ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-375/19 от 03.10.2019 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело № 2а-375/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дагестанские Огни 03 октября 2019 г.

Городской суд г. Дагестанские Огни РД в составе:

председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,

при помощнике судьи Мурадове А.Н., секретаре Ахмедовой Э.А,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Дагестанские Огни Тагировой Ш.Х.,

представителя административного ответчика – председателя собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» - Гафарова М.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика – главы городского округа «город Дагестанские Огни» - Абакарова И.Т., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому требованию и.о. прокурора г. Дагестанские Огни к Собранию депутатов ГО «город Дагестанские Огни» об обязании исключить из штатного расписания должности заместителя председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» и привести штатное расписание в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан», обязании главы ГО «город Дагестанские Огни» и Собрание депутатов ГО «город Дагестанские Огни» привести ст.26 Устава ГО «город Дагестанские Огни» в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательств, предусмотренными Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом РД от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне муниципальных должностей и реестры должностей муниципальной службы РД», Постановлением РД от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД»,

у с т а н о в и л :

И.о. прокурора г. Дагестанские Огни Рагимов Р.А. обратился в суд с иском к Собранию депутатов ГО «город Дагестанские Огни» об обязании исключить из штатного расписания должности заместителя председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» и привести в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне муниципальных должностей и реестры должностей муниципальной службы Республики Дагестан».

Решением городского суда г. Дагестанские Огни ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования и.о. прокурора об обязании исключить из штатного расписания должности заместителя председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» и привести штатное расписание в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было отменено и направлено в суд первой инстанции для рассмотрения требований прокурора в рамках административного судопроизводства.

В последующем и.о. прокурора г.Дагестанские Огни Гаджиахмедов К.Г. обратился с дополнительными требованиями к Собранию депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» и администрации ГО «город Дагестанские Огни» об обязании собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» привести ст.26 Устава ГО «город Дагестанские Огни» в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательств, предусмотренными Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом РД от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне муниципальных должностей и реестры должностей муниципальной службы РД», Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД».

Требования прокурора с учетом дополнений мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения представительным органом – Собранием депутатов требований Закона Республики Дагестан «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>».

Установлено, что решениями Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» за от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО7 и Гафаров М.Ф. избраны на должности заместителей председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» на постоянной основе.

Распоряжением председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» за от ДД.ММ.ГГГГ на 2018 год утверждена смета расходов и штатное расписание Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», в которое включены две должности заместителей председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни».

Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне муниципальных должностей и реестры должностей муниципальной службы Республики Дагестан» утвержден перечень муниципальных должностей в <адрес>, в который, наряду с другими, вошла и должность заместителя председателя представительного органа муниципального образования.

Согласно преамбуле вышеуказанного Закона, муниципальная должность -заместитель председателя представительного органа образуется в муниципальном образовании с численностью населения свыше 50 тыс. человек.

Из информации руководителя Росстата по РД в г.Дагестанские Огни от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что на ДД.ММ.ГГГГ численность населения городского округа «город Дагестанские Огни» составляет 29401 человек. В соответствии со ст.3 Закона РД при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются соответственно наименования муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, предусмотренные Перечнем муниципальных должностей в <адрес> и Реестром должностей муниципальной службы в <адрес>.

Нарушения требований Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы Республики Дагестан» не могут быть допустимыми и требовало незамедлительного их устранения, в связи с чем прокуратурой города в адрес председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» внесено представление.

Акт прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен, нарушения не устранены.

В качестве одного из оснований для отклонения акта прокурорского реагирования указано на эффективность использования бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности Собрания депутатов, то есть, расходы на содержание заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, не превышают расходы на содержание депутата Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», осуществляющего свои полномочия также на постоянной основе.

В соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ в целях оптимизации штатной численности работников аппарата органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Дагестан и упорядочения расходов на их содержание Правительством РД издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД, а также размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в РД.

Согласно статье 2 названного Постановления при определении нормативов формирования расходов в части размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов и окладов за классный чин муниципальных служащих муниципальные образования в <адрес> распределяются по группам оплаты труда

Группы оплаты труда устанавливаются исходя из статуса соответствующего муниципального образования и численности населения муниципального образования. В зависимости от указанных показателей муниципальные образования распределяются по группам оплаты труда следующим образом;

а) муниципальные районы, городские округа и районы в городе:

-II группа - от 500 до 1000 тыс. человек;

-III группа - от 250 до 500 тыс. человек;

-IV группа - от 100 до 250 тыс. человек;

-V группа - от 50 до 100 тыс. человек;

-VI группа - до 50 тыс. человек.

