состояние памятника. Данный документ подтверждает наличие со стороны северо-восточного фасада одноэтажного пристроя под односкатной крышей. Наличие со стороны северо-восточного фасада одноэтажного пристроя под односкатной крышей подтверждается техническим паспортом от 20.10.2011г. Одноэтажный пристрой входит в состав объекта, занимаемая площадь 15,9 кв.м. Собственником жилого помещения истец ФИО1 стал 23.10.2012г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Следовательно, одноэтажный пристрой был возведен до приобретения истцом прав на жилое помещение. В соответствии со статьей 47.6 ФЗ № 315 в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В охранном обязательстве по использованию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности физического лица № от 06.08.2012г., выданном Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области пунктом 1.1. на собственника возлагается обязанность принять меры к обеспечению сохранности памятника истории и культуры. Таким образом, предписание Службы неисполнимо. Также истцу предписано провести ремонтно-реставрационные работы по фасадам объекта культурного наследия, в том числе по восстановлению утраченных декоративных элементов. В Акте технического состояния памятника истории и культуры от 20.07.2012г. (приложение к охранному обязательству №) в описании внутренних архитектурно-конструктивных декоративных элементов памятника и их состояние, в части занимаемых помещений, в Схеме размещения ценных элементов объекта культурного наследия (приложение к Акту технического состояния памятника от 20.07.2012г.) указано на утрату наличников и ставен на момент подписания охранного свидетельства. В техническом паспорте от 20.10.2011г. (приложение №) в описании конструктивных элементов отмечена установка стеклопакетов. В предписании указано на отсутствие водосточных труб, что приводит к увлажнению стен здания. Однако, в Акте технического состояния памятника истории и культуры от 20.07.2012г. (приложение к охранному обязательству №) в описании внутренних архитектурно-конструктивных декоративных элементов памятника и их состояние, в части занимаемых помещений указано на отсутствие водосточных труб. Обеспечить зданию безосадочное основание технически невозможно. К причинам роста культурного слоя относится: воздействие вибрации на основания и конструкции зданий от влияния транспорта, здание находится возле проезжей части, промышленных установок, строительных механизмов. Вибрации приводят к уплотнению песков или разжижению водонасыщенного грунта и потере устойчивости основания; рост культурного слоя в городах — неуправляемый процесс, который невозможно регулировать человеку. В связи с вышеперечисленным, истец просит признать предписание Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области недействительным ввиду его неисполнимости. Таким образом, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное административным ответчиком нарушает законные права и интересы заявителя. В выданном предписании на заявителя возлагаются обязанности, не предусмотренные законодательством федерального и регионального значения об охране объектов культурного наследия, в частности обязанность изменить техническое состояние, существовавшее на момент подписания охранного свидетельства, с учетом того, что согласно пункту 1.2 охранного свидетельства, техническое устройство здания должно остаться неизменным.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 доводы административного искового заявления поддержали.
Представитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО3 представила письменные возражения, в которых просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы дополнительного расследования, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В силу статей 6, 33 - 39 Закона об объектах культурного наследия под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных, в том числе, на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 9.2 Закона об объектах культурного наследия установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Так, в частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; 4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 13) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона об объектах культурного наследия меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия).
Согласно подпункта 3 пункта 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 23.10.2012г. является собственником двухэтажного деревянного жилого дома, общей площадью 112,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, лит. Б, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.06.2017г., свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения: «Жилой дом (дерев.)», сер. XIX в. (зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером № на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р).
Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО1 выданы охранные обязательства по использованию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности физических лиц за регистрационными № и №, на объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», 1830-1870г.г. по адресу: <адрес>, №, лит. Б.
На основании распоряжения Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ср о проведении проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в период с 17.07.2017г. по 11.08.2017г. Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области была проведена внеплановая документарная выездная проверка соблюдения ФИО1 обязательных требований, указанных в статье 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: соблюдение требований к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния, а также соблюдение требования не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, установленные подпунктом 3 и 1 пунктом 2 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», о чем составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Задания № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен осмотр и фотофиксация объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом (дерев.)», сер. XIX в., расположенного но адресу: <адрес> (по данным службы: лит. Б), и составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 28.06.2017г.
Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 28.06.2017г. произведен визуальный осмотр здания. На момент осмотра: двухэтажное деревянное прямоугольное в плане здание под вальмовой крышей, главным северо-западным фасадом поставлено по красной линии постройки <адрес> стороны дворового юго-восточного фасада к зданию примыкает двухэтажный лестничный прируб сеней под общей вальмовой крышей с основным объемом здания. Вплотную к прирубу сеней со стороны дворового юго-восточного фасада примыкает более поздний одноэтажный деревянный объем под двускатной крышей. Наблюдается проседание основного объема здания. Общее состояние неудовлетворительное, наблюдаются значительные утраты декоративных элементов наличников, в уровне первого этажа полностью утрачены сандрики, частично лобани и их декоративные элементы, на главном северо-западном фасаде полностью утрачены ставни. В помещениях первого этажа проведены ремонтные работы (натяжные потолки, покраска стен, демонтаж перегородок). Обстоятельства подтверждаются материалами фотофиксации.
