Дело № 2а-685/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2017 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Чуйко К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г.Ижевска к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике, Шкляевой Н.А., Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании требования незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Ижевска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике, Шкляевой Н.А., Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании требования незаконным, мотивируя свои требования следующим.
10 декабря 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по УР Шкляевой Н.А. в рамках исполнительного производства от 16.07.2008 № <номер>, возбужденного на основании исполнительного листа от 11.04.2008, выданного Октябрьским районным судом г.Ижевска по делу № <номер> об обязании Администрации города Ижевска в полном объеме устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а именно, в течении действия муниципальной целевой комплексной программы по охране окружающей среды, утвержденной на период с 2004 года по 2008 год обеспечить выполнение проекта «Рекультивация полигона ТБО г.Ижевска, расположенного на 12 км Сарапульского тракта в Завьяловском районе УР» с соблюдением технологии, которая была одобрена экспертной комиссией государственной экологической экспертизы) в адрес Администрации г.Ижевска направлено требование в срок до 30.01.2015 исполнить решение Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 19.09.2006 по делу № 2-3324/06.
Администрация г.Ижевска считает указанное требование незаконным в силу следующего.
Должностным лицом ССП для исполнения решения Октябрьского районного суда г.Ижевска установлен срок - 30 января 2015 года. Учитывая, что требование направлено 10 декабря 2015, в силу объективных причин исполнить его не предоставляется возможным.
За период действия муниципальных программ по охране окружающей среды с 2004 по 2013 годы Администрацией г.Ижевска проведены мероприятия по реализации проекта рекультивации полигона ТБО по Сарапульскому тракту 2002 года на общую сумму 14 280 060 рублей, в том числе выполнены следующие мероприятия, соответствующие техническому этапу рекультивации полигона ТБО,
подготовка документации и вырубка леса, попадающего под автодорогу,
снятие и перемещение в валы растительного грунта,
разработка грунта бульдозером с перемещением (устройство обочин),
планировка площадей, верха и откосов земляных сооружений механизированным способом; укладка труб железобетонных под автодорогу,
устройство основания из щебня толщиной 25 см,
устройство покрытия дороги из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, толщиной 6 см.,
устройство дорожных насыпей бульдозерами,
уплотнение грунта катками,
строительно-монтажные работы по завозу илового осадка на тело полигона и планировке купола тела полигона,
работы по восстановлению обваловки полигона ТБО с целью предотвращения сброса свалочного фильтрата в р.Чультемка,
охрана полигона ТБО по муниципальному контракту,
завоз илового осадка для выравнивания тела полигона по утвержденным отметкам.
За период 2014 года Администрацией г.Ижевска проведены мероприятия технического этапа реализации проекта рекультивации полигона ТБО по Сарапульскому тракту на общую сумму 17 676 010 рублей, в т.ч. выполнены следующие мероприятия:
формирование тела полигона из существующего мусора в объеме 285 тыс.куб.м.,
устройство выравнивающего слоя грунтом 1 группы толщиной 450 мм в объеме 46,7 тыс.куб.м.,
отбор проб воды, воздуха, почвы на территории полигона ТБО и проведение их лабораторных исследований; выполнение проектных работ с выдачей заключения о необходимости корректировки ранее разработанного проекта рекультивации полигона ТБО по Сарапульскому тракту; осуществление круглосуточной охраны на полигоне ТБО.
К концу 2014 года основной объем работ по технической рекультивации (формирование тела свалки) подошел к завершению.
В соответствии с заключёнными муниципальными контрактами с АУ «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики», проводятся наблюдения за влиянием полигона ТБО по Сарапульскому тракту на окружающую среду. Производится мониторинг подземных, грунтовых, поверхностных и дренажных вод, атмосферного воздуха и почв.
Результаты исследований предоставляются в службу судебных приставов в соответствии с проектом рекультивации полигона и в сроки, установленные в требовании МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике от 21.07.2015 № <номер>
В соответствии с заключенным муниципальным контрактом с ООО «Альфард» от 12.05.2015 №<номер> осуществляется охрана объекта (полигона ТБО).
В соответствии с заключенным муниципальным контрактом с ООО «УралСтройПроект» от 19.05.2015 № <номер> полностью завершены работы по проведению проектно-изыскательских работ, корректировке рабочей документации и проведению экспертизы сметной документации по объекту: «Рекультивация полигона ТБО по Сарапульскому тракту». Результатом корректировки рабочей документации стало существенное изменение разработанного в 2002 году Проекта рекультивации полигона ТБО по Сарапульскому тракту, приведение его в соответствие с действующими нормами природоохранного и градостроительного законодательства, удешевление работ по проекту рекультивации полигона ТБО более чем на 63 млн.рублей.
Проектно-сметная документация по объекту «Рекультивация полигона ТБО по Сарапульскому тракту» прошла проверку определения сметной стоимости (имеет положительное заключение АНО «УРЦЦС» № <номер> от 15.10.2015) и утверждена в установленном порядке Приказом заместителя Главы Администрации г.Ижевска по градостроительству от 12.11.2015 № <номер>.
26 октября 2015 МКУ города Ижевска «Служба городского строительства» был объявлен аукцион на выполнение работ по планировке свалочного грунта на объекте «Рекультивация полигона ТБО по Сарапульскому тракту» по откорректированному проекту, но до окончания срока подачи заявок (03.11.2015) не было подано ни одной заявки от подрядчиков, в связи с чем, аукцион был признан не состоявшимся.
10 ноября 2015 был объявлен повторный аукцион на выполнение работ по планировке свалочного грунта на объекте «Рекультивация полигона ТБО по Сарапульскому тракту» по откорректированному проекту. Победителем аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью «Стройспецтехника». Однако в срок, установленный для подписания муниципального контракта (до 14.12.2015), победителем аукциона контракт подписан не был.
Таким образом, выполнять работы по исполнению решения Октябрьского суда г.Ижевска в настоящее время не предоставляется возможным.
В связи с вышесказанным, считают, что требование от 10.12.2015 №<номер> судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по УР Шкляевой Н.А. не основано на законе.
Просили требование от 10.12.2015 №<номер> судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по УР Шкляевой Н.А. признать незаконным и отменить.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии со ст.151 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.
В судебное заседание не явилась судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике Шкляева Н.А., поскольку в настоящее время в службе не работает. Представитель МРО по ОИП УФССП России по УР Степанова Л.Н., действующая на основании доверенности, просила иск оставить без удовлетворения, поскольку требование от 10 декабря 2015 года, Администрацией г.Ижевска частично выполнено, Администрацией г.Ижевска была предоставлена информация и документы, подтверждающие выполнение работ, кроме того, в 2016 году в адрес Администрации г.Ижевска направлялись неоднократные требования, в том числе производить мониторинг подземных и грунтовых вод, для осуществления которого предусмотрено устройство пяти скважин на прилегающей к полигону территории-ежемесячно для определения содержания в них химических веществ, установлены график предоставлениям данной информации.
Кроме того, Администрацией г.Ижевска пропущен срок на обжалование данного требования, уважительных причин для его восстановления административным истцом не предоставлено.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по УР в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии со ст. 151 КАС РФ, рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждое заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий установлен Федеральным законом от 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст.2 п.2 ст.4 Федерального закона "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В рамках указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель должен принять все допустимые меры для исполнения исполнительного документа. Меры принудительного исполнения, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", направлены на создание условий для исполнения судебного акта.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом исполнительного листа.
Согласно ст.12 Федерального закона 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель в силу положений законодательства обязан совершать исполнительные действия в соответствии с требованиями исполнительного документа. Изложенные в исполнительном документе предписания суда подлежат исполнению в строгом соответствии с содержанием действий, указанных в предписании, а принимаемые судебным приставом-исполнителем меры по исполнению исполнительного документа должны быть направлены на исполнение именно данного предписания.
Как установлено в ходе судебного заседания п производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по УР находится исполнительное производство от 16.07.2008 г № <номер>, возбужденного на основании исполнительного листа б\н от 11.04.2008 года, выданного Октябрьским районным судом г.Ижевска по делу № 2-3324/06, вступившему в законную силу 03.10.2006, предметом исполнения является об обязании Администрации г.Ижевска в полном объеме устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а именно, в течении действия муниципальной целевой комплексной программы по охране окружающей среду утвержденной на период с 2004 года по 2008 год обеспечить выполнение проекта «Рекультивация полигона ТБО гИжевска, расположенного на 12 км Сарапульского тракта в Завьяловском районе УР» с соблюдением технологии, которая была одобрена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
10 декабря 2015 года судебным приставом вынесено требование о об исполнении решения Октябрьского районного суда в срок до 30 января 2015 года. По мнению суда, судебным приставом ошибочно указана дата 30 января 2015 года, вместо 30 января 2016 года.
Администрация г.Ижевска обратилась в суд с заявлением о восстановлении процессуального срока для обжалования требования судебного пристава-исполнителя, ссылаясь на то обстоятельство, что первоначально административный иск ошибочно был подан в Первомайский районный суд г.Ижевска.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания и в целом сторонами не оспариваются.
Административный иск Администрации г.Ижевска к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике, Шкляевой Н.А., Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании требования незаконным, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям
В силу положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных июбнтересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Частью 3 ст.219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичная норма предусмотрена ст.122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ч.ч.5,7,8 ст.219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из указанных правовых норм, срок обращения с заявлением в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу ч.11 ст.226 КАС РФ лежит на заявителе.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что 18 декабря 2015 Администрация г.Ижевска обратилась в Первомайский районный суд г.Ижевска с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР, в котором просила признать незаконным и отменить требование судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП от 10 декабря 2015 б/н.
18 декабря 2015 судьей Первомайского районного суда г.Ижевска вынесено определение об оставлении административного искового заявления без движения до 13 января 2016 по причине того, что административное исковое заявление было подано с нарушением требований ст.125 и 126 КАС РФ.
13 января 2016 судьей Первомайского районного суда г.Ижевска вынесено определение о возврате административному истцу поданного заявления по причине не устранения недостатков в установленный срок.
В соответствии с отметками отделения почтовой связи определение суда от 18 декабря 2015 об оставлении административного искового заявления без движения было сдано на почту 21 января 2016 и получено административным истцом 25 января 2016. Определение суда от 13 января 2016 о возврате административному истцу поданного заявления было сдано на почту 27 января 2016 и получено административным истцом 29 января 2016.
Учитывая вышеизложенное, у административного истца отсутствовала возможность устранить недостатки в форме и содержании поданного административного искового заявления в установленный судом срок.
04.02.2016 Администрация г.Ижевска повторно обратилась в Первомайский районный суд г.Ижевска с указанным административным исковым заявлением в котором были устранены недостатки формы и содержания данного заявления. К административному исковому заявлению было приложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
04.02.2016 Первомайским районным судом г.Ижевска было вынесено определение о возврате административного искового заявления о признании незаконным и отмене требования судебного пристава-исполнителя от 10.12.2015 в связи с его неподсудностью Первомайскому районному суду г.Ижевска. В указанном определении разъяснено, что Администрация г.Ижевска вправе обратиться с данным административным исковым заявлением в Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Согласно входящего штампа на сопроводительном письме, определение Первомайского районного суда г.Ижевска от 04.02.2016 было получено административным истцом 26.02.2016.
Таким образом, по мнению Администрации г.Ижевска у них отсутствовала объективная возможность обратиться в Октябрьский районный суд г:Ижевска с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене требования судебного пристава-исполнителя от 10.12.2015 в установленный законом срок.
Таким образом, оснований, предусмотренных ч.6 ст.219 КАС РФ, для признания уважительной причины пропуска срока обращения в суд по требованию об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 15 марта 2015 года по мотивам его незаконности не усматривается.
При таких обстоятельствах суд отклоняет довод истца об уважительной причине пропуска процессуального срока по требованию об отмене требования судебного пристава-исполнителя от 10 декабря 2015 года, вынесенного в рамках исполнительного производства. При добросовестном пользовании правом обжалования действий судебного пристава-исполнителя административный истец мог своевременно оспорить требование судебного пристава-исполнителя и в суд, и в порядке подчиненности, в связи с чем оснований для восстановления Администрации срока обращения в суд с требованием об отмене требования судебного пристава-исполнителя у суда не имеется.
Принимая во внимание, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд полагает, что административное исковое заявление Администрации г.Ижевска к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике, Шкляевой Н.А., Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании требования незаконным, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное дело по административному иску Администрации г.Ижевска к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике, Шкляевой Н.А., Управлению федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании требования незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2017 года.
Председательствующий судья О.П.Карпова