ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-375/19 от 22.05.2019 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Красный Яр 22 мая 2019 г.

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Илларионовой А.М.,

при секретаре Бекешевой С.И.,

с участием: ст. помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Муратовой З.М.,

административного истца Кошмухамедова Р.М.,

представителя административного истца – Кисаровой Д.Р., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя административного ответчика – Султановой А.К., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-375/2019 по административному исковому заявлению Кошмухамедова <> к Совету муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о признании Решения Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении досрочно полномочий главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в связи с утратой доверия незаконным и отмене указанного решения,

УСТАНОВИЛ:

Кошмухамедов Р.М. обратился в суд с административным иском к Совету муниципального образования «Сеитовский сельсовет» (далее Совет МО «Сеитовский сельсовет») о признании незаконными отмене Решения о прекращении досрочно полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет».

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Решением Совета МО «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены его полномочия как главы МО «Сеитовский сельсовет», в связи с утратой доверия согласно ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данное решение он считает незаконным и необоснованным, поскольку во исполнение ст. 4.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он, как законопослушное должностное лицо, ДД.ММ.ГГГГ. предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ в службу безопасности и противодействия коррупции <>. При проверке соблюдения требования антикоррупционного законодательства прокуратурой Красноярского района Астраханской области установлено, что, кроме него и депутата Совета МО «Сеитовский сельсовет» Жукова, которыми предоставлены сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с нарушением срока в 2 дня в связи с праздничными днями, из 8 депутатов Совета МО «Сеитовский сельсовет» 5 депутатов вообще не предоставили в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ. указанные сведения.

ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Красноярского района Астраханской области в адрес председателя Совета МО «Сеитовский сельсовет» направлено информационное письмо с настоятельной рекомендацией о необходимости принятия меры к инициированию депутатами процедуры досрочного прекращения полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет», в связи с пропуском на 2 дня срока подачи справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении его полномочий депутаты пришли к выводу о преждевременном инициировании удаления главы МО и не поддержали инициативу трех депутатов.

ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ на заседаниях Совета МО «Сеитовский сельсовет» при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет» он объяснял, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являлись нерабочими праздничными днями, первым рабочим днем после майских праздников являлся день ДД.ММ.ГГГГ., тогда он и обратился в службу безопасности и противодействия коррупции Астраханской области с предоставлением сведений.

Однако прокуратурой Красноярского района вынесено представление об устранении нарушений только в отношении главы МО «Сеитовский сельсовет».

ДД.ММ.ГГГГ депутаты Совета МО «Сеитовский сельсовет», сами нарушившие требования соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приняли незаконное решение о прекращении полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет».

Данное обстоятельство считает вопиющей несправедливостью по отношению к нему и полагает, что требования Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», «О противодействии коррупции» не нарушал, все требования законодательства о соблюдении ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральными законами, своевременно соблюдал, необходимые сведения о доходах подал в установленный срок, таким образом, незаконно был досрочно освобожден от занимаемой должности. Просит признать незаконным Решение Совета МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в связи с утратой доверия и отменить указанное решение.

Административный истец Кошмухамедов Р.М. и его представитель Кисарова Д.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить. Представитель административного истца дополнительно пояснила, что статьей Устава МО «Сеитовский сельсовет» предусмотрены основания для удаления главы муниципального образования в отставку, одним из которых является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Тогда как срок 30 апреля установлен статьей 12.4 Закона Астраханской области от 28 мая 2008 г. № 23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области», который не относится к федеральным законам. Кроме того, по мнению представителя, была нарушена сама процедура удаления Кошмухамедова Р.М. в отставку, а именно: Кошмухамедов Р.М. не был уведомлен о заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» на ДД.ММ.ГГГГ., также, в нарушение Регламента Совета МО «Сеитовский сельсовет», не были уведомлены избиратели о проведении заседания Совета, поскольку заседание Совета было открытым, на нем имели право присутствовать жители муниципального образования, которыми избирался Кошмухамедов Р.М., и представители средств массовой информации. Кроме того, по повестке дня, сформированной в соответствии с положениями статьи 14 Регламента, председателем Совета выносится постановление, которое обнародуется не позднее, чем за 3 дня до заседания Совета. Данная процедура соблюдена не была.