Согласно ст.3 Постановления конкретные размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим, а также порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством.

Согласно вышеуказанному постановлению в муниципальных образованиях 6-й категории, куда и относится город Дагестанские Огни (численность населения менее 50 тыс. человек), не предусмотрена должность заместителя председателя представительного органа.

Между тем, согласно расчетам о ежемесячных размерах оплаты труда лиц, замещающих должности в Собрании депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», представленной главой городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ, должностные оклады заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» и депутата Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» составляют следующие суммы, а именно:

-заместитель председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» должностной оклад- 16601 руб.;

-ежемесячное денежное поощрение-14941 руб.;

-единовременные выплаты-33202 руб.;

-материальная помощь-33202 руб.

-депутат Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» должностной оклад - 10829.1 руб.;

-ежемесячное денежное поощрение-9746.19 руб.;

-единовременные выплаты-21658.2 руб.;

-материальная помощь-21658.2 руб.

В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Российская Федерация является правовым государством с точным и единообразным исполнением законов на всей ее территории.

Собранием депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» грубо нарушаются требования Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы Республики Дагестан» и Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан».

Кроме того, в ходе изучения Устава городского округа «город Дагестанские Огни», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ст. 26 Устава не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно ст. 26 Собрание депутатов самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Председатель Собрания депутатов и заместители председателя Собрания депутатов избираются депутатами Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, принятым Собранием депутатов. Председатель Собрания депутатов руководит работой Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов. Председатель Собрания депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов, подписывает решения Собрания депутатов.

Заместители председателя Собрания депутатов наделяется собственными полномочиями, осуществляет свои функции в соответствии с решением о распределении обязанностей, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов, или невозможности выполнения им своих обязанностей на заместителя председателя Собрания депутатов возлагаются обязанности председателя Собрания депутатов, в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания депутатов и т.д.

Таким образом, введением в ст. 26 Устава должности заместителей председателя Собрания депутатов нарушаются требования Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы Республики Дагестан», согласно которому должность заместителя председателя в муниципальном образовании с численностью менее 50 000 населения, коим является ГО «город Дагестанские Огни», не предусмотрено.

В своих письменных возражениях председатель Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Считал исковые требования необоснованными по следующим причинам.

Согласно приложению N 1 к Закону Республики Дагестан "О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>" заместитель председателя представительного органа муниципального образования предусмотрен в муниципальном образовании с численностью населения свыше 50 тыс. человек.

В перечне муниципальных должностей в Республике Дагестан согласно приложению N 1 одним из основных критериев классификации муниципальных должностей является количество населения в муниципальном образовании, которое не предусмотрено федеральным законом.

Применение указанного критерия приводит к тому, что должности с одними и теми же функциональными признаками относятся к разным группам, в результате чего квалификационные требования к высшей, главной, ведущей и старшей группе должностей различны. Между тем, функциональные признаки данных должностей должны быть едины, что зафиксировано в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Названным положением нарушаются основные принципы муниципальной службы, закрепленные в пунктах 3 и 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ.

Введение критериев классификации муниципальных должностей в зависимости от количества населения в муниципальном образовании, может быть расценена как функциональный признак должности муниципальной службы, поскольку от численности населения может зависеть объем должностных обязанностей лиц, замещающих должности муниципальной службы.

Часть 1 статьи 26 Устава ГО «город Дагестанские Огни» определено: собрание депутатов самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат. В соответствии с ч.5 ст.26 Устава председатель Собрания депутатов и заместитель председателя избираются депутатами на срок полномочий.

Что касается оплаты труда заместителей председателя.

Пунктом 2 Постановления Правительства РД от 10.07.2010г. «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД» рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, а также размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы, применительно к нормативам, утвержденным данным постановлением.

Считает, что выполнение условий, указанных в приложении N 1 к Закону РД "О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан", что заместитель председателя представительного органа муниципального образования предусмотрен в муниципальном образовании с численностью населения свыше 50 тыс. человек нарушает основные принципы муниципальной службы, закрепленные в пунктах 3 и 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ, в связи с чем ссылка на него основан на неправильном толковании закона.

В судебном заседании помощник прокурора г. Дагестанские Огни Тагирова Ш.Х. поддержала требования прокурора по изложенным в административном исковом заявлении доводам и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» Гафаров М.Ф. против удовлетворения административных исковых требований и.о. прокурора возражал по основаниям, указанным в отзыве, считал их незаконными и необоснованными.

