ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-375/2022 от 27.04.2022 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-375/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новокузнецк 27 апреля 2022 года

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:

Председательствующего: Шарониной А.А.,

при секретаре Булавиной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Региональной общественной организации охраны окружающей среды и исконной среды обитания коренных народов Кемеровской области-Кузбасса «Комитет экологии» «Комитет по экологии» к администрации Новокузнецкого муниципального района, о признании бездействий незаконными, обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по проекту технического задания на разработку материалов – не состоявшими и отмене из результатов

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация охраны окружающей среды и исконной среды обитания коренных народов Кемеровской области-Кузбасса «Комитет экологии» «Комитет по экологии» обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Новокузнецкого муниципального района, с учетом уточненных ДД.ММ.ГГГГ исковых требований, о признании бездействий незаконными, выразившиеся в пропуске установленного пунктом 5.7 Постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, «Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности по объектам экологической экспертизы на территории Новокузнецкого муниципального района» десятидневного срока подписания протокола, не привлечении представителей граждан к подписанию протокола общественных обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» и отсутствию надлежащего контроля за внесением заказчиком в протокол общественных обсуждений по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ предмета разногласий между общественностью и заказчиком; а также признании общественных обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» несостоявшимися и отмене результатов общественных обсуждений.

Требования мотивированы тем, что на сайте администрации Правительства Кузбасса, АО «Ленгидропроект» совместно с администрациями Крапивинского, Прокопьевского муниципальных образований, Новокузнецкого и Беловского муниципальных районов в июле 2021 была размещена информация о начале процедуры общественных обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>». Заказчиком намечаемой деятельности является ООО «Малые ГЭС Ставрополья и КЧР» - дочернее общество ПАО «РусГидро», генеральным проектировщиком - АО «Ленгидропроект», ответственными за организацию общественных обсуждений в Кузбассе объявлены: администрация Крапивинского муниципального округа. Администрация Новокузнецкого муниципального района, администрация Беловского муниципального района и администрация Прокопьевского муниципального района. Ответственным за организацию проведения общественных обсуждений был назначен начальник отдела по вопросам экологии администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО2. В настоящее время общественные обсуждения в формате представления замечаний и предложений по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» завершены, техническое задание утверждено. При этом, администрацией Новокузнецкого муниципального района нарушен установленный порядок общественных обсуждений, а именно п. 5.7 Постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности по объектам экологической экспертизы на территории Новокузнецкого муниципального района», поскольку протокол общественных обсуждений подписывается в том числе представителями граждан, в течение десяти рабочих дней после дня проведения общественных обсуждений. Последним днём подачи замечаний и предложений было воскресенье ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, протокол должен был быть подписан не позднее пятницы, ДД.ММ.ГГГГ Однако протокол подписывался ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Новокузнецкого муниципального района в <адрес>, что следует из видеозаписи прямого эфира, размещённой президентом РОО «Комитет по экологии» ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 54 мин. в группе <данные изъяты> социальной сети «Вконтакте». При этом из размещенной видеозаписи следует, что «представитель общественности» ФИО3 на встрече, посвящённой подписанию протокола общественных обсуждений, в администрации Новокузнецкого муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, не присутствовал, подпись рядом с фамилией ФИО17 была проставлена заранее, при этом документ с уже проставленной подписью ФИО3 не был прошит, а был прошит ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации. Иных подписей в протоколе, кроме подписи ФИО3, перед началом встречи ДД.ММ.ГГГГ не стояло.

ФИО3 указан в протоколе как представитель общественности. Действительно, ФИО16 еннадьевич является представителем научной общественности, учёным Кемеровского государственного университета, экспертом, занимавшимся вопросом строительства Крапивинской ГЭС еще со времён СССР. Однако ФИО3 является жителем <адрес> - муниципального образования, крупного города в нижнем бьефе проектируемой ГЭС, который заказчик не уведомил о намечаемой деятельности. Общественные обсуждения, о которых идёт речь, проходили на территории юга Кемеровской области, Новокузнецкого муниципального района, частично подпадающего под затопление планируемой ГЭС. ДД.ММ.ГГГГ утратило силу Положение об ОВОС от ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», которым признан не подлежащим применению приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации". В соответствии с п.3 Приказа, требования настоящего Приказа не распространяются на материалы оценки воздействия на окружающую среду, общественные обсуждения которых проведены до ДД.ММ.ГГГГ Отсутствие в протоколе подписей кого-либо из представителей граждан Новокузнецкого муниципального района, на территории которого проходили общественные обсуждения, является прямым нарушением п. 5.7 Постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и п.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об экологической экспертизе". Гр. ФИО4 являлась представителем 403 жителей <адрес><адрес>, частично попадающим под затопление в связи со строительством Крапивинской ГЭС, подавших замечания и предложения по поводу строительства Крапивинского водохранилища, о чём главе Новокузнецкого муниципального района ФИО5 было подано обращение вх. от ДД.ММ.ГГГГ с подписями граждан, а также поручение от указанных граждан представлять их интересы в администрации Новокузнецкого муниципального района при подаче замечаний и предложений. Замечания и предложения были приняты и отражены в приложении к протоколу, при этом ни ФИО4, ни любой другой представитель граждан не были приглашены организатором общественных обсуждений для подписания протокола общественных обсуждений.

ДД.ММ.ГГГГ президентом РОО «Комитет по экологии» ФИО7 заказчику на электронный адрес отдела экологии администрации Новокузнецкого муниципального района, а также на адрес АО «Ленгидропроект» были направлены замечания и предложения на проект технического задания, а также направлено ходатайство об ознакомлении с протоколом общественных обсуждений и об участии в подписании протокола, на что отдел экологии ответил ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту ФИО7 с адреса АО «Ленгидропроект» был направлен проект протокола общественных обсуждений. Перед отправкой заместитель главного инженера ФИО6 позвонил ФИО7 и предложил подать свои замечания на протокол. ФИО7ДД.ММ.ГГГГ ответным письмом в адрес АО «Ленгидропроект» с копией в адрес отдела экологии администрации Новокузнецкого муниципального района <данные изъяты> подал замечания к протоколу, в которых в том числе на последней странице было указано, что среди подписантов в проекте протоколе отсутствуют граждане-жители Новокузнецкого муниципального района, «чьи дома попадают в зону подтопления». Повторно замечания были направлены ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Новокузнецкого муниципального района, организатор общественных обсуждений, на территории которой ДД.ММ.ГГГГ подписывался протокол, допустила невнесение в протокол обсуждений в число подписантов ни одного из представителей граждан.

При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду.

Неотражение в протоколе общественных обсуждений разногласий между мнением заказчика и общественности со стороны заказчика при отсутствии должного контроля администрации Новокузнецкого муниципального района, повлекло за собой и утверждение проекта технического задания при отсутствии должной проработки разногласий с общественностью.Так, согласно приложенной ведомости ответов заказчика на замечания и предложения, под пунктом 20 приводятся замечания к техническому заданию, поданные президентом РОО «Комитет по экологии» ФИО7 В своих замечаниях РОО «Комитет по экологии» просит внести в техническое задание варианты отказа от намечаемой деятельности, имея в виду в том числе консервацию начатой стройки Крапивинской ГЭС. Заказчик отвечает о заложении в ТЗ двух заведомо нецелесообразных вариантов отказа от намечаемой деятельности: ликвидации Крапивинской ГЭС и оставления объекта в неизменном состоянии. Разногласия по указанному и другим важнейшим замечаниям и предложениям не были отражены в протоколе общественных обсуждений, а потому не были учтены при утверждении технического задания (ТЗ) и в дальнейшем при разработке предварительных материалов ОВОС. Также руководителем Томской региональной общественной организации «Оберег» ФИО8, которые не были включены в протокол общественных обсуждений. Поскольку ответчиком нарушены права неопределенного круга граждан Новокузнецкого муниципального района, в суд подано настоящее административное исковое заявление.

Представитель административного истца- Региональной общественной организации охраны окружающей среды и исконной среды обитания коренных народов Кемеровской области-Кузбасса «Комитет экологии» «Комитет по экологии» ФИО7 уточненные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика- администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО9 исковые требования не признала. суду пояснила, что на администрацию была возложена обязанность только по организации слушаний, извещению жителей о из проведении, срок предоставления возражений и разногласий, был установлен срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны ответчика все было выполнено. Все поступившие замечания и несогласия, были рассмотрены и зафиксированы в протоколе слушаний. Несогласие истца с протоколом и техническим заданием, не может являться основанием для признания бездействий незаконными. Кроме того, истец не обладает правом на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку истцу, как общественной организацией положением Кодекса административного судопроизводства РФ такое право не предоставлено.

Представитель заинтересованного лица администрации ФИО10

Представители заинтересованного лица АО «Ленгидропроект» ФИО11, ФИО12 полагали заявленные требования необоснованными.

Представители заинтересованных лиц ООО «Малые ГЭС Ставрополья и КЧР», ПАО «РусГидро» в судебное заседание не явились- о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Частью 2 ст.218 КАС РФ, в случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации закрепляет права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Данная конституционная обязанность распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что предполагает их ответственность за состояние экологии.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75 Закона об охране окружающей среды).

Одними из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении в том числе хозяйственной деятельности, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

При этом отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Статья 3 данного Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.

Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1421-О-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1146-О).

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия установлены, в частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закона об основах общественного контроля), в соответствии с пунктом 1 статьи 24 которого под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 Закона об основах общественного контроля).

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Закона об основах общественного контроля).

Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.4)

Пунктом 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372 (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду, установлено, что оно обеспечивается заказчиком и является неотъемлемой частью процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с ФИО1 законодательством.

Из нормативных положений названного Положения следует, что оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду, ОВОС) - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий (абзац второй пункта 1.1 Положения).

К числу основных принципов оценки воздействия на окружающую среду относится обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с ФИО1 законодательством.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (пункт 4.9 Положения).

Согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Таким образом, из анализа приведенных положений законодательства следует, что организатор информирует в кратком виде через официальные издания об общих характеристиках намечаемой деятельности, ее названии, целях и месторасположении, наименовании и адресе заказчика; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; доводит до сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения, разъясняет форму представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; вся иная (детальная) информация предоставляется заказчиком; на последнем лежит обязанность по ее предоставлению, а также задача обеспечить проведение общественного обсуждения и участие в них общественности.

При этом на органы местного самоуправления или соответствующие органы государственной власти при организации общественного обсуждения по заявлению инициатора (заказчика) не возложены полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициатора общественного обсуждения.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

В соответствии с абз. 2 пункта 4.9 Приказа Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола. Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Новокузнецкого муниципального района поступило обращение АО «Ленгидропроект» о проведении общественных обсуждений по ТЗ на ОВОС Крапивинской ГЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеуказанного заявления администрацией Новокузнецкого муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении общественных обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по объекту государственной экологической экспертизы проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» (далее Постановление ), включая предварительную оценку воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>», в котором указаны: сроки проведения общественных обсуждений в форме представления замечаний и предложений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; адреса размещения для ознакомления заинтересованных лиц проекта технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>», включая предварительную оценку воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес> и иная информация, необходимая для проведения процедуры общественных обсуждений.

Пунктом 2 Постановления АО «Ленгидропроект» рекомендовано вести прием замечаний и предложений от граждан и общественных организаций в зданиях: администрации Терсинского сельского поселения, администрации Новокузнецкого муниципального района, по адресу электронной почты <данные изъяты> на сайте Администрации Правительства Кузбасса. При этом АО «Ленгидропроект» обеспечивает проведение общественных обсуждений с составлением протокола, в котором четко фиксирует основные вопросы обсуждений (пункт 2.11 Постановления ).

Информация о проведении общественных обсуждений была размещена на федеральном уровне - газета «Транспорт России» от ДД.ММ.ГГГГ; на региональном уровне - областная газета «Кузбасс» от ДД.ММ.ГГГГ; на муниципальном уровне - Новокузнецкая <адрес> газета «Сельские вести» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлен Протокол общественных обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по объекту государственной экологической экспертизы проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» (далее Постановление ), включая предварительную оценку воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>.

Согласно указанных выше пунктов Приказа участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с ФИО1 законодательством.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Приказа . Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

Пунктом 2 Постановления АО «Ленгидропроект» рекомендовано вести прием замечаний и предложений от граждан и общественных организаций в зданиях: администрации Терсинского сельского поселения, администрации Новокузнецкого муниципального района, по адресу электронной почты eco.anmr@mail.ru. на сайте Администрации Правительства Кузбасса. При этом АО «Ленгидропроект» обеспечивает проведение общественных обсуждений с составлением протокола, в котором четко фиксирует основные вопросы обсуждений (пункт 2.11 Постановления ).

В соответствии с абз. 2 пункта 4.9 Приказа Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола. Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 5.7 Постановления , согласно которому протокол общественных обсуждений подписывается представителями администрации Новокузнецкого муниципального района, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика в течение десяти рабочих дней после дня проведения общественных обсуждений.

Как следует из Протокола общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, в общественных обсуждениях приняли участие: жители и представители общественности Новокузнецкого муниципального района, <адрес>, а также <адрес> и других населенных пунктов региона, представители администрации МО «Новокузнецкий муниципальный район», ООО «Малые ГЭС Ставрополья и КЧР» (дочернее общество ПАО «РусГидро»), АО «Ленгидропроект»; свои замечания и предложения представили: Региональное отделение Общероссийского народного фронта в Кемеровской области-Кузбассе, РОО «Комитет экологии» президент ФИО7, всего приняли участие более 500 человек.

Данный протокол был подписан: председателем общественных обсуждений, начальником отдела по вопросам экологии администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО2, заместителем главного инженера АО «Ленгидропроект» ФИО6; руководителем Общественного экологического совета при администрации района ФИО13, представителем общественности- ФИО3.

В данном протоколе зафиксированы основные вопросы обсуждения, а также поступившие разногласия и предложения, приобщенные к материалам гражданского дела.

Поступившие замечания и предложения к проекту Технического задания на разработку материалов «оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» отражены в Журнале замечаний и предложений в рамках процедуры общественных обсуждений.

Протокол с прилагаемыми копиями Журналов учета замечаний и предложений по проекту Технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» (Приложения 1 и 2) и Ведомость учета замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности в ходе проведения общественных обсуждений (приложение 3) являются неотъемлемой частью материалов Оценки воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>.

Организатором общественного обсуждения являлся административный ответчик- администрация Новокузнецкого муниципального района, заказчиком – АО «Ленгидропроект».

Таким образом, исследованными выше доказательствами установлено, что административный истец о проведении общественного обсуждения был извещен и принял в нем непосредственное участие, выступление участников по существу поставленного вопроса отражено в протоколе, подготовленном по его итогам.

Протокол подписан уполномоченным организатором лицом, а также представителем заказчика, Общественного экологического совета и представителем общественности. При этом, ФИО14 как представитель Региональной организации «Комитет по экологии» отказался от подписания протокола, что не оспаривал и в судебном заседании

В протоколе отражены основные вопросы обсуждения и зафиксирован предмет разногласий между общественностью и заказчиком, а также существо принятого решения о необходимости учета поступивших замечаний и предложений участников общественного обсуждения для целей их надлежащей оценки в рамках экологической экспертизы, одним из этапов которой как раз и является информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета; содержание протокола доведено до сведения общественности и заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленный порядок организации администрацией Новокузнецкого муниципального района и проведения общественного обсуждения нельзя полагать нарушенным; общественное обсуждение в целом проведено в соответствии с действующим законодательством, без нарушения процедуры его организации, проведения и оформления результатов.

Само по себе наличие у административного истца замечаний к протоколу и несогласие с намечаемой хозяйственной деятельностью не означает, что проведенное административным ответчиком общественное обсуждение в форме общественных слушаний может быть признано несостоявшимся.

Действующим законодательством специально предусмотрена возможность участия общественности, в том числе административного истца в публичных слушаниях, в ходе которых возможно высказать свое мнение и предлагать свои замечания, которые заносятся в соответствующий протокол и входят в пакет документов, направляемых на государственную экологическую экспертизу.

Таким образом, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения, а не отдельного, имеющего индивидуальный характер.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 931-О-О, процедура выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, не является формой осуществления власти населением, но предоставляет каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ, а решение, принятое на публичных слушаниях, имеет рекомендательный характер.

Как рекомендации участников публичных слушаний, так и протокол публичных слушаний сами по себе не могут нарушать чьих-либо прав и интересов, поскольку не влекут каких-либо юридических последствий.

Протокол общественного обсуждения представляет собой процессуальный документ, внесение сведений в который регламентировано законом; составленный по результатам слушаний протокол стенограммой выступлений участников не является, как уже указывалось выше, он фиксирует основные вопросы обсуждения и предмет разногласий для целей оценки мнений и выработки рекомендаций по общественно значимому вопросу.

Ограничений права административного истца на участие в общественном обсуждении, на представление предложений и замечаний судами по делу не установлено; административный ответчик довел до сведения общественности предусмотренную вышеуказанным Положением информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения; административный истец не был лишен возможности ознакомиться с материалами, касающимися вопроса, выносимого на общественное обсуждение, в том числе с техническим заданием, которое было размещено в свободном доступе, приняли непосредственное участие в обсуждении, их замечания отражены в протоколе.

Фактически доводы административного истца в ходе рассмотрения дела сводились к заявлению о неполноте (недостоверности) материалов по оценке воздействия на окружающую среду по указанному объекту, относительно высказанных в процессе проведения общественного обсуждения замечаний и предложений, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью и заказчиком, и, как следствие, об их негодности для целей экологической экспертизы.

Оснований согласиться в данными выводами истца, суд не находит, поскольку проверка намечаемой хозяйственной деятельности юридических лиц, в частности, с точки зрения ее воздействия на окружающую среду, оценка материалов проводится исключительно в рамках экологической экспертизы. При этом в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Административным истцом заявлены требования о признании бездействий администрации Новокузнецкого муниципального района в лице начальника отдела по вопросам экологии, ответственного за организацию и проведение общественных обсуждений, по отсутствию надлежащего контроля за внесением заказчиком в протокол общественных обсуждений по проекту технического задания на разработку материалов «Оценка воздействия на окружающую среду завершения строительства Крапивинской ГЭС на <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ предмета разногласий между общественностью и заказчиком.

Однако, действующим законодательством, регламентирующим проведение общественных обