ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3756/2021 от 23.12.2021 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3756/2021

55RS0005-01-2021-007453-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 23 декабря 2021 года

дело по административному иску ФИО1 к Омскому городскому Совету о признании бездействия незаконным, возложении обязанности прекратить полномочия члена комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором указал, что 22 ноября 2021 года им поданы документы для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска, порядок проведения конкурса определен Решением Омского городского Совета от 15 февраля 2017 года № 512.

В период с 18 октября 2021 года по 30 ноября 2021 года один из членов комиссии ФИО2 на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» разместил в отношении него посты, содержащие оценочные суждения, носящие оскорбительный характер, что его принадлежность к таким социальным группам как ЛГБТ-люди (в том числе гомосексуальные мужчины) не позволит ему участвовать в реальном голосовании, а также заявление о том, что решение по кандидатам принимает Аппарат Президента, а не Омский городской Совет и не комиссия по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска.

Таким образом, ФИО2 допущено неоднократное нарушение требований действующего законодательства, в том числе и п.3 ст.2 Решения Омского городского Совета от 15 февраля 2017 года № 512, который определяет в качестве одного из принципов работы комиссии объективную и непредвзятую оценку кандидата.

В связи с указанными обстоятельствами 02 декабря 2021 года им было направлено заявление в Омский городской Совет, в котором просил незамедлительно прекратить полномочия члена комиссии, однако данное обращение административным ответчиком не рассмотрено.

Считает, что проведение второго этапа конкурса, назначенного на 07 декабря 2021 года, в действующем составе комиссии нарушит его право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска в условиях объективности и беспристрастности его проведения, а также его трудовые права на замещение соответствующей должности.

На основании изложенного просил обязать Омский городской Совет прекратить полномочия члена комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска ФИО2

19 декабря 2021 года в суд поступило заявление от ФИО1, в котором он указал, что комиссией по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска в незаконном составе ФИО2 проведены второй и третий этапы конкурса, на основании которых постановлением Омского городского Совета от 15 декабря 2021 года № 1270 Мэром г. Омска избран ФИО3 На основании изложенного просил признать незаконным данное Постановление, обязать Омский городской Совет провести новый конкурс по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска. При этом указал, что восстановление его прав посредством первоначально заявленных требований не представляется возможным, их удовлетворение не устранит допущенные нарушения его прав. Судом отказано в удовлетворении ходатайства о принятии указанного заявления в связи с тем, что в нарушение ст. 46 КАС РФ административным истцом одновременно был изменен как предмет, так и основание исковых требований. ФИО1 не лишен права на предъявление данных требований в самостоятельном производстве.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении первоначально заявленных требований. При этом пояснил, что высказанный ФИО2 характер публикаций свидетельствует о предвзятом отношений к его кандидатуре, а также о неприязненном, ненавистническом отношении к социальной группе ЛГБТ, сторонникам Навального и КПРФ. Своим поведением ФИО2 допустил нарушение принципа работы конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска по объективной и непредвзятой оценке кандидатов.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д.27), в судебном заседании требования не признал ввиду необоснованности. Указал, что обращение административного истца было рассмотрено, ему своевременно направлен ответ на данное заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу п.1 ч.2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (ч.2.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

На основании ч.1 ст. 3 Закона Омской области от 06 ноября 2014 года № 1674-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Омской области" глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Пунктом 1 ст. 18 Устава города Омска предусмотрено, что Мэр города Омска является высшим должностным лицом города Омска и избирается Омским городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет Администрацию города Омска. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска устанавливается Омским городским Советом.

Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).

В целях реализации предоставленных муниципальному образованию полномочий Омским городским Советом 15 февраля 2017 года принято Решение № 512 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска» (далее-Решение).

В соответствии со ст. 3 Решения комиссия формируется в количестве 14 человек, половина членов комиссии назначается Губернатором Омской области, половина-Омским городским Советом.

Пункт 4 ст. 4 Решения предусматривает, что два члена комиссии утверждаются из числа граждан, которым присвоено звание "Почетный гражданин города Омска".

Остальные пять членов комиссии являются представителями фракций Омского городского Совета, по одному представителю от фракции.

В соответствии со ст. 8 Решения Омского городского Совета от 15 февраля 2017 года № 512

1. Конкурс проходит в три этапа:

1) предоставление документов;

2) рассмотрение представленных документов и регистрация кандидата;

3) собеседование с кандидатом.

4. Итогом конкурса является вынесение кандидатур на должность Мэра города Омска на рассмотрение Омского городского Совета.

Первой датой проведения конкурса является дата окончания приема документов.

Второй датой проведения конкурса является дата рассмотрения комиссией документов, представленных кандидатом.

Третьей датой проведения конкурса является дата собеседования комиссии с кандидатом (ст.9 Решения - даты проведения конкурса).

Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска дата проведения первого этапа конкурса: окончания приема документов была определена на 06 декабря 2021 года; дата проведения второго этапа конкурса: рассмотрение представленных документов и регистрация кандидатов назначена на 07 декабря 2021 года; дата проведения третьего этапа конкурса: собеседование с зарегистрированными кандидатами назначена на 09 декабря 2021 года.

Как указано в п. 11 ст.4 Решения, если член комиссии от Омского городского Совета нарушает действующее законодательство, в том числе нарушает положения настоящего Решения, Омский городской Совет вправе прекратить полномочия данного члена комиссии. Назначение нового члена комиссии производится по правилам, установленным частью 10 настоящей статьи.

Постановлением Омского городского Совета от 29 сентября 2021 года № 1189 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска от Омского городского Совета» в состав комиссии от фракции Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ в Омском городском Совете был включен ФИО2 (л.д.46).

