ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3754/2021 от 04.10.2021 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2021-004685-62

Дело № 2а-3754/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебных заседаний ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа «Город Архангельск», Главе городского округа «Город Архангельск» ФИО3 о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 №2508р,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Архангельск», Главе городского округа «Город Архангельск» ФИО3

Просит признать противоречащим законодательству и недействующим с момента принятия распоряжение от 23.06.2021 №2508р «Об отклонении проекта планировки территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га. и направлении его на доработку».

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО «Город Архангельск» с заявлением об утверждении разработанного по его заданию проекта планировки. Оспариваемым распоряжением проект планировки был отклонен и направлен на доработку. Полагает распоряжение незаконным в связи с нарушением процедуры его принятия, поскольку заключением комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» от 10.06.2021 рекомендовано доработать проект планировки, а не отклонить его, и рекомендации даны Главе города Архангельска, а не заявителю. Также был нарушен срок рассмотрения проекта планировки территории и составил 98 рабочих дней вместо 60. Протокол общественных обсуждений от 15.04.2021 подписан неуполномоченным лицом с превышением должностных полномочий (не председателем комиссии, присутствовавшим на общественных обсуждениях). Протокол общественных обсуждений от 13.04.2021, указанный в заключении комиссии от 10.06.2021, не существует. Заключение комиссии от 10.06.2021 противоречит протоколу общественных обсуждений от 15.04.2021, поскольку рекомендации организатора общественных обсуждений не соответствуют рекомендациям, отраженным в заключении от 10.06.2021. Кроме того, основания для отклонения проекта планировки у ответчика отсутствовал, поскольку процент застройки рассчитывался исходя из двух земельных участков, что не было учтено ответчиком. Распоряжение об отклонении проекта планировки не мотивировано, в связи с чем является неисполнимым.

Определением суда в качестве заинтересованных лиц привлечены и.о. директора департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО4, Прокуратура Архангельской области.

В судебное заседание административный истец ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске и дополнениях к иску.

Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Архангельск» ФИО6 в судебном заседании с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзывах на иск. Также указала на то, что истец не имел права на обращение в администрацию ГО «Город Архангельск» за утверждением проекта планировки территории в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га., поскольку не являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 29:22:050501:256 в нарушение подп. 6 п. 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении документации по планировке территорий (проектов планировки и проектов межевания) на территории муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области», утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 01.07.2016 N 757. Полагала, что ФИО3 является ненадлежащим ответчиком по делу.

Административный ответчик ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель прокуратуры Архангельской области в суд не явился, ранее в судебном заседании прокурор Моругов А.В. полагал требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо ФИО4, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С иском в суд истец обратился 08.07.2021. С учетом даты вынесения оспариваемого распоряжения (23.06.2021) срок на обращение в суд с данным иском истцом не пропущен.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ст. 41 ГрК РФ).

На основании положений ч. 1 ст. 41 ГрК РФ (в редакции от 30.12.2020) подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

В силу указания ч. 1-4 ст. 42 ГрК РФ (в первоначальной редакции) подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ);

границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;

обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

схему границ территорий объектов культурного наследия;

схему границ зон с особыми условиями использования территории;

обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

обоснование очередности планируемого развития территории;

схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

Ч. 1 ст. 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются ст. 46 настоящего Кодекса (п. 13 ст. 45 ГрК РФ).

В силу указания ч. 4-6, 11-14 ст. 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых отношений) орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч.10 ст. 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

П. 4 ст. 14 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Архангельск», утвержденных Постановлением Минстроя АО от 29.09.2020 N 68-п, предусмотрено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) проводятся в соответствии с Уставом городского округа и (или) нормативным правовым актом Архангельской городской думы, с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (в первоначальной редакции) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть менее десяти и более сорока дней (за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи).

В соответствии с п. 13 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Порядок проведения общественных обсуждений установлен ст. 5.1 ГрК РФ.

Так, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (ч. 1, 2 ст. 5.1 ГрК РФ).