Аналогичные обстоятельства установлены по результатам проведения выездной части проверки 19.07.2017г.
Согласно письму Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Иркутска МЧС России (входящий № от 20.07.2017г.) сотрудником в ходе осуществления выезда и визуального осмотра объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, №, лит. Б, установлено, что на объекте защиты проведена перепланировка, а именно: деревянные перегородки на первом и втором этажах отсутствуют, вход осуществляется через пристрой с <адрес>.
По результатам проверки административным ответчиком выдано предписание № от 11.08.2017г., в соответствии с которым ФИО1 предписано:
в срок до 01.10.2017г. в качестве первоочередных работ по восстановлению облика объекта культурного наследия по <адрес>, лит. Б в <адрес> выполнить работы по демонтажу одноэтажного пристроя под односкатной крышей к боковому северо-восточному фасаду основного объема здания,
в срок до 01.11.2017г. провести работы по восстановлению ранее демонтированных перегородок в помещениях объекта культурного наследия в соответствии с техническим паспортом (инвентаризационный №),
в срок до 01.10.2018г. провести ремонтно-реставрационные работы по фасадам объекта культурного наследия, в том числе по восстановлению утраченных декоративных элементов.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемого предписания № от 11.08.2017г., вынесенного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области в адрес ФИО1, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об объектах культурного наследия, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Из анализа приведенных выше норм следует, что пользователь объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Любые строительные работы запрещены, кроме работ по сохранению данного памятника.
В порядке п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Прием документов, необходимых для получения разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении выявленных объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
По смыслу п. 4 ст. 52 Закона об объектах культурного наследия выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера выявленного объекта культурного наследия; согласование в порядке, установленном п. 4 ст. 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или части водного объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия.
Согласно положениям статьи 47.1 Закона об объектах культурного наследия, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Пунктами 2 - 3 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия, охранным обязательством устанавливаются, в том числе, требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с имеющимся в материалах дела охранным обязательством № от 20.07.2012г. в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>, №, лит. Б, собственник обязуется принимать меры к обеспечению сохранности памятника истории и культуры в соответствии с рекомендациями государственных органов охраны памятников, выдаваемых в письменном виде (п.1.1); сохранять в неизменном виде ценные элементы памятника и выполнять работы, указанные в акте технического состояния (п. 1.2); использовать памятник истории и культуры под жилье, в объеме, обеспечивающем сохранность памятника (п. 1.3); для внесения необходимых изменений в учетную документацию уведомлять государственный орган охраны памятников о предполагаемом отчуждении (п. 1.4); сообщать государственному органу охраны памятников о повреждении или гибели памятника (п. 1.5); беспрепятственно допускать представителей «Госоргана» для контроля за выполнением правил содержания или научного обследования памятника, его территории и зон охраны (п. 1.6); производить все ремонтно-реставрационные работы и другие виды работ по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами, по предварительному разрешению «Госоргана» (п. 1.7); изменение характера использования памятника согласовывать с «Госорганом» по охране памятников дополнительно.
В соответствии с разделом III акта технического состояния, являющегося неотъемлемым приложением к охранному обязательству № от 20.07.2012г., в целях сохранения памятника собственник выполняет силами лицензированных специалистов следующие работы:
Совместно со всеми собственниками объекта получить в «Госоргане» задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с заданием принять участие совместно со всеми собственниками объекта в разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление памятника. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
3. Совместно со всеми собственниками объекта принять участие в выполнения ремонтно-реставрационных работ и в установке информационной надписи и обозначения, в соответствии с согласованной научно-проектной документацией, предварительно получив письменное разрешение «Госоргана». Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
4. Предоставить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончанию.
Обязательства по сохранению памятника культурного наследия, установленные охранными обязательствами, административным истцом не исполнены.
Общее состояние объект культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: <адрес>, №, лит. Б, определено как неудовлетворительное, Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области выявлены произведенные без согласования госоргана изменения объекта культурного наследия, искажающие его внешний вид (отсутствие декоративных элементов, демонтаж перегородок в помещениях первого этажа), о чем свидетельствует акт технического состояния объекта культурного наследия от 28.06.2017г.
Таким образом, у административного ответчика имелись основания для проведения проверки и принятия по ее результатам оспариваемого предписания.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 2002 г., на 1 этаже жилого дом по адресу: <адрес> имелись помещения: кухня, и три жилых комнаты; на втором этаже имелись кухня и три жилых комнаты. Между помещениями имелись деревянные перегородки.
Согласно акту технического состояния памятника от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к охранному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ), схеме размещения ценных элементов памятника, здание на первом и на втором этаже имеет перегородки.