В своих объяснениях Гафаров М. показал, что Решением Собрания депутатов за от ДД.ММ.ГГГГ в Регламент Собрания депутатов внесены изменения и решением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая структура Собрания депутатов. Во вновь утвержденной структуре отсутствуют должности заместителей председателя Собрания, работающих на постоянной основе, т.е. структура Собрания приведена в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ. Однако все решения Собрания по внесению изменений в структуру Собрания депутатов, принятые нынешним, действующим созывом депутатов, распространяются лишь на Собрание депутатов нового созыва, т.е. только, после завершения срока полномочий Собрания депутатов нынешнего созыва, принявшего решение.

Касаемо дополнительных требований и.о. прокурора о приведении Устава ГО «город Дагестанские Огни» в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ утверждал, что действующий Устав городского округа полностью соответствует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», так как данный закон не содержит запрета представительным органам иметь в своей структуре заместителя председателя представительного органа, вообще. Прерогатива формирования муниципальных представительных органов представлена самим представительным органам в соответствии с действующим законодательством. Устав 3 раза прошел экспертизу и регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Если б Устав не соответствовал действующему федеральному законодательству, в том числе и ФЗ РФ, он не прошел бы экспертизу и регистрацию в структурах Минюста РФ.

Считал, что сам Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует федеральному законодательству, так как содержит запреты и ограничения, не предусмотренные ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В частности, Закон РД содержит запреты на содержание заместителей по количеству населения, проживающих в данном муниципальном образовании. Федеральным законом такие ограничения не предусмотрены. При принятии закона РД не учли возможность наличия должностей заместителя председателя Собрания, если это не требует финансовых расходов, т.е. работа на непостоянной основе. Аналогичные нарушения и не соответствие федеральному законодательству допущены при издании Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ. При формировании рекомендации по утверждению структур представительных органов в РД не сделаны разграничения для заместителей председателя, работающих на постоянной и на непостоянной основе. Для разъяснения требований вышеуказанного Закона РД , запрещающих в муниципалитетах с численностью до 50 тыс. населения в Собрании иметь должности заместителя председателя, необходимо обратиться в Конституционный суд.

Прекращение полномочий действующих заместителей Собрания депутатов невозможно, так как, исключив из структуры и штатного расписания нынешнего Собрания депутатов в городском округе «город Дагестанские Огни» должности заместителя Собрание депутатов, Собрание останется без руководителя, работающего на постоянной основе, поскольку в данном созыве Собрание депутатов функционирует при председателе Собрания, работающем на непостоянной основе.

Согласно Постановлению предусмотрены расходы на содержание штатов. Поскольку председатель Собрания занимает должность не на платной основе, Собрание посчитало нужным, что необходимы два заместителя, каждый из которых будет курировать три комиссии. Зарплату заместителю они установили в размере 70 % от зарплаты председателя. Этим, считает, они сэкономили средства бюджета. Заместителей выбрал коллегиальный орган местного самоуправления. Ежегодно они экономят средства, у них нет перерасхода. Постановление 2010 года , на которое ссылается истец, давно забыто, на него не следует ссылаться. Они установили на собрании депутатов фонд оплаты труда заместителя, который составил 70 % от оплаты труда председателя собрания. Закон им не запрещает утверждать структуру. Они оптимизируют расходы на содержание штатов, так как это рекомендует постановление .

Несмотря на то, что согласно Закону РД при численности населения менее 50 тыс. человек не предусмотрен заместитель председателя, им рекомендовано введение штата заместителя. Это сделано для улучшения эффективности работы. Должности заместителей председателя необходимы, чтобы было легче управлять собранием депутатов, чтобы депутаты подчинялись им, не только председателю, и так легче распределить обязанности. Представителя административного ответчика – главы городского округа «город Дагестанские Огни» Абакаров И.Т. в удовлетворении требований и.о. прокурора просил отказать, по тем основаниям, что Устав ГО «город Дагестанские Огни» уже проходил экспертизу и зарегистрирован в Минюсте РД, что говорит о его соответствии действующему законодательству.

Выслушав объяснения и доводы помощника прокурора г. Дагестанские Огни Тагировой Ш.Х., представителей ответчиков – Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» и главы ГО «город Дагестанские Огни» – Гафарова М.Ф. и Абакарова И.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокуроры в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (стст. 6, 15 Конституции РФ).

В соответствии с ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п.2).

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п.4).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1 статьи 34 Закона предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 22 Устава ГО «город Дагестанские Огни», принятого решением Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ, структуру органов местного самоуправления города составляют: представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов городского округа; глава муниципального образования - глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган городского округа); контрольно-счетный орган городского округа.