В силу указания ч. 4 ст. 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

оповещение о начале общественных обсуждений;

размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения (ч. 6, 7 ст. 5.1 ГрК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений:

не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ).

В силу указания ч. 9-11 ст. 5.1 ГрК РФ) в течение всего периода размещения в соответствии с п. 2 ч. 4 и п. 2 ч. 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В период размещения в соответствии с п. 2 ч. 4 и п. 2 ч. 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с ч.12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с ч. 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного ч. 15 настоящей статьи.

В силу указания ч. 16-24 ст. 5.1 ГрК РФ организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

Официальный сайт и (или) информационные системы должны обеспечивать возможность:

проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:

порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;

организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;

срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

официальный сайт и (или) информационные системы;

требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;

форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «Город Архангельск» утверждено решением Архангельской городской Думы от 20.06.2018 № 688 (далее также – Положение № 688).

Так, в силу указания п.п. 2.2, 2.7, 2.8, 2.16, 5.1, 7.1 Положения № 688 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых актов) общественные обсуждения по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, назначаются распоряжением Главы муниципального образования «Город Архангельск».

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном сайте не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний распространяется на информационных стендах, оборудованных в здании Администрации муниципального образования «Город Архангельск».

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в газете «Архангельск - город воинской славы» и на официальном сайте.

Официальным сайтом является официальный информационный интернет-портал муниципального образования «город Архангельск» с доменным именем http://www.arhcity.ru.

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 19.12.2019 N 2092 «О создании комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» утверждены Положение о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» и состав комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск».

Согласно п. 4.1, 4.2 Положения о комиссии деятельностью Городской комиссии руководит председатель Городской комиссии, в случае его отсутствия - заместитель председателя Городской комиссии, в случае отсутствия обоих - иной член комиссии, выбранный в качестве председательствующего, который назначает и ведет заседания комиссии, подписывает протоколы заседаний, общественных обсуждений.

Председатель Городской комиссии осуществляет следующие полномочия:

ведет заседания Городской комиссии и подписывает протоколы заседаний Городской комиссии;

обеспечивает обобщение внесенных на заседании Городской комиссии замечаний, предложений и дополнений с целью внесения их в протокол;

дает поручения членам Городской комиссии для доработки (подготовки) документов (материалов);

утверждает заключение о результатах общественных обсуждений;

привлекает в установленном порядке экспертов для разъяснения вопросов, рассматриваемых на заседаниях Городской комиссии и подготовки материалов.

П. 7.10 постановления Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 19.12.2019 N 2092 предусмотрено, что итоги каждого заседания Городской комиссии оформляются протоколом заседания Городской комиссии, который составляется в произвольной форме, подписывается ответственным секретарем (секретарями) Городской комиссии и председателем Городской комиссии или председательствовавшим на заседании.

Постановлением Администрации городского округа «Город Архангельск» от 16.02.2021 N 304 внесены внесении изменения в постановление Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 19 декабря 2019 года N 2092, Положение о комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» и состав комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск», согласно которому председателем комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Архангельск» является ФИО7

Ч. 1 ст. 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Градостроительный кодекс Архангельской области принят постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 01.03.2006 .

В силу указания ч. 2 ст. 17 ГрК Архангельской области (в первоначальной редакции) задание на разработку документов территориального планирования муниципального образования Архангельской области, документации по планировке территории, осуществляемую за счет средств местного бюджета муниципального образования Архангельской области (или за счет средств физических или юридических лиц), готовит соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, осуществляющий полномочия в сфере градостроительной деятельности, и утверждает соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Архангельской области.

Задание, указанное в абзаце первом настоящего пункта, подлежит согласованию с органом архитектуры и градостроительства Архангельской области.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении документации по планировке территорий (проектов планировки и проектов межевания) на территории муниципального образования «Город Архангельск»» Архангельской области» предусмотрено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические лица и юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).