Представитель административного ответчика Султанова А.К. в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск, считает Решение Совета МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Сетовский сельсовет», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица, с административными исковыми требованиями ознакомлены, решение по данному вопросу оставляют на усмотрение суда. В связи с чем, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Осовская Л.Н. пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она была избрана председателем Совета МО «Сеитовский сельсовет». ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Совета МО «Сеитовский сельсовет» поступило представление прокурора об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции, о государственной регистрации юридических лиц, в котором прокурор указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что главой МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедовым Р.М. справка о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ представлена специалисту по кадровой работе администрации МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ., то есть с нарушением установленного срока, в связи с чем, было предложено вынести данный вопрос на повестку заседания Совета. ДД.ММ.ГГГГ шестью депутатами Совета была выдвинута инициатива об удалении главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» в отставку, оформленная в виде обращения в представительный орган. Данное обращение вместе с проектом решения Совета об удалении главы в отставку было направлено главе МО «Сеитовский сельсовет» и Врио Губернатора Астраханской области с ее личной электронной почты. После получения мнения Губернатора, ДД.ММ.ГГГГ вновь было собрано заседание Совета МО, однако, рассмотрение вопроса об удалении главы в отставку разрешен не был. На данном заседании было принято решение об отложении рассмотрения указанного вопроса на заседание Совета ДД.ММ.ГГГГ Кошмухамедов Р.М. на данном заседании Совета, как и на всех остальных, присутствовал, об отложении вопроса на ДД.ММ.ГГГГ знал. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ она лично сдала сотруднику администрации МО «Сеитовский сельсовет» письменное уведомление на имя главы МО «Сеитовский сельсовет», поскольку самого главы на рабочем месте не было. Сотрудник администрации проставила штамп входящей корреспонденции на данном уведомлении. Население официально о проведении заседания Совета и о его повестке она не извещала, поскольку люди об этом знали от своих депутатов и из разговоров между собой. Желающих присутствовать на Совете не было. ДД.ММ.ГГГГ депутаты поддержали инициативу об удалении главы муниципального образования в отставку и единогласно приняли решение об удалении главы МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в отставку. Помощник прокурора, приглашенная на заседание Совета, участия в голосовании не принимала. После чего, ДД.ММ.ГГГГ данное решение было опубликовано на официальном сайте МО «Сеитовский сельсовет» и в газете «Красноярский вестник».

Выслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля, заключение прокурора, находящего административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пп.1 п.2 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно п. 4.1 приведенной статьи глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случаях установленных законом.

Удаление главы муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

В соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Пунктом 4 части 2 данной статьи в качестве основания для удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрено несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 2 статьи 79 Устава муниципального образования «Сеитовский сельсовет».

Порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку определен частями 3 - 16 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (часть 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (часть 9).

Судом установлено, что на основании Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, постановления избирательной комиссии муниципального образования «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет», статьи Устава МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедов Р.М. вступил в должность главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» с ДД.ММ.ГГГГ

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Кошмухамедовым Р.М. подана справка о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию МО «Сеитовский сельсовет».

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красноярского района Астраханской области в адрес главы МО «Сеитовский сельсовет» и председателя Совета МО «Сеитовский сельсовет» направлено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции, о государственной регистрации юридических лиц, в котором прокурор указал, что в результате проверки, проведенной на основании информации Губернатора Астраханской области, установлено, что главой МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедовым Р.М. справка о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ представлена специалисту по кадровой работе администрации МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ., то есть с нарушением установленного срока, и требовал безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений.

Из письма прокурора Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ., направленного в адрес председателя Совета МО «Сеитовский сельсовет», следует, что при рассмотрении представления на заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» необходимо рассмотреть также вопрос об ответственности главы МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. и депутатов, которыми в службу безопасности и противодействия коррупции Астраханской области не представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ, включая вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных лиц в связи с утратой доверия.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красноярского района Астраханской области в адрес председателя Совета МО «Сеитовский сельсовет» направлено письмо, в котором прокурор предлагает вернуться к рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ на ближайшем заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» и рассмотреть вопрос об инициировании процедуры удаления главы МО «Сеитовский сельсовет» в отставку в соответствии с требованиями ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ за неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

В связи с чем, на повестку дня заседания Совета МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ пунктом 6 был поставлен вопрос рассмотрения представления об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции, о государственной регистрации юридических лиц, включая вопрос о досрочном прекращении полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в связи с утратой доверия. Решение по данному вопросу было отложено для соблюдения соответствующей процедуры.

