ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3755/202129 от 29.09.2021 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-3755/2021 29 сентября 2021 года

47RS0006-01-2021-004305-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Богдановой И.А.,

при секретаре Власовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованное лицо Администрация Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 3 июня 2021 года №2268 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 3 июня 2021 года № 2268 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что 29 апреля 2021 года административным истцом через филиал ГБУ ЛО МФЦ Гатчинский в Администрацию Гатчинского района ЛО в соответствии со ст. 15 п. 2 ст. 39.6 и ст. 39.15 ЗК РФ было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов. Заявление подавалось в единственном экземпляре. К заявлению были приложены документы: паспорт гражданина, схема расположения земельного участка. 03 июня 2021 года административным ответчиком было принято решение № 2268 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом в МФЦ данное решение поступило только 10 июня 2021 года и было выдано административному истцу 11 июня 2021 года. Административный истец полагает решение от 03 июня 2021 года № 2268 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, нарушает его права и законные интересы, лишает права на предоставление земельного участка в аренду. Оспариваемый отказ администрации возник на этапе предварительного согласования, который предшествует этапам формирования и предоставления земельного участка и сам по себе не влечет возникновения арендных правоотношений между заявителем и органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком. ФИО1 фактически оспаривается не сам отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а промежуточное решение административного ответчика, которое является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Таким образом, требования административного истца, связанные с оспариванием решения администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правовой характер, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным иском. Отказ административного ответчика основан на пп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, как отказ лицу, которому не предоставлено право на приобретение земельного участка без проведения торгов. При этом единственным требованием в силу п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ является требование быть гражданином РФ. ФИО1 при подаче заявления был предоставлен паспорт гражданина РФ. Также в решении Администрации указано, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует нормативным требованиям, а именно имеется чересполосица и не указан санитарный разрыв от транспортных коммуникаций. Административный истец просит предварительно согласовать предоставление земельного участка общей площадью 2496 кв.м., расположенные рядом земельный участки имеют приблизительно такую же или меньшую площадь. Истребуемый земельный участок не мешает размещению объектов недвижимости и рациональному использованию и охране земель, не нарушает требования земельного законодательства. Таким образом, вновь образуемый земельный участок не может быть признан чересполосицей, данный отказ не законен. Кроме того, в законодательстве РФ не предусмотрено такое понятие, как санитарный разрыв от транспортных коммуникаций, в связи с чем ссылка на это административного ответчика также не законна. Административный ответчик также ссылается на п. 4 Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762, которым установлены четкие критерии к составлению схемы расположения земельного участка, а именно: в схеме расположения земельного участка приводятся условный номер каждого земельного участка, проектная площадь, список координат характерных точек, изображение границ образуемого земельного участка, сведения об утверждении схемы расположения земельного участка. Таким образом, в схеме расположения земельного участка нет и не может быть указания на санитарные разрывы, на дороги и другие отступления от требований п. 6 Приказа. Ссылка административного ответчика является неправильным толкованием законодательства РФ. Административный истец полагает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду препятствует получению указанного земельного участка в аренду в дальнейшем, вследствие чего он вынужден обратиться с данным административным иском в суд.

Административный истец в судебном заседании требования настоящего иска поддержал, по изложенным в нем основаниям, представил дополнительные пояснения, согласно которым разрыв между планируемым земельным участком и участком с кадастровым номером может быть устранен при постановке образованного участка на кадастровый учет (л.д. 54-56).

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения (л.д. 38-41), в которых указал на тот факт, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного участка. Решение об отказе в предоставлении земельного участка на данной стадии может быть принято при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ. При рассмотрении заявления административного истца и представленной схемы расположения земельного участка было установлено, что между формируемым земельным участком и смежными земельными участками имеется чересполосица, часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в зоне санитарного разрыва от транспортных коммуникаций.

Представитель заинтересованного лица администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается уведомлением о получении судебной повестки (л.д. 51), в представленном суду заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, оставив вопрос об удовлетворении иска на усмотрение суда (л.д. 29).

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что 29 апреля 2021 года ФИО1 через филиал ГБУ ЛО МФЦ Гатчинский в Администрацию Гатчинского района ЛО в соответствии со ст. 15 п. 2 ст. 39.6 и ст. 39.15 ЗК РФ было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2496 кв.м. по адресу: <адрес>, в аренду без торгов (л.д. 17-19, 60-61).

К заявлению были приложены документы: паспорт гражданина и схема расположения земельного участка (л.д. 20-21, 25-26, 68-69).

Ответом администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 2268 от 04.06.2021 ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка в аренду на основании пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в качестве дополнительных оснований для отказа указано на наличие черезполосицы с земельными участками с кадастровыми номерами 47:23:0120004 и и нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне санитарного разрыва от транспортных коммуникаций (л.д. 14-16, 57-59).

В материалы дела представлено заключение Комитета строительства и градостроительного развития территории администрации ГМР ЛО от 21.09.2021г. (л.д. 70-76), из которого следует, что земельный участок площадью 2496 кв.м., находящийся в кадастровом квартале <адрес> по адресу: <адрес>, относится к зоне Ж-3 Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительных регламентов. Предельные размеры земельных участков для ведения огородничества составляют 1000 кв.м. Согласно карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки МО ФИО2 ГМР ЛО земельный участок частично расположен в зоне санитарных разрывов от транспортных коммуникаций.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков для личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен в ст. 39.15 ЗК РФ, п. 8 которой определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Так, согласно подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков, в частности, не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 11.9 ЗК РФ).

В соответствии с п. п. 1, 2, 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в частности, с учетом утвержденных документов территориального планирования и наличия зон с особыми условиями использования территории.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», предусмотрено, что схема подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, а также о зонах с особыми условиями использования территории.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные законодательством.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых в соответствии с подп. 2 и 3 данной нормы отнесены: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

К заявлению ФИО1 в администрацию Гатчинского муниципального района ЛО была приложена схема расположения земельного участка с указанием координат и характерных точек границ (л.д. 62,66).

Письмом администрации ГМР ЛО от 04 июня 2021 года N 2268 ФИО1 было указано на наличие черезполосицы с земельными участками с кадастровыми номерами и со ссылкой на п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и наличие в данном кадастровом квартале зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий (п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно выкопировки из карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки МО «Сяськелевское сельское поселение» ГМР ЛО земельный участок, испрашиваемый административным истцом относится к зонам ограничений с особыми условиями использования территорий: Н-3 – санитарные разрывы от транспортных коммуникаций.

Указанные зоны ограничений в представленной административным истцом схеме отсутствуют, что само по себе является отказом в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По смыслу приведенных норм, путем перераспределения земельного участка административного истца и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет образован новый земельный участок, который будет находится в пределах зоны санитарного разрыва от транспортных коммуникаций.

Таким образом, представленная административным истцом схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке и требованиям к образованию земельных участков, установленным в п. 12 ст. 11.10, п. п. 4, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. подготовлена без учета документа территориального планирования (генерального плана), зоны с особыми условиями использования территории, что в соответствии с подп. 2, 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию.

П. 1 ст. 39 16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов о том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение администрации ГМР ЛО, оформленное письмом от 04 июня 2021 года N 2268, соответствует закону, в связи с чем, суд не находит оснований к удовлетворению требований, заявленных в настоящим административном иске, в связи с чем иск подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованное лицо Администрация Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от 3 июня 2021 года № 2268 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

В окончательной форме решение суда принято 07.10.2021 года