На основании изложенного, ФИО2 имел право обращаться в администрацию МО «Город Архангельск» за предоставлением услуги по утверждению проекта планировки территории. Он являлся заинтересованным в этом лицом, поскольку обладал на праве собственности частью помещений в доме, расположенном на земельном участке . В связи с чем довод стороны ответчика о том, что истец не мог быть заявителем по предоставлению указанной муниципальной услуги в связи с отсутствием у него права на земельный участок 29:22:050501:256 подлежит отклонению. Истцом с заявлением была представлена выписка из ЕГРН, согласно которой он являлся собственником долей в жилом доме, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес>, что ответчиком не оспаривалось.

Как следует из пояснений сторон, истец обратился в администрацию МО «Город Архангельск» за выдачей ему технического задания на разработку проекта планировки территории на основании ч. 1 ст. 46 ГрК РФ.

04.08.2020 было издано распоряжение мэра г. Архангельска №2601р «О подготовке документации по планировке территории МО «Город Архангельск» в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га. На основании указанного распоряжения истцом был разработан проект планировки. Отведенная территория определена для разработки проекта планировки застроенной территории.

29.01.2021 истец обратился в администрацию МО «Город Архангельск» с заявлением об утверждении разработанного по его заданию проекта планировки.

Проектом планировки предусмотрено строительство жилого дома на земельных участках (принадлежит истцу) и (находится в муниципальной собственности), являющихся смежными.

При этом, как следует из схемы расположения, жилая застройка планируется к размещению на земельном участке 29:22:050501:256.

Распоряжением Главы городского округа «Город Архангельск» от 09.03.2021 р принято решение о проведении общественных обсуждений проекта планировки указанной территории. Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Архангельск – город воинской славы» от 19.03.2021 и на официальном информационном интернет-портале 19.03.2021. Срок проведения общественных обсуждений установлен в период с 29.03.2021 по 12.04.2021.

Проект решения «О подготовке документации по планировке территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га.» и информационные материалы по теме общественных обсуждений были размещены на официальном информационном интернет-портале МО «Город Архангельск» и представлены на экспозиции по адресу: <...> <адрес>, каб. 502. По этому же адресу принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений.

В материалы дела представлен протокол общественных обсуждений от 13.04.2021, а также протокол заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» от 15.04.2021.

Истец указывает на то, что протокола общественных обсуждений от 13.04.2021 не существует, поскольку верным должен являться протокол от 15.04.2021.

Однако, как следует из названий указанных документов, эти документы являются разными.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, общественные обсуждения проводились 15.04.2021. При изготовлении протокола общественных обсуждений допущена техническая ошибка при указании даты протокола (вместо 15.04.2021 указано 13.04.2021), что не отменяет факта проведения общественных обсуждений.

Согласно протоколам общественных обсуждений и заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» от 15.04.2021 в период проведения общественных обсуждений поступили предложения и замечания от представителя ООО «Специализированный застройщик «Агентство ТС» ФИО8

Согласно заключению о результатах общественных обсуждений от 15.04.2021 комиссия решила не учитывать предложение ООО «Специализированный застройщик «Агентство ТС» ФИО8 и рекомендовала Главе муниципального образования отклонить проект планировки территории по причине несоответствия Правилам землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» в связи с тем, что земельный участок с видом разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» согласно Правилам землепользования и застройки предполагает к размещению, кроме многоквартирных жилых домов этажностью до 4 этажей, благоустройство и озеленение придомовой территории, обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, а также размещение автостоянок с учетом статей 15, 16, 17 Порядка применения Правил землепользования и застройки». Заключение подписано председательствующим Комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» ФИО4 При этом согласно протоколам общественных обсуждений от 13.04.2021, а также протокол заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» от 15.04.2021 на заседаниях присутствовал председатель Комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» ФИО7

Таким образом, заключение о результатах общественных обсуждений от 15.04.2021 подписано неуполномоченным лицом в нарушение п. 4.1, 4.2 Положения о комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» (с изменениями). Таким образом, оно является незаконным и судом во внимание не принимается.

В соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений был подготовлен проект распоряжения Главы городского округа «Город Архангельск» от 22.04.2021 №1509р «Об отклонении проекта планировки территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га.», который был направлен в прокуратуру г. Архангельска на правовую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 174.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 26.04.2021.

Согласно заключению прокуратуры г. Архангельска от 13.05.2021 представленный на экспертизу проект распоряжения не соответствует ч. 13 ст. 46 ГрК РФ в части формулировки итогового решения, поскольку проект планировки отклонен, но не направлен на доработку.

По итогам рассмотрения заключения прокуратуры г. Архангельска 10.06.2021 проект планировки территории был повторно рассмотрен на комиссии по землепользованию и застройке.

Как указывает представитель ответчика, длительное рассмотрение прокуратурой г. Архангельска проекта распоряжения повлекло увеличение срока оказания истцу муниципальной услуги.

Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» от 10.06.2021 комиссия решила не учитывать предложение ООО «Специализированный застройщик «Агентство - ТС» ФИО8 и рекомендовала Главе городского округа доработать проект планировки территории по причине его несоответствия Правилам землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» в связи с несоблюдением максимального процента застройки в границах земельного участка .

Заключением от 10.06.2021 о результатах общественных обсуждений указанного проекта планировки Комиссия по землепользованию и застройке городского округа «Город Архангельск» рекомендовала доработать проект планировки территории по причине его несоответствия Правилам землепользования и застройки ГО «Город Архангельск», утвержденным постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-п. Указано, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах зоны смешанной и общественно-деловой застройки О1-1 Правил землепользования и застройки. Градостроительным регламентом зоны О1-1 определены предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства: максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%, минимальная доля озеленения территории – 15%. В заключении указана дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений, наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях, сведения о количестве участников общественных обсуждений, которые приняли участие в общественных обсуждениях; реквизиты протокола общественных обсуждений, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений, что соответствует требованиям, предъявляемым к заключению, предусмотренным п. 22 ст. 5.1 ГрК РФ (в редакции на момент составления заключения).

Заключение подписано председателем Комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город Архангельск» ФИО7, т.е. уполномоченным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.

Заключение комиссии от 10.06.2021 было опубликовано в газете «Архангельск - город воинской славы».

Таким образом, указанное заключение соответствует предъявляемым к нему п. 22 ст. 5.1. ГрК РФ требованиям.

23.06.2021 главой городского округа «Город Архангельск» принято распоряжение №2508р «Об отклонении проекта планировки территории муниципального образования «Город Архангельск» в границах <адрес>, просп. Советских Космонавтов, <адрес>, просп. <адрес>ю 2,3791 га и направлении его на доработку».

Распоряжение было опубликовано в газете «Архангельск - город воинской славы».

Поскольку распоряжение об отклонении проекта планировки территории подписано главой городского округа «Город Архангельск» ФИО3, лицом, уполномоченным на его принятие, довод стороны ответчика о том, что ФИО3 является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.

Исходя из того, что заключение от 10.06.2021 является законным, срок проведения общественных обсуждений составил 54 рабочих дня с даты опубликования оповещения о начале общественных обсуждений (19.03.2021) до даты опубликования заключения о результатах общественных обсуждений (11.06.2021), срок проведения общественных обсуждений, регламентированный ФЗ №193-ФЗ от 13.07.2020, ответчиками нарушен.

Кроме того, нарушен срок подготовки заключения комиссии о результатах общественных обсуждений, предусмотренный п. 3.2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, который составляет 7 рабочих дней, исходя из даты проведения общественных обсуждений (15.04.2021) до даты изготовления заключения о результатах общественных обсуждений (10.06.2021).

Таким образом, сроки проведения отдельных процедур, а также срок оказания истцу муниципальной услуги (составил 94 рабочих дня) ответчиками были нарушены.

