ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3753/2022 от 07.07.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-3753/2022

64RS0045-01-2022-006265-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Бакшеевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бондаренко Ольги Константиновны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан,

установил:

Бондаренко О.К. обратились в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту – Министерство ЖКХ) о признании незаконным отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан.

Требования мотивированы тем, что 20 декабря 2011 года между ЖСК «<данные изъяты>» и ФИО10. был заключен договор № о долевом участии в строительстве жилого дома по ул. <адрес> г. Саратова, в соответствии с которым ЖСК «<данные изъяты>» обязался передать Конновой О.П. жилое помещение (однокомнатную квартиру № общей площадью 34,84 кв.м., без учета площади лоджии 2,32 кв.м., расположенной на 9 этаже в 10-ти этажном строящемся кирпичном доме, блок-секция <адрес> в Ленинском районе г. Саратова. Обязательства по данному договору исполнены ФИО11 в полном объеме.

22 ноября 2012 года между Конновой О.П. и ФИО8. был заключен договор купли-продажи пая, в соответствии с которым ФИО9 приобрел у ФИО12. паевой взнос в ЖСК «<данные изъяты>», эквивалентный вышеуказанному жилому помещению. Обязательство по оплате договора выполнено ФИО13. до его подписания.

27 января 2015 года по договору купли-продажи пая ФИО14. продал свой пай Бондаренко О.К., обязательства по оплате пая выполнены Бондаренко О.К. в полном объеме.

Постановлением от 16 июня 2018 года Бондаренко О.К. была признан потерпевшей по уголовному делу. Приговором Кировского районного суда г. Саратова от 29 марта 2022 года председатель ЖСК «<данные изъяты>» ФИО15 была признан виновной в совершении преступлений в отношении обманутых дольщиков.

Уведомлением Министерства ЖКХ № 5431 административному истцу отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан по причине непредставления документов, подтверждающих полную оплат по договору.

Считает данное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку она соответствуют критериям граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, предусмотренным действующим законодательством. Кроме того, она представила все документы, подтверждающие оплату договора купли-продажи.

В связи с этим Бондаренко О.К. считает, что отказ Министерства ЖКХ во включении ее в региональный реестр пострадавших граждан нарушает ее права и законные интересы как обманутого дольщика.

Административный истец Бондаренко О.К. и ее представитель, а также представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 20 декабря 2011 года между ЖСК «<данные изъяты>» и ФИО16 был заключен договор № о паевом участии в строительстве жилого дома по улице <адрес> Саратова, в соответствии с которым ЖСК «<данные изъяты>» обязался передать ФИО17. жилое помещение - однокомнатную квартиру № общей площадью 34,84 кв.м., без учета площади лоджии 2,32 кв.м., расположенную на 9 этаже в 10-ти этажном строящемся кирпичном доме, блок-секция «<адрес> в Ленинском районе г. Саратова (л.д. 14).

Общая стоимость паевого взноса определена данным договором в размере 630000 рублей. Обязательство по оплате данного паевого взноса исполнено ФИО18 в полном объеме, что подтверждается квитанцией от 20 декабря 2011 года и справкой ЖСК «<данные изъяты>» (л.д. 16).

22 ноября 2012 года между ФИО20 и ФИО19 был заключен договор купли-продажи пая, в соответствии с которым ФИО21 приобрел у ФИО22 паевой взнос в ЖСК «<данные изъяты>», эквивалентный вышеуказанному жилому помещению (л.д. 17). Обязательство по оплате договора выполнено ФИО23 до его подписания.

27 января 2015 года по договору купли-продажи пая ФИО24. продал свой пай Бондаренко О.К., обязательства по оплате пая выполнены Бондаренко О.К. в полном объеме до подписания договора (л.д. 18). Указанное обстоятельство также подтверждается распиской ФИО25

В судебном заседании также установлено и никем не оспаривается, что принятые на себя обязательства ЖСК «<данные изъяты>» не выполнил, жилой дом не достроен, квартира в собственность административному истцу не передана.