Согласно п.2 ст. 26 Устава Собрание депутатов самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Председатель Собрания депутатов и заместители председателя Собрания депутатов избираются депутатами Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, принятым Собранием депутатов.

Заместители председателя Собрания депутатов наделяется собственными полномочиями, осуществляет свои функции в соответствии с решением о распределении обязанностей, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов, или невозможности выполнения им своих обязанностей на заместителя председателя Собрания депутатов возлагаются обязанности председателя Собрания депутатов, в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания депутатов (п.5 ст. 26 Устава).

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы Республики Дагестан» утвержден перечень муниципальных должностей в <адрес>, в число которых входит и должность заместителя председателя представительного органа муниципального образования.

Согласно Закону муниципальная должность – заместитель председателя представительного органа – вводится исключительно в муниципальном образовании с численностью населения свыше 50 тыс. человек.

Как следует из информации руководителя Росстата по РД в г.Дагестанские Огни от ДД.ММ.ГГГГ за , на ДД.ММ.ГГГГ численность населения городского округа «город Дагестанские Огни» составляет 29 401 человек.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются соответственно наименования муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, предусмотренные Перечнем муниципальных должностей в <адрес> и Реестром должностей муниципальной службы в <адрес>.

Между тем, в судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО7 и Гафаров М.Ф. избраны заместителями председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни».

Согласно п.4 ст.5 Регламента Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» , принятого Решением Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями, два заместителя председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» действующего созыва, осуществляют свои полномочия на постоянной основе, третий – на не постоянной основе. Заместителям председателя Собрания депутатов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются денежные вознаграждения и иные выплаты в размере 70 % денежного вознаграждения и иных выплат председателя Собрания депутатов.

Согласно тому же Регламенту (п.2 ст.4) председатель Собрания депутатов осуществляет свои полномочия в Собрании депутатов на непостоянной основе.

Распоряжением председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» за от ДД.ММ.ГГГГ на 2019 год утверждена смета расходов и штатное расписание Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», в которое включены также две должности заместителей председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни».

Принесенное прокурором г. Дагестанские Огни представление в адрес Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» об устранении нарушений требований Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и исключении из штатного расписания Собрания депутатов должности заместителя председателя отклонено Собранием.

Возражая против заявленных требований прокурора об исключении из штатного расписания Собрания должности заместителя председателя, представитель административного ответчика свои доводы аргументировал тем, что положением Закона РД о том, что в муниципальном образовании с численностью населения менее 50 тыс. человек не предусмотрена должность заместителя председателя Собрания, нарушаются основные принципы муниципальной службы, закрепленные в пунктах 3 и 7 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе», а именно равного доступа граждан к данному виду службы, считал, что закон РД противоречит федеральному закону, в связи с чем при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться федеральным законодательством и не принимать во внимание названный Закон РД. Кроме того, считал, что, когда председатель Собрания депутатов исполняет свои полномочия на непостоянной основе, наличие должностей заместителей председателя на постоянной основе необходимо в целях сохранения управляемости самого Собрания депутатов, качества выносимых Собранием решений.

Эти доводы представителя административного ответчика суд находит необоснованными, несостоятельными, не соответствующими фактическим обстоятельствам и противоречащими законодательным нормам.

Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы Республики Дагестан» не противоречит Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как об этом заявлял представитель административного ответчика Гафаров М.Ф., принят в соответствии с ним и в его развитие.

Кроме того, Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) в целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, а также размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в Республике Дагестан.

Рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, а также размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы, применительно к нормативам, утвержденным настоящим постановлением.

При определении нормативов формирования расходов в части размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, должностных окладов и окладов за классный чин муниципальных служащих муниципальные образования в Республике Дагестан распределяются по группам оплаты труда, которые устанавливаются исходя из статуса соответствующего муниципального образования и численности населения муниципального образования. В муниципальных образованиях 6-й группы, к которой относится г.Дагестанские Огни, с численностью населения менее 50 тыс. Человек, не предусмотрена должность заместителя председателя представительного органа.

Статьей 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Собрание депутатов ГО «город Дагестанские Огни» состоит из 22 депутатов. Исходя из этого числа, в соответствие с действующим законодательством только два депутата могут работать на постоянной основе: председатель Собрания и еще один депутат. А поскольку председатель нынешнего Собрания работает не на постоянной основе, Собрание вправе иметь второго депутата, работающего на постоянной, платной, основе. Введение же должностей заместителей председателя Собрания депутатов противоречит вышеприведенным законам и подзаконным актам.