На момент проведения проверки и вынесения предписания в жилом доме перегородки между помещениями отсутствуют, что также подтверждается техническим паспортом дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений административного истца следует, что перегородки пострадали во время пожара в 2010 г.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела № от ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем повреждена стена дома на площади 30 кв.м., кровля дома на площади около 20 кв.м., закопчены и залиты водой помещения первого и второго этажа.
Таким образом, доказательств того, что перегородки внутри дома были уничтожены пожаром опровергаются представленным постановлением.
Кроме того, доводы административного истца, о том, что им не ухудшалось состояние памятника, не демонтировались перегородки, не возводился пристрой к зданию, не утрачивались декоративные элементы, правового значения не имеют, поскольку в силу законодательства по охране объектов культурного наследия административный истец как собственник здания обязан принимать меры, в том числе, к восстановлению памятника.
В судебном заседании административный истец пояснил, что знал о несоответствии технической документации фактическому состоянию здания на момент приобретения дома. Таким образом, административный истец самостоятельно по своему усмотрению распорядился своими правами по приобретению жилого дома в состоянии не соответствующем технической документации.
Административным истцом в судебном заседании даны пояснения, что после пожара дом был непригодным к использованию и им проводились работы по восстановлению крыши, стен, потолков, при этом доказательств того, что такие работы были согласованы со Службой, в соответствии с нормами законодательства не представлено.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое предписание в части демонтажа пристроя неисполнимо, поскольку одноэтажный пристрой был возведен до приобретения им прав на жилое помещение, а выдача охранного обязательства накладывает на его обязанность сохранять объект культурного наследия в неизменном виде, суд полагает несостоятельными, поскольку охранным обязательством на административного истца возложена обязанность сохранять в неизменном виде объект культурного наследия, а одноэтажный пристрой под односкатной крышей, который в состав объекта культурного наследия не входит и искажает вид памятника.
Также суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что он не обязан восстанавливать декоративные элементы фасада, поскольку на момент подписания охранного свидетельства, ценные элементы (наличники и ставни) объекта культурного наследия (приложение к Акту технического состояния памятника от 20.07.2012г.) уже были утрачены.
Так, в Акте технического состояния памятника от 20.07.2012г. содержится указание на наличие у памятника наличников, имеется их описание: прямоугольные оконные проемы оформлены наличниками с фигурным профилированным сандриком. Лобань – высокий, с фигурными ушками, декорирован накладными деталями. Боковые стойки заканчиваются фигурными свесами с накладными деталями. Подоконная часть с фигурным фартуком выделена профилированной полочкой. Ставни- двустворчатые, двухчастные, филенчатые, с ромбическими вставками с внутренней стороны. Прямоугольный оконный проем северо-восточного фасада оформлен рамочным наличником с прямым профилированным сандриком.
Таким образом, на момент подписания охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ на доме имелись декоротивные элементы.
Кроме того, данные доводы основаны на неверном толковании норм права.
Положения ст. 40 Закона об объектах культурного наследия, в понятие сохранение объекта культурного наследия включается также и реставрационные работы по восстановлению утраченных ценных элементов, и с учетом положения ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, обязанность по сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия, лежит на собственнике данного объекта, независимо от давности его приобретения.
Таким образом, Законом об объектах культурного наследия предусмотрено сохранение памятника культуры в том виде, в котором он был выявлен, а не в том виде, в котором он приобретался собственником.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оспариваемое предписание № от 11.08.2017г. принято в пределах полномочий должностного лица, соответствует закону.
Доводы административного истца о том, что государственный орган вышел за рамки предоставленных полномочий и обязал собственника дома произвести работы без соответствующего задания со ссылкой на ст. 45, ст. 47.2 Закона об объектах культурного наследия, не состоятельны, поскольку проведение проверки и вынесения предписания государственным органом законом не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия задания на производство тех или иных работ. Наличие предписания не препятствует административному истцу получить задание на проведение работ по восстановлению, сохранению памятника.
Как пояснил административный истец в судебном заседании его права нарушены тем, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложена обязанность провести восстановление памятника и снос пристроя, при этом он не совершал действий по возведению пристроя, сносу перегородок и утрате декоративных элементов.
Вместе с тем, суд при рассмотрении дела не установил незаконности обязанностей, возложенных оспариваемым предписанием на административного истца, требования, указанные в предписании соответствуют закону и охранному обязательству, подписанному административным истцом.
При указанных обстоятельствах совокупности правовых оснований для признания предписание № от 11.08.2017г. незаконным, у суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С учетом того, что оспариваемое предписание № датировано 11.08.2017г., административный истец обратился в суд с настоящим заявлением посредством почтовой связи 03.10.2017 г., срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области о признании незаконным предписания Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области № от 11.08.2017г. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав административного истца – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 08.12.2017г. Н.Н. Исакова