ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-375/19 от 22.01.2019 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело №2а-375/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 22 января 2019 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика администрации ***ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «***» *** о признании постановления незаконным,

установил:

ФИО1 (административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «***» *** (административный ответчика, администрация) о признании незаконным постановления «Об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установлении сервитута» *** от ***. В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. На нем расположен жилой дом, хозяйственные постройки, производятся посадка и сбор урожая. Земельный участок нуждается в обработке, на него необходимо завозить строительные материалы для ремонта жилого дома и строительства хозяйственных построек. Со стороны *** на земельный участок доступ (заезд) невозможен, т.к. вдоль *** соседних с ним домов проходит надземная теплотрасса, под которой расположена сточная канава по всей длине улицы. Со стороны *** (противоположной ***), въезд на земельный участок возможен, что делает более удобным и рациональным работы на земельном участке и у жилого дома. ***ФИО1 была подано в администрацию заявление о выдаче разрешения на предоставление территории для въезда на свой земельный участок. В течении 3–х суток были донесены документы к заявлению: копия паспорта и копия схемы границ земель на кадастровым плате территорий. Постановлением администрации *** от ***ФИО1 отказано в выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установлении сервитута, поскольку отсутствовал документ удостоверяющий личность и схемы границ земель на кадастровом плате территории на электронном носителе в форме ГИС ИнГое (IDF), а также был неправильно указан срок, на который запрашивается разрешение. С данным постановлением она не согласна. Считает, что административный регламент, утвержденный администрацией, не может противоречить федеральному закону, а именно Постановлению Правительства РФ от ****** в части дополнительно требования предоставления схемы на электронном носителе. Также нарушен срок предоставления муниципальной услуги. Просит признать незаконным постановление администрации *** от ***.

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО7 в судебном заседании требования административного иска поддержали.

Представитель административного ответчика администрации МО «***» по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что ФИО1 при обращении с заявлением был нарушен п.17 административного регламента, а именно к заявлению не были приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, схема границ части земель или земельного участка на кадастровом плане территорий, на которых планируется размещение объекта, с границами описанными в системе координат, применяемой при введении Единого государственного реестра недвижимости, на электронном носителе в системе ГИС ИнГое (IDF), поэтому на основании п.19 административного регламента у администрации имелись основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Считает, что нарушение срока оказания муниципальной услуги не является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст.46 Конституции РФ и ст.218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя. При этом, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

В соответствии с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление №1300), принятым в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, утвержден прилагаемый перечень видов объектов, к которым, в частности, относятся проезды и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.12).

Постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 №59/570 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление ***), принятым в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, утвержден порядок и условия размещения указанных объектов.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области от 24.04.2018 №422 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области» (далее – постановление №422), на основании, в том числе, постановления №1300, постановления №59/570, утвержден административный регламент, которым определены сроки, стандарты и последовательность действий (административных процедур) администрации по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

Из пункта 2.1 Постановления №59/570 следует, что размещение объекта на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - земельные участки) на территории Кировской области осуществляется на основании разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - разрешение). Разрешение выдается на срок планируемого размещения объекта, указанный в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута (далее - заявление), но не более чем на 3 года, за исключением размещения объектов, необходимых для пользования недрами, согласно приложению №1.

Пунктом 2.5 Постановления №59/570 и пп. 2, 3 п.17 Административного регламента (постановление №422), предусмотрено, что к заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя или представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; схема границ части земельного участка или земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объекта, с границами, описанными в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, на бумажном носителе, а также на электронном носителе в формате ГИС ИнГео (IDF).

Пунктом 2.10 Постановления №59/570 предусмотрено, что решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения при наличии оснований, указанных в п.2.11 настоящих Порядка и условий, принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (за исключением случаев размещения объектов, связанных с предпринимательской деятельностью, а также в случае, указанном в абз.2 п.2.10 настоящих Порядка и условий). Указанный срок рассмотрения заявления предусмотрен и п.15 Административного регламента.

В соответствии с п.2.11 Постановления №59/570, если заявление подано с нарушением требований, установленных п.п. 2.4 - 2.6 настоящих Порядка и условий, то это является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта.

Пунктом 19 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в частности, то, что заявление подано с нарушением требований, установленных п.17 настоящего Административного регламента, за исключением случая, предусмотренного п.2.9 Порядка и условий, утвержденных постановлением №59/570.

Как установлено в судебном заседании, ***ФИО1, являясь собственником земельного участка *** по адресу: ***, обратилась в администрацию МО «***» с заявлением о выдаче разрешения на предоставление территории для въезда на участок со стороны ***, указав срок на который запрашивается разрешение (10лет). Соответствующие документы к заявлению, а именно: копию документа, удостоверяющего личность, схему границ земель на кадастровом плате территории на электронном носителе в форме ГИС ИнГео (IDF), не приложила.

Как следует из материалов дела, заявление подано ФИО1 в муниципальный орган для размещения объекта (проезда, подъездной дороги) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без предоставления данного земельного участка и установления сервитута.

Таким образом, правоотношения сторон регулируются п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ, Постановлением №1300, Постановлением №59/570 и административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным Постановлением №422.

Поскольку заявление ФИО1 не соответствовало вышеуказанным требованиям (не представлен документ, удостоверяющий личность и схемы границ земель на кадастровом плате территории, на котором планируется размещение объекта на электронном носителе в форме ГИС ИнГео (IDF), Постановлением №1062 от 02.10.2018 Сыкчиной С.И. было отказано в выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельного участка и установлении сервитута. Указанные обстоятельства, административным истцом по существу не оспорены. Более того, непредоставление с заявлением в муниципальный орган схемы границ земель на кадастровом плате территории на электронном носителе в форме ГИС ИнГео (IDF) подтверждено самим административным истцом.

Утверждения административного истца о необходимости применения к рассматриваемым отношениям Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2014 года №1244 «Об утверждении правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» отклоняется судом, как необоснованный. Правила, утвержденные данным постановлением, регулируют порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных п.1 ст.39.34 Земельного кодекса РФ (а именно: проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции; осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии; сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока). ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка в указанных целях не обращалась.

Довод административного истца о предоставлении в течении 3-х дней копии документа, удостоверяющего личность, не подтвержден в установленном порядке достаточными и достоверными доказательствами. Показания свидетеля ФИО4 о передаче административному ответчику копии паспорта ФИО1 не подтверждаются материалами дела.

Неправильное указание заявителем срока, на который запрашивается разрешение, в силу вышеуказанных правовых норм, не является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги. Вместе с тем, наличие указанного обстоятельства в оспариваемом постановлении, при установлении несоответствия заявления п.2.5 Постановления №59/570 и пп. 2, 3 п.17 Административного регламента (постановление №422), не свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении заявленной муниципальной услуги в целом.

Нарушение срока вынесения решения об отказе предоставления муниципальной услуги на 2 рабочих дня при вышеуказанных обстоятельствах и отсутствием доказательств нарушения этим прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным основанием для признания постановления №*** незаконным.

Более того, постановлением администрации *** от *** разрешение на размещение объекта «спортивная детская площадка» на срок 3 года на земельном участке в кадастровом квартале *** выдано ФИО5

Возражения административного истца о невозможности размещения на данном земельном участке спортивной детской площадки не имеют правового значения, поскольку согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Шишкин

Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2019.