Доводы представителя административного ответчика о том, что два заместителя председателя Собрания депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, получают заработную плату меньше, чем его получал бы председатель Собрания, если осуществлял свои полномочия на постоянной основе, что их наличие необходимо в целях сохранения управляемости самого Собрания депутатов и для качества выносимых Собранием решений, являются несостоятельными, арифметически ошибочными и юридически ничтожными.

Согласно расчетам о ежемесячных размерах оплаты труда лиц, замещающих должности в Собрании депутатов городского округа «город Дагестанские Огни», представленной главой городского округа «город Дагестанские Огни» от ДД.ММ.ГГГГ, должностные оклады заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» и депутата Собрания депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» составляют следующие суммы, а именно:

-заместитель председателя Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» должностной оклад- 16 601 руб.;

-депутат Собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» должностной оклад – 10 829.1 руб.

Соответствующим образом разнятся и всякого рода доплаты к этим окладам.

Кроме того, в соответствие с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа «город Дагестанские Огни», утвержденным решением Собрания ГО «город Дагестанские Огни» ДД.ММ.ГГГГ, указанные лица имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет бюджета того органа местного самоуправления городского округа, в котором лицо, претендующее на доплату к пенсии, замещало муниципальную должность. Данная доплата также исчисляется из выплат по замещаемой муниципальной должности.

Это, вопреки доводам представителя административного ответчика, свидетельствует о дополнительной, в нарушение закона, нагрузке на бюджет города, который, как заявил в судебном заседании сам представитель административного ответчика, на 80 % является дотационным.

Его же довод о том, что финансирование деятельности органа местного самоуправления осуществляется за счет собственных доходов бюджета городского округа, также не может быть признан обоснованным, поскольку у бюджета муниципального образования, помимо расходов, связанных с содержанием собственно муниципальных органов, есть другие статьи расходов, на которые, как правило, средств не хватает.

Доводы представителя административного ответчика о том, что решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в регламент Собрания депутатов внесены изменения, и решением от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая структура Собрания депутатов, в которой отсутствуют должности заместителей председателя Собрания, работающих на постоянной основе, т.е. структура Собрания приведена в соответствие с требованиями Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ, являются ошибочными и необоснованными, поскольку в новой структуре также утверждена должность заместителя представительного органа (на непостоянной основе). Между тем, осуществление полномочий заместителей председателя Собрания депутатов, будь то на постоянной основе или на не постоянной основе, вышеупомянутым Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено в таких муниципальных образованиях как ГО «город Дагестанские Огни» с численностью населения менее 50 тыс. человек. Кроме того, данное решение о внесение изменений в структуру Собрания депутатов в соответствии с ч.8 ст.34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ распространяется лишь на Собрание депутатов нового созыва, т.е. только после завершения срока полномочий Собрания депутатов нынешнего созыва, принявшего решение.

Исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии с ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что введение должности заместителя председателя Собрания депутатов г.Дагестанские Огни противоречит действующему законодательству, не имеет ничего общего с экономией бюджетных средств, осуществлено с целью удовлетворения амбиций конкретных личностей, а, следовательно, требования и.о. прокурора г.Дагестанские Огни к Собранию депутатов ГО «город Дагестанские Огни» являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем требования и.о. прокурора в части обязании главы ГО «город Дагестанские Огни» привести ст.26 Устава ГО «город Дагестанские Огни» в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательств, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку глава ГО «город Дагестанские Огни» не исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования и соответственно не уполномочен внести изменения и дополнения в устав муниципального образования.

При таких обстоятельствах административные исковые требования и.о. прокурора подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования и.о. прокурора г. Дагестанские Огни удовлетворить частично.

Обязать Собрание депутатов городского округа «город Дагестанские Огни» исключить из штатного расписания должности заместителя председателя собрания депутатов ГО «город Дагестанские Огни» и привести штатное расписание в соответствие с требованиями Закона Республики Дагестан №28 от 10.06.2008 (в ред. от 14.04.2014) «О Перечне муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Дагестан», а также привести ст.26 Устава ГО «город Дагестанские Огни» в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательств, предусмотренными ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом РД №28 от 10.06.2008 «О перечне муниципальных должностей и реестры должностей муниципальной службы РД», Постановлением Правительства РД №23 от 14.07.2010 «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований и.о. прокурора г. Дагестанские Огни отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. Дагестанские Огни в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 октября 2019 г.

Судья Магамедов Ш.М.