ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3753/2021 от 13.01.2022 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-399/2022

64RS0047-01-2021-002215-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя административного истца Шарафутдиновой Г.Р. – Юматовой В.К., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Шарафутдиновой Г.Р. к Комитету по правлению имуществом города Саратова, заинтересованные лица - Администрация муниципального образования «Город Саратов», Чеперев А.О., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Шарафутдинова И.С., Никонов В.В., Шевцова Р.А., Охомуш Л.Е., Варфоломеева О.А., Мулдашева Ж.К., Голышев В.И., Гельтман С.А., Кострова Е.А., Козловская С.В., Рахматуллина А.А., Мешков М.С., Ярченкова И.М., Малюгина С.В., Гельтман М.А., Васильев А.И., Юхтанова А.В., Гопкало Н.В., Гопкало М.О., об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Административный истец обратилась в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит комната в коммунальной квартире (доля в праве составляет <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу; <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия . Членам семьи Шарафутдиновой Г.Р. так же принадлежит по <данные изъяты> доли комнаты каждому, а именно дочерям - Шарафутдиновой И.С., ФИО1, Чеперову А.О. Кроме того, Шарафутдиновой Г.Р. наравне с указанными лицами принадлежит доля в праве на общее имущество в коммунальной квартире, а именно на - кухню <данные изъяты> кв. м., коридоры <данные изъяты> кв. м. и <данные изъяты> кв. м., кладовые - <данные изъяты> кв. м. и <данные изъяты> кв. м. Доля Шарафутдиновой Г.Р. и членов ее семьи в праве собственности на коммунальную квартиру составляет <данные изъяты>. На основании заключения от <дата> межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Распоряжением Администрации МО «Город Саратов» от <дата> дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 распоряжения от <дата> собственникам жилых помещений надлежит произвести отселение из занимаемых помещений в течение 5 месяцев и произвести снос указанного дома до <дата>. До настоящего момента мероприятия по сносу <адрес> в <адрес>, в котором расположено принадлежащее Шарафутдиновой Г.Р. и членам ее семьи жилое помещения не проведены. Пунктом 5.1 данного распоряжения Комитету по управлению имуществом г. Саратова предписано осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В нарушение действующего законодательства и положений Распоряжения от <дата> до настоящего времени должностные лица органа местного самоуправления мер, направленных на изъятие земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу для муниципальных нужд и изъятия жилых помещений, расположенных в указанном доме, не предпринимают. Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества. В нарушение требований законодательства, а также п. 5.1 распоряжения от <дата> земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в установленном порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, и не может быть признан объектом гражданских прав, в связи с чем администрация муниципального образования «Город Саратов» не вправе им распоряжаться до постановки на кадастровый учет, в том числе путем принятия решения о его изъятии. Вышеуказанное распоряжение является правовым актом главы муниципального образования «Город Саратов» и носит обязательный для исполнения характер. Ответом Администрации МО «Город Саратов» от <дата> до сведения Шарафутдиновой Г.Р. доведено, что земельный участок по адресу; <адрес> не образован, для муниципальных нужд не изымался, в связи с чем оснований для изъятия жилых помещений с зачетом их стоимости при определении размера возмещения или соглашений о предоставлении возмещения за аварийные жилые помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного Кодекса РФ не имеется. Бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья Шарафутдиновой Г.Р., ее супруга Чеперова А.О., дочерей Шарафутдиновой И.С. и несовершеннолетней ФИО2, а также неопределенного крута лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанным домом, поскольку аварийный дом грозит обрушением, ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие инфраструктуры, снижая инвестиционную привлекательность территории. Таким образом, незаконное бездействие органа местного самоуправления выраженное в непринятии мер по формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет, а как следствие непринятие мер к расселению граждан из аварийного жилья нарушает жилищные права Шарафутднновой Г.Р. и членов ее семьи, ставит под угрозу их жизнь и безопасность в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным, препятствует административному истцу в реализации его права на получении нового жилья, либо денежной компенсации от выкупной цены принадлежащего ему помещения. На основании изложенного административный истец просит признать бездействие комитета по управлению имуществом г. Саратова, выразившееся в неисполнении пункта 5.1 распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» незаконным; обязать Комитет по управлению имуществом г. Саратова исполнить пункт 5.1 распоряжения Администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» в течение трех месяцев со дня вынесения решения суда.