В соответствии с частями 2, 3 ст.20 Устава муниципального образования «Сеитовский сельсовет» численность депутатов Совета муниципального образования составляет 10 человек. Совет сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Аналогичное положение закреплено и частью 1 ст.4 гл.2 Регламента Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» и главой 3 Положения о Совете муниципального образования «Сеитовский сельсовет».

Совет МО «Сеитовский сельсовет» является представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Сеитовский сельсовет»).

Согласно Уставу муниципального образования «Сеитовский сельсовет» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае утраты доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п. 16 ч. 2 ст. 16 Устава).

К полномочиям Совета муниципального образования относится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (п. 10 ч. 1 ст. 22 Устава).

Совет муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов Совета муниципального образования или по инициативе Губернатора Астраханской области. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

На повестку дня заседания Совета МО Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ вновь был поставлен вопрос рассмотрения представления об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции, о государственной регистрации юридических лиц, включая вопрос о досрочном прекращении полномочий главы МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в связи с утратой доверия. На данном заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» шестью депутатами, проголосовавшими за инициирование процедуры удаления главы МО «Сеитовский сельсовет» в отставку в соответствии с требованиями ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, подписано и направлено в Совет для рассмотрения соответствующее обращение.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в Совет МО «Сеитовский сельсовет» поступило обращение об удалении Главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в отставку в связи с утратой доверия, подписанное шестью депутатами, что составляет не менее 1/3 от установленной численности депутатов Совета. Основанием для выдвижения данной инициативы явилось неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: непредставление в службу безопасности и противодействия коррупции Астраханской области в установленный законом срок сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ. К данному обращению прилагался проект решения Совета МО «Сеитовский сельсовет» об удалении главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Р.М. Кошмухамедова в отставку.

Уведомление о выдвижении данной инициативы с приложением обращения депутатов об отставке главы муниципального образования и проекта решения Совета направлено главе муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедову Р.М. и Врио Губернатора Астраханской области Морозову С.П. ДД.ММ.ГГГГ (первый рабочий день, следующий за днем внесения обращения в представительный орган муниципального образования) по электронной почте.

Рассмотрев обращение Совета МО «Сеитовский сельсовет», Врио Губернатора Астраханской области в своем ответе на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ. сообщил об отсутствии возражений против удаления главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в отставку и освобождения от должности в связи с утратой доверия.

ДД.ММ.ГГГГ Совет МО «Сеитовский сельсовет» на своем заседании решение вопроса об удалении главы МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. отложил на ДД.ММ.ГГГГ

22 апреля 2019 г. на очередном заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» присутствовало восемь из десяти избранных депутатов; за удаление главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» в отставку депутаты проголосовали единогласно. Согласно ст. 30 Регламента Совета МО «Сеитовский сельсовет» никаких возражений от депутатов по данному вопросу не поступало.

Вопрос о форме голосования являлся предметом обсуждения на заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ. За открытое голосование были поданы голоса 5 депутатов из 8 присутствующих.

По результатам заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении досрочно полномочий главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М., удалении его в отставку в связи с утратой доверия в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За принятие оспариваемого решения по итогам открытого голосования проголосовали единогласно 8 депутатов, то есть более 2/3 от установленной численности Совета МО «Сеитовский сельсовет (10 депутатов), в связи с чем, оспариваемое решение применительно к положениям ч.8 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ч.8 ст. 79 Устава является принятым.

Согласно ч.13 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

- заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

- предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (часть 14).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (часть 15).

Анализ исследуемых доказательств свидетельствует о том, что требования ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительным органом соблюдены. Кошмухамедов Р.М. был своевременно уведомлен о дате и времени заседания Совета МО «Сеитовский сельсовет», что подтверждается сопроводительным письмом и входящим штампом администрации МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ о получении уведомления. Данный факт подтвердила в судебном заседании допрошенная свидетель Осовская Л.Н. о вручении секретарю администрации МО «Сеитовский сельсовет» указанного уведомления. Наличие штампа свидетельствует о регистрации данного уведомления в журнале входящей корреспонденции администрации МО «Сеитовский сельсовет». Кроме того, на заседании Совета МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедов Р.М. присутствовал лично, на данном заседании Совета было озвучено об отложении принятия решения по вопросу о досрочном прекращении его полномочий на ДД.ММ.ГГГГ Заседание Совета проходило в открытом режиме. Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля Осовской Л.Н., допрошенной в судебном заседании. Не доверять показаниям указанного свидетеля суд не находит оснований, в связи с чем, признает ее показания достоверными и правдивыми. Указание в уведомлении на срок представления в письменном виде особого мнения до ДД.ММ.ГГГГ суд расценивает как техническую ошибку, поскольку в судебном заседании установлена подача данного уведомления в администрацию МО «Сеитовский сельсовет» ДД.ММ.ГГГГ

Также судом установлено, и административным истцом не оспаривается, что Кошмухамедов Р.М. знал о повестке заседания Совета МО об удалении его в отставку, поскольку данный вопрос на заседаниях Совета обсуждался ранее неоднократно, на заседании Совета ДД.ММ.ГГГГ он присутствовал лично, о его позднем уведомлении не заявил, об отложении заседания Совета и предоставлении ему времени для подготовки к заседанию, Кошмухамедов Р.М. не попросил. В связи с чем, суд считает установленным факт того, что Кошмухамедов Р.М. был заблаговременно извещен о дате заседания Совета на ДД.ММ.ГГГГ., и у него было достаточно времени для подготовки к данному заседанию Совета. Выразить особое мнение по данному решению Кошмухамедов Р.М. не пожелал, письменных возражений относительно указанного вопроса от него в представительный орган не поступило.

Доводы административного истца о том, что он не пропустил установленный законом срок для предоставления сведений о доходах, так как ДД.ММ.ГГГГ. являлся выходным днем, в связи с чем, он предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. в администрацию МО «Сеитовский сельсовет», суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Поскольку, как пояснил в судебном заседании административный истец, до ДД.ММ.ГГГГ попыток предоставить сведения о доходах он не предпринимал, в принятии указанных сведений до ДД.ММ.ГГГГ. ему не было отказано, доказательств отказа в принятии данных сведений о доходах ДД.ММ.ГГГГ. службой безопасности и противодействия коррупции Астраханской области суду не представлено.

Доводы представителя административного истца о том, что у Совета МО «Сеитовский сельсовет» не имелось оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, поскольку статьей Устава МО «Сеитовский сельсовет» одним из оснований для удаления главы в отставку предусмотрено несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Тогда как срок подачи сведений о доходах – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, установлен Законом Астраханской области, не являющимся федеральным законом, суд также находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4.2. ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Законом Астраханской области от 13 июля 2017 г. № 35/2017-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области» Закон Астраханской области от 28 мая 2008 г. № 23/2008-ОЗ «О противодействии коррупции в Астраханской области» (далее – Закон АО) дополнен статьей 12.4, в соответствии с которой граждане, замещающие муниципальные должности, если иное не установлено федеральным законодательством, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют Губернатору Астраханской области.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанными лицами на бумажном носителе по форме, установленной федеральным законодательством, подаются в уполномоченный Правительством Астраханской области исполнительный орган государственной власти Астраханской области. При этом, уточненные сведения представляются в течение 30 календарных дней со дня их представления.

Постановлением Правительства Астраханской области от 16 октября 2017 г. № 384-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 22 октября 2014 г. № 469-П» полномочиями по приему сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемым лицами, замещающими муниципальные должности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также осуществление по решению Губернатора Астраханской области проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, наделена служба безопасности и противодействия коррупции Астраханской области.

Такой порядок также утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации в форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Факты нарушения пунктов 4, 7 статьи 11, пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 статьи 12, пункта 8 статьи 14, статьи 20 Регламента Совета МО «Сеитовский сельсовет» в части проведения заседания Совета, порядка посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Совета, порядка формирования повестки заседания Советом и процедуры открытого голосования не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Судом установлено, что о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета, о времени и месте его предстоящих заседаний Председатель Совета извещает население, то есть доводит до сведения избирателей, путем извещения депутатов Совета, поскольку в соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ депутат – это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения. Статьей 31 Регламента Совета МО «Сеитовский сельсовет» предусмотрено, что депутат поддерживает постоянную связь с избирателями, информирует их о работе Совета, участвует в организации исполнения решений Совета. Как следует из пояснений свидетеля Осовской Л.Н., допрошенной в судебном заседании, желающих присутствовать на заседании из числа жителей муниципального образования, не имелось. Кроме того, пунктом 2 статьи 12 Регламента установлено право, а не обязанность жителей муниципального образования присутствовать на открытых заседаниях Совета.

