РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи | О.Б. Рагулиной |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3752/2021 по административному иску ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО6 к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным бездействия, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении; заинтересованное лицо: Управление образования Администрации городского округа Домодедово
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 (далее - истица), действуя в интересах несовершеннолетнего сына, обратилась в суд с требованием (с учетом уточнения) о признании незаконным и дискриминационны бездействия Администрации городского округа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в решении вопроса устройства ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения в дошкольное образовательное учреждение; обязании предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в мкр. Южный <адрес> (административный иск - л.д.4-12, уточнение – протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
В обоснование требований ФИО5 указала, что совместно с детьми проживает по адресу: МО, <адрес>, <адрес><адрес>. В связи с тем, что несмотря на соответствующее обращение, ребенку истицы до настоящего времени не предоставлено место в детском дошкольном учреждении, ФИО3 обратилась в суд.
В судебном заседании ФИО5 уточненные требования поддержала, пояснив, что предлагаемые детские дошкольные учреждения находятся на значительном удалении от ее места жительства, что нарушает требования действующего законодательства.
Представитель Администрации городского округа Домодедово ФИО7 (доверенность - л.д. 71, диплом - 72) административный иск не признала, полагая, что Администрация ненадлежащий ответчик, отметив отсутствие бездействия Администрации городского округа Домодедово при выполнении функций по организации предоставления места в детском дошкольном учреждении ребенку ФИО5
Представитель Управления образования Администрации городского округа Домодедово ФИО8 (доверенность-л.д.70, диплом – л.д. 69) возражал против удовлетворения иска, поддержал письменные пояснения, в которых отмечено, что место ребенку предоставлялось в детском дошкольном учреждении городского округа, в котором имелись свободные места (л.д.75-76,78).
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон №273-ФЗ) определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона №273-ФЗ). Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Закона №273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 N5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного ст. 67 Закона N 273-ФЗ, наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
В рамках своей компетенции Администрация городского округа Домодедово Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердила Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа <адрес>, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее - Порядок).
Также в городском округе Домодедово Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный Регламент «Прием заявлений, постановка на учет и направления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес>".
Судом установлено, что ФИО3 является матерью несовершеннолетнего ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта - л.д. 54, свидетельство о рождении – л.д.43), достигшего возраста для получения дошкольного образования, проживающего по адресу: МО, <адрес>, мкр. Южный, <адрес>.
ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о постановке на учет для получения места в учреждение дошкольного образования, с указанием трех наиболее удобных учреждений (МДОУ д/с № «Ласточка», № «Улыбка», № «Русалочка»), расположенных в мкр. Южный, на основании которого ребенок был поставлен на очередь для получения места в дошкольном учреждении.
В судебном заседании сторонами подтверждено, что истица не имеет право на первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении.
В связи с отсутствием у истицы льгот по предоставлению мест в дошкольные учреждения, ее заявление рассматривалось в порядке очередности.
При проведении планового комплектования выяснилось, что места в желаемых детских садах отсутствуют (л.д.13-14;17-18).
Учитывая отсутствие свободных мест в желаемом детском саду, руководствуясь п.4.4 Порядка ФИО3, предоставлено место на 2021 г. в МАДОУ д/с № «Пингвинчик» (уведомление – л.д. 62). При этом, истица отказалась от предложенного места в связи с удаленностью учреждения от места жительства, что подтверждено истицей в судебном заседании.
В соответствии с п.п. 4.5, 5.5, 5.6 Порядка, статус заявления истицы был изменен на «не явился», а затем по заявлению ДД.ММ.ГГГГ истица вновь восстановлена в очереди с сохранением даты первоначальной постановки.
С ДД.ММ.ГГГГ истице вновь было предоставлено место в МАДОУ № «Колокольчик», от которого ФИО3 также отказалась, в связи с удаленностью от места проживания (л.д. 77).
Все предлагаемые детские дошкольные учреждения находятся в Домодедовском городском округе.
Таким образом, ответчиком представлены доказательства, подтверждающие принятие органом местного самоуправления в порядке, установленном п. 4 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", мер для решения вопроса об устройстве ребенка ФИО3, истице были предложены альтернативные варианты устройства ребенка в детское дошкольное учреждение с правом последующего перевода ребенка в приоритетные учреждения при освобождении мест в них в порядке очередности.
Судом не установлено незаконного бездействия Администрации городского округа Домодедово.
Вместе с тем, довод Администрации городского округа Домодедово о том, что она не является надлежащим ответчиком, основан на неверном толковании норм материального права и судом во внимание не принимается.
На основании изложенного, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО5, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о признании незаконным и дискриминационным бездействия Администрации городского округа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в решении вопроса устройства ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения в дошкольном образовательном учреждении; обязании предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в мкр. Южный <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Председательствующий судья О.Б. Рагулина