Постановлением старшего следователя отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову СУ УМВД России по г. Саратову от 16 июня 2018 года Бондаренко О.К. была признана потерпевшей по уголовному делу № (л.д. 19-20).

Приговором Кировского районного суда г. Саратова от 29 марта 2022 года председатель ЖСК «<данные изъяты>» ФИО27 была признан виновной в совершении многочисленных эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК РФ, в том числе по эпизоду хищения денежных средств у Бондаренко О.К. (л.д. 21-24).

Распоряжением Министерства ЖКХ № 380-Р от 11 мая 2022 года административному истцу отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан реестр в соответствии со ст. 5.1 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 122-ЗСОпо причине непредоставления надлежащим образом заверенных копий постановления о признании потерпевшим и вступившего в законную силу приговора суда.

Разрешая административные исковые требования Бондаренко О.К. о признании отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан, суд приходит к следующему выводу.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Кроме того, защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с положениями Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области" (далее Закон).

В силу ч.ч. 1, 1.1 ст. 5.1 Закона в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестр проблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый реестр проблемных объектов), а также для строительства многоквартирных домов на территории области, в отношении которых граждане включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный реестр пострадавших граждан), Губернатор области утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).

Согласно ч. 1.2 ст. 5.1 Закона в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);

одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:

а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;

б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;

в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;

г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;

д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Правила формирования и ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области (далее - региональный реестр пострадавших граждан), в целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище физических лиц, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование определяются Положением о порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области (далее Положение), утвержденным Постановление Правительства Саратовской области от 31.07.2019 N 539-П "О порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области.

Согласно п.п. 7, 8 названного Положения, решение о включении, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения письменного заявления гражданина по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Для принятия решения о включении в региональный реестр пострадавших граждан необходим:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) договор, подтверждающий возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину;

3) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином полностью обязательств по договору;

4) вступивший в законную силу судебный акт о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику многоквартирного дома в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (при наличии);

5) выписка из реестра требований кредиторов, содержащая информацию о том, что требование заявителя в размере денежных средств, оплаченных застройщику, включенное в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, не удовлетворено по причине недостаточности имущества должника (при наличии);

6) документ, подтверждающий погашение требований заявителя, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, в соответствующей части путем передачи недостроенного многоквартирного дома жилищно-строительному кооперативу (при наличии);

7) документ, подтверждающий право собственности заявителя на долю в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, зарегистрированного органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (при наличии);

8) судебное решение, устанавливающее факт нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения (при наличии).

В силу п. 14 Положения заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан при наличии одного из следующих условий:

1) статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов из числа предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 8 настоящего Положения.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности подтвердить фактические данные, которые Закон и Положение связывают с основаниями для включения в региональный реестр пострадавших граждан, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным названными нормативными правовыми актами критериям.

Анализируя приведенные правовые нормы и представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что Бондаренко О.К. полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, установленным Законом, и при подаче заявления о включении в региональный реестр пострадавших граждан представила административному ответчику все необходимые документы, перечисленные Положением.

При этом, вопреки выводам Министерства ЖКХ, изложенным в распоряжении о 11 мая 2022 года № 380-р, Бондаренко О.К. были предоставлены надлежащим образом заверенные копии постановления о признании потерпевшим и вступившего в законную силу приговора суда, что подтверждается содержанием указанных документов.

Доказательств наличия иных оснований для отказа во включении Бондаренко О.К. в региональный реестр пострадавших граждан административным ответчиком суду не представлено.

Из представленных административными истцами документов усматривается наличие фактических обстоятельств, установленных федеральным законодательством в качестве критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Таким образом, отказ Министерства ЖКХ во включении Бондаренко О.К. в реестр пострадавших граждан является незаконным.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований Бондаренко О.К.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административные исковые требования Бондаренко Ольги Константиновны удовлетворить.

Признать распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 380-р от 11 мая 2022 года в части отказа во включении Бондаренко Ольги Константиновны в региональный реестр пострадавших граждан незаконным.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Бондаренко Ольгу Константиновну в региональный реестр пострадавших граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Ю.В. Медная