Административный истец Шарафутдинова Г.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель административного истца Юматова В.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

От представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом г. Саратова Соловьева Ю.С. в суд поступили возражения, согласно которым административный истец предъявляет требования к комитету по управлению имуществом города Саратова исполнить пункт 5.1 распоряжения по формированию земельного участка под многоквартирным домом. В силу пункта 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Спорный многоквартирный дом не входит в целевые программы по переселению граждан их аварийного жилья. На сегодняшний день лимитов денежных средств, выделенных для проведения мероприятий по сносу многоквартирных домов недостаточно для сноса указанного выше дома. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по сносу аварийных домов, а также срок, в течение которого надлежит произвести соответствующие действия. Кроме того, отсутствуют правовые основания для сноса многоквартирного дома до оформления разрешительной документации. В силу пункта 5.1 оспариваемого распоряжения комитету по управлению имуществом города Саратова необходимо осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрен пресекательный срок для формирования земельного участка. В силу статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования). Для формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет необходимы дополнительные бюджетные ассигнования. В силу статей 10 и 11 Бюджетного кодекса РФ бюджеты городских округов входят в бюджетную систему Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федераци предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с частями 3, 4, 4.1, 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Необходимо отметить, что частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, в случае если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, за исключением определенных случаев. Приказом Минстроя России от 07 марта 2019 № 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» органам местного самоуправления рекомендовано в целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков. Во исполнение вышеуказанных рекомендаций администрацией муниципального образования «Город Саратов» постановлением от 08 октября 2020 № 1961 утверждена целевая программа «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2021-2022 годы», однако она не носит адресных характеристик, а содержит лишь количественные характеристики по количеству формируемых земельных участков, количеству бюджетных средств, выделенных для их формирования. Анализируя в совокупности вышеуказанные нормы действующего законодательства следует обратить внимание на то, что пресекательный срок формирования земельных участков, занимаемых многоквартирными домами законодательно не установлен, следовательно, формирование земельных участков происходит при наличии целевого финансирования в рамках утвержденной целевой программы «Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2021-2022 годы». На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.Н. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым из материалов дела следует, что согласно распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 и пунктом 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи. Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 и пунктом 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Анализ норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе либо реконструкции. Органом местного самоуправления решения об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и, как следствие, решения об изъятии жилого помещения, занимаемого истцом, не принималось. Учитывая комплекс мероприятий, необходимых для выполнения данного распоряжения, значительные финансовые затраты, наличие ведомственных программ.

В силу пункта 5.1 оспариваемого распоряжения комитету по управлению имуществом города Саратова необходимо осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом 85 по ул. Лысогорская в г. Саратове. Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрен пресекательный срок для формирования земельного участка. В силу статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования). Для формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет необходимы дополнительные бюджетные ассигнования. В силу статей 10 и 11 Бюджетного кодекса РФ бюджеты городских округов входят в бюджетную систему Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что выселение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. На основании изложенного, формирование земельных, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется в рамках ведомственных целевых программ, в связи с чем Комитет по управлению имуществом г. Саратова полагает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемых прав и законных интересов комитетом по управлению имущества г. Саратова. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении требований Шарафутдиновой Г.Р. к администрации МО «Город Саратов» о признании бездействия незаконным отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица Юхтанова А.В., Малюгина С.В., Гопкало Н.В., Гопкало М.О., Чеперев А.О., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 Шарафутдинова И.С., Никонов В.В., Шевцова Р.А., Охомуш Л.Е., Варфоломеева О.А., Мулдашева Ж.К., Голышев В.И., Гетьман С.А., Кострова Е.А., Козловская С.В., Рахматуллина А.А., Мешков М.С., Ярченкова И.М., Гетьман М.А., Васильев А.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых возражала, указала, что истец не лишен права требовать предоставление жилого помещения взамен аварийного либо компенсации за аварийное жилье, административный иск на права истца не восстанавливает.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, возражений на заявление, выслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы являются сособственниками комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 5.1 указанного Распоряжения на Комитет по управлению имуществом г. Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Таким образом, в силу норм материального права, которые подлежат применению к сложившимся отношениям сторон, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

По смыслу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, при этом земельный участок, на котором расположен данный дом, должен быть достаточным для размещения на нем элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

По настоящему делу дом, под которым расположен земельный участок, признан аварийным и подлежащим сносу.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

При этом жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 и пунктом 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 и пунктом 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Таким образом, формирование или не формирование земельного участка под многоквартирным домом Комитетом по Управлению имуществом г. Саратова, жилищных прав истца на предоставление жилого помещения взамен находящегося в аварийном доме или компенсации за жилое помещение, не нарушает.

При наличии указанного Распоряжения истец не лишен права пользоваться перечисленными выше нормами закона для восстановления своих нарушенных прав.

Оспариваемый пункт Распоряжения не устанавливает Комитету по управлению имуществом г. Саратова сроки для формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.

Самостоятельно собственники помещений многоквартирного дома с заявлением в Комитет по управлению имуществом г. Саратова о формировании земельного участка не обращались.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований и признаний незаконными бездействия органа местного самоуправления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Шарафутдиновой Г.Р. к Комитету по правлению имуществом города Саратова об оспаривании бездействия органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская