Дело № 2а-375/2019 12 февраля 2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Волковой Т.В.,
при секретаре Власенко Н.С.,
с участием представителя административного истца Крылова О.В.,
представителя административного ответчика и административного соответчика Паскова А.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Стародумовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2019 г. в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области административное дело по административному иску Регионального отраслевого объединения работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» к прокуратуре г. Магадана, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным представления и его отмене в части,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отраслевое объединение работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» (далее - РООР «Магадан», Объединение) обратилось в Магаданский городской суд c административным исковым заявлением к прокуратуре города Магадана о признании незаконным представления № 3903ж-2018 от 14 ноября 2018 г. и его отмене в части.
Указав в обоснование, что 14 ноября 2018 г. прокуратурой города Магадана внесено РООР «Магадан» представление с требованием о приведении учредительных документов Объединения в соответствие с требованиями гражданского законодательства, отмене Правил организации совместной работы и участия представителей Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан» в работе квалификационных комиссий по приёму квалификационного экзамена от 12 февраля 2018 г., а также о дополнении наименования Объединения одним из слов: союз, ассоциация, партнёрство.
С представлением в части отмены Правил организации совместной работы и участия представителей Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан» в работе квалификационных комиссий по приёму квалификационного экзамена от 12 февраля 2018 г. Объединение согласилось и признало обоснованным, 11 декабря 2018 г. названные Правила были отменены.
Однако, с требованием о необходимости приведения учредительных документов Объединения в соответствие с требованиями гражданского законодательства и дополнении наименования Объединения одним из слов: союз, ассоциация, партнёрство не согласно, так как норма части 1 статьи 10.2 Федерального закона «Об объединениях работодателей» не является императивной и не предусматривает обязательного исполнения, а лишь предоставляет такое право по желанию учредителей.
При учреждении РООР «Магадан» в наименовании указан вид объединения работодателей – региональное отраслевое объединение работодателей.
Просило суд признать незаконным представление № 3903ж-2018 от 14 ноября 2018 г. и отменить его в части «привести учредительные документы РООР «Магадан» в соответствии с требованиями гражданского законодательства», внести изменения в учредительные документы РООР «Магадан», дополнить его наименование одним из слов: союз, ассоциация, партнерство.
Протокольным определением Магаданского городского суда от 23 января 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена заместитель прокурор г. Магадана Марголина Т.Н., в качестве административного соответчика прокуратура Магаданской области.
В судебное заседание не явилась заинтересованное лицо заместитель прокурора г. Магадана Марголина Т.Н., извещена надлежащим образом о месте и времени его проведения.
Суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения представителя административного истца, представителей административного ответчика и административного соответчика, представителя заинтересованного лица, определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.
Представители административного ответчика и административного соответчика, представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований. Пояснили, что Федеральным законом «О некоммерческих организациях» прямо предусмотрено указание в наименовании слов «ассоциация» или «союз».
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика и административного соответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах в виде ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».
Данный Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз".
В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 156-ФЗ от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности.
Объединения работодателей самостоятельно определяют программу своей деятельности, в том числе предусматривают своими программами и уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.
Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об объединениях работодателей» предусмотрено, что объединение работодателей создается на основании решения его учредителей в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», настоящим Федеральным законом.
Наименование объединения работодателей должно содержать указание на вид объединения работодателей в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. В наименование объединения работодателей могут включаться в том числе слова "союз", "ассоциация", "партнерство" (п. 1 ст. 10.2 Федерального закона «Об объединениях работодателей»).
Исходя из приведенных положений закона, учитывая, что в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» обязателен к применению, в том числе в отношении объединения работодателей, то указание в наименовании объединения слов «ассоциация» или «союз» обязательно.
Согласно пункту 1.2. Устава Региональное отраслевое объединение работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» является некоммерческой организацией, основанной на членстве работодателей (физических и юридических лиц), созданной на добровольной основе для достижения и реализации целей и задач, определённых Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом.
Пунктом 1.5 Устава определено, что полное наименование объединения на русском языке: Региональное отраслевое объединение работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области.
Таким образом, в наименовании Регионального отраслевого объединения работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» отсутствуют слово «ассоциация» или «союз», что противоречит пункту 5 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В связи с этим требования прокуратуры г. Магадана внести изменения в учредительные документы Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан», дополнив его наименование одним словом из слов: союз или ассоциация, являются законными и обоснованными.
При этом суд принимает во внимание, что в представлении прокуратуры г. Магадана отсутствует какое-либо требование о включении в наименование административного истца слово «партнерство».
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При недоказанности хотя бы одного из названных условий исковое заявление не может быть удовлетворено.
Таким образом, поскольку нарушения норм Федерального закона № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и Федерального закона № 156 от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» при предъявлении прокуратурой города Магадана в пределах предоставленных ей полномочий требований о приведении учредительных документов Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан» путём внесения соответствующих изменений, не установлено, а равно не выявлено нарушения каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным представления № 3903ж-2018 от 14 ноября 2018 г. и его отмене в части: «привести учредительные документы Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан» в соответствие с требованиями гражданского законодательства», внести изменения в учредительные документы Регионального отраслевого объединения работодателей «Магадан», дополнить его наименование одним словом из слов: союз, ассоциация, партнёрство.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Региональному отраслевому объединению работодателей «Координационный центр руководителей охранных структур Магаданской области» в удовлетворении административных исковых требований к прокуратуре г. Магадана, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным представления № 3903ж-2018 от 14 ноября 2018 г. и его отмене в части: «привести учредительные документы РООР «Магадан» в соответствие с требованиями гражданского законодательства», внести изменения в учредительные документы РООР «Магадан», дополнить его наименование одним словом из слов: союз, ассоциация, партнёрство.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме с учётом выходных дней - 18 февраля 2019 г.
Судья Т.В. Волкова