Поскольку по итогу муниципальная услуга была истцу оказана, допущенные ответчиком нарушения в части сроков ее предоставления существенными не являются, поскольку не влияют на волеизъявление лиц, имевших право принимать участие в общественных обсуждениях, все необходимые процедуры для принятия распоряжения были соблюдены.

Довод стороны истца о том, что формулировка заключения от 15.04.2021 «отклонить проект планировки» и формулировка заключения от 10.06.2021 «направить на доработку» не соответствует закону, подлежит отклонению, поскольку оспариваемое распоряжение содержит формулировку, соответствующую ч. 13 ст. 46 ГрК РФ, а заключение от 15.04.2021 применению не подлежит.

Довод истца о том, что распоряжение не содержит мотивов, по которым проект планировки территории отклонен и направлен на доработку, подлежит отклонению, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации, в частности ст. 5.1 ГрК РФ, на которую ссылается истец, это не предусмотрено, как и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Относительно основания для принятия оспариваемого распоряжения, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Правилами землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» от 29.09.2020 №68-п с изменениями предусмотрены предельные параметры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальных зон.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно части 1 статьи 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4); иные показатели (пункт 5).

Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 ст. 38 ГрК РФ предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п. 7 ст. 9 Правил землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, определенные градостроительными регламентами настоящих Правил, включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество надземных этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Для зоны смешанной и общественно-деловой застройки (О1-1) для жилой застройки установлен максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%, минимальная доля озеленения территории – 15%.

Исходя из анализа вышеприведенных норм закона и правил землепользования и застройки, устанавливающих параметры для земельного участка, суд приходит к выводу о том, что предельные параметры разрешенного строительства предусматриваются для каждого отдельного земельного участка.

Ссылку стороны истца на п. 3 ст. 8 Правил землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» суд полагает несостоятельной, поскольку указанное положение касается градостроительного плана земельных участков и планирования объекта капитального строительства в границах двух и более смежных земельных участков.

В данном случае объект капитального строительства планируется к размещению на одном земельном участке. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) не выдавался.

Кроме того, указанной нормой предусмотрена выдача ГПЗУ по заявлению правообладателя таких смежных земельных участков. Истец правообладателем земельного участка не является.

В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, проект планировки является основой для выдачи разрешения на строительство и не может быть произвольным.

Проект планировки должен соответствовать в том числе Правилам землепользования и застройки.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 12 Правил землепользования и застройки ГО «Город Архангельск» правом осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территории городского округа обладают физические и юридические лица, владеющие земельными участками, объектами капитального строительства на правах собственности и на иных видах прав согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Рассмотрев представленный истцом проект планировки территории, ответчик пришел к выводу о том, что он не соответствует Правилам землепользования и застройки ГО «Город Архангельск», поскольку не соблюден максимальный процент застройки в границах земельного участка , исходя из его графического изображения в проекте планировки.

Учитывая, что размещение объекта капитального строительства (жилого дома) предусмотрено на земельном участке , проект планировки не содержит характеристик о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства, а материалы по обоснованию проекта планировки территории не содержат обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, на основании которых возможно рассчитать максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, иного способа для определения соблюдения максимального процента застройки у ответчика не имелось.

Из графического изображения зоны планируемого размещения объекта капитального строительства следует, что максимальный процент застройки (40%) в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, не соблюден. Озеленение территории проектом не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для принятия оспариваемого распоряжения.

Поскольку оспариваемое распоряжение принято уполномоченным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, порядок его принятия соблюден, основания для принятия распоряжения и его содержание соответствуют закону, нарушения сроков проведения отдельных процедур и принятия итогового распоряжения существенными не являются, суд приходит к выводу о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для признания оспариваемого распоряжения незаконным, отсутствует.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации городского округа «Город Архангельск», Главе городского округа «Город Архангельск» ФИО3 о признании незаконным распоряжения от 23.06.2021 №2508р отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2021 года.

Судья И.С. Кирьянова