Из административного искового заявления ФИО1 следует, что 22 ноября 2021 года им в Омский городской Совет были поданы документы для участия в конкурсе на должность Мэра г. Омска.

02 декабря 2021 года ФИО1 направил административному ответчику заявление, в котором указал, что является лицом, претендующим на должность Мэра г. Омска. Один из членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска ФИО2 в нарушение действующего законодательства неоднократно и демонстративно допускал в размещенных им в социальной сети «ВКонтакте» постах оскорбительные выражения, угрожал возбуждением уголовного дела в отношении него, высказывания в отношении преследования геев и бисексуалов свидетельствует о разжигании ненависти к соответствующей социальной группе.

В связи с изложенным и в соответствии с п.11 ст. 4 Решения Омского городского Совета от 15 февраля 2017 года № 512 в целях соблюдения принципов работы комиссии и соблюдения права на непредвзятую оценку просил прекратить полномочия члена комиссии ФИО2, к заявлению приложил распечатку указанных в заявлении публикаций (л.д.8, 9-13).

Оспаривая проявленное административным ответчиком бездействие, ФИО1 в административном исковом заявлении утверждал, что его обращение от 02 декабря 2021 года Омским городским Советом не рассмотрено, меры по исключению члена конкурсной комиссии ФИО2 не приняты.Вместе с тем, как усматривается из представленных административным ответчиком документов, 03 декабря 2021 года административному истцу был направлен ответ, из которого усматривается, что Омский городской Совет не поддерживает мнение ФИО2, ему указано на необходимость соблюдения правил этики. Прекратить его полномочия как члена конкурсной комиссии невозможно, т.к. прекращение полномочий членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска осуществляется Омским городским Советом, очередное заседание которого состоится 15 декабря 2021 года (л.д.50).

Факт получения данного ответа, но уже после обращения в суд, ФИО1 не оспаривал в судебном заседании, тем не менее, настаивал на прекращении полномочий члена конкурсной комиссии ФИО2

Оценивая правомерность заявленных требований, суд отмечает следующее.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 22 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2006 года N 59-ФЗ).

Статьей 10 ФЗ Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Исходя из анализа изложенных выше положений закона, административный ответчик самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать уполномоченный орган принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное решение и дать соответствующий ответ, который, по мнению заявителя, представляется правильным.

В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона от 22 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, и не оспаривается административным истцом, его письменное обращение от 02 декабря 2021 года было рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом Омского городского Совета, по существу поставленного в обращении вопроса в установленном законом порядке и сроки подготовлен и направлен мотивированный ответ, который получен административным истцом.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.

Судом установлено, что утверждения административного истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Отсутствие желаемого для него результата рассмотрения заявления об исключении ФИО2 из членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска не свидетельствует о проявленном Омским городским Советом бездействии.

Кроме того, суд учитывает следующие установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства.

07 декабря 2021 года на втором этапе конкурса ФИО1 был зарегистрирован в качестве кандидата на должность Мэра г. Омска, при этом член комиссии ФИО2 участия в голосовании по кандидатуре ФИО1 не принимал (л.д.32).

Следовательно, указанные в административном иске доводы ФИО1 о том, что проведение второго этапа конкурса с участием ФИО2 нарушит один из принципов работы комиссии на объективную и непредвзятую оценку кандидатов являются несостоятельными.

Конкурс по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска состоялся 09 декабря 2021 года, участие в работе комиссии приняли 14 членов комиссии. В ходе заседания проведено индивидуальное собеседование, затем - процедура голосования за каждого участника конкурса.

Согласно протоколу результатов голосования конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска за кандидатов на должность Мэра г. Омска от 09 декабря 2021 года в бюллетень для поименного голосования внесено 26 кандидатур, в голосовании приняло участие 14 членов комиссии.

При подсчете голосов победителями конкурса признаны два кандидата: ФИО3, набравший 13 голосов из 14 голосов членов комиссии, ФИО5, набравший 11 голосов, три кандидата: ФИО6, ФИО7 и ФИО8 набрали по одному голосу, остальные кандидаты - ни одного голоса (л.д.47-49).

Таким образом, вопреки доводам административного истца, исключение ФИО2 из членов комиссии не повлияло бы на результаты проведенного конкурса, поскольку за ФИО1 не проголосовал ни один из 14 членов конкурсной комиссии.

На заседании Омского городского совета от 15 декабря 2021 года Мэром г. Омска избран ФИО3, о чем вынесено постановление № 1270 (л.д.56).

Согласно ч.2 ст.5 Решения Омского городского Совета от 15 февраля 2017 года № 512 последним днем полномочий комиссии является день вступления в силу Постановления Омского городского Совета об избрании Мэра г. Омска.

Представитель административного ответчика указал, что в соответствии с ч. 6 ст.45.2 Регламента Омского городского Совета Постановление Омского городского Совета об избрании Мэра г. Омска от 15 декабря 2021 года планируется к опубликованию на 28 декабря 2021 года, 29 декабря 2021 года Постановление вступит в законную силу, на следующий день полномочия членов конкурсной комиссии прекратятся.

На момент рассмотрения дела выборы Мэра г. Омска уже состоялись, а конкурсная комиссия в составе ФИО2 создана на период избрания Мэра г. Омска, которое состоялось 15 декабря 2021 года, срок полномочий данной комиссии истекает 30 декабря 2021 года. Следовательно, объективно отсутствует способ восстановления права, на нарушение которого ссылался административный истец. Действия административного ответчика по рассмотрению обращения заявителя не повлекли за собой нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1, не создали препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Отсутствие совокупности таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия Омского городского Совета требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Омскому городскому Совету о признании бездействия незаконным, возложении обязанности прекратить полномочия члена комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу. Мотивированное решение составлено 28.12.2021.