Представитель административного истца заявляет о том, что заседание Совета ДД.ММ.ГГГГ проходило в закрытой форме, тогда как по этому поводу депутаты не голосовали, это нарушило права Кошмухамедова Р.М. на участие в заседании Совета, на высказывание своего мнения. Данный факт не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку из протокола заседания Совета МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ не следует о проведении данного заседания в закрытом режиме. Кроме того, Кошмухамедов Р.М., лично присутствуя на заседании, выступил с пояснением по вопросу представления им справок о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. И только в целях проведения голосования по вопросам повестки из зала заседания были удалены приглашенные лица, во избежание вмешательства со стороны указанных лиц в процедуру голосования депутатов.

Факт вмешательства в работу Совета приглашенным помощником прокурора Красноярского района Астраханской области судом не установлен, доказательств обратного стороной административного истца не представлено. Приглашенному помощнику прокурора было предоставлено слово для выступления в рамках внесенного представления, в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Регламента.

Постановление Председателя Совета по повестке дня на заседание Совета ДД.ММ.ГГГГ. не выносилось и не обнародовалось, поскольку вопрос удаления главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» в отставку был на повестку поставлен не впервые, о данном вопросе, поставленном на повестку, было известно и депутатам Совета, и Кошмухамедову Р.М., что подтверждено в судебном заседании административным истцом. Кроме того, наличие либо отсутствие данного постановления не влияет на принятие решения депутатами по самой сути поставленного вопроса.

Фактов, свидетельствующих о нарушении процедуры голосования, в судебном заседании не установлено, данный факт подтверждается как протоколом заседания Совета МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ так и показаниями свидетеля Осовской Л.Н., допрошенной в судебном заседании.

Доводы административного истца о заинтересованности и давлении со стороны прокуратуры Красноярского района Астраханской области на Совет МО «Муниципального образования» с целью принятия им оспариваемого решения суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что основанием для внесения представления прокурором Красноярского района Астраханской области в орган местного самоуправления послужило непредставление Кошмухамедовым Р.М. в уполномоченный Правительством Астраханской области исполнительный орган государственной власти Астраханской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ. Однако мера прокурорского реагирования сама по себе не является мерой принуждения для представительного органа по рассмотрению вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку. Прокуратура района уведомила представительный орган о несоблюдении административным истцом обязанности, установленной законом. Совет МО «Сеитовский сельсовет, приняв во внимание установленный факт, самостоятельно инициировал процедуру удаления главы муниципального образования в отставку, оформив его в виде обращения, поддержанного шестью депутатами. В связи с чем, факт оказания давления на представительный орган со стороны прокуратуры Красноярского района Астраханской области в судебном заседании не установлен.

Суд не принимает во внимание доводы административного истца об отсутствии прокурорского реагирования в отношении депутатов МО «Сеитовский сельсовет», не выполнивших обязательства, установленные в сфере противодействия коррупции, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.

В соответствии с ч.9 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ решение Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» от 22 апреля 2019 г. об удалении главы муниципального образования в отставку подписано председателем представительного органа муниципального образования.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным ввиду нарушения процедуры и оснований его принятия.

Оспариваемое решение соответствует общеправовому принципу правовой определенности, поскольку содержит указание на правовое основание удаления главы муниципального образования в отставку и прекращения его полномочий, сведения о процессуальных основаниях для его принятия.

Фактические обстоятельства, явившиеся основанием для принятия оспариваемого решения, изложены непосредственно в обращении от ДД.ММ.ГГГГ., ссылка на которое имеется в оспариваемом решении.

При этом Кошмухамедов Р.М. был ознакомлен с ним, а неопределенный круг лиц имел и имеет возможность ознакомиться с ним на официальном сайте МО «Сеитовский сельсовет» и в газете «Красноярский вестник», где оно было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в установленные ч.15 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ сроки.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд находит оспариваемое решение соразмерным характеру допущенных административным истцом нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности решения Совета МО «Сеитовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ которое было вынесено при наличии к тому правовых и фактических оснований, с соблюдением предписанных правовыми актами процедур, в связи с чем, совокупность установленных п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Кошмухамедова Расула Мансуровича к Совету муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о признании Решения Совета муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении досрочно полномочий главы муниципального образования «Сеитовский сельсовет» Кошмухамедова Р.М. в связи с утратой доверия незаконным и отмене указанного решения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2019 г.

Судья А.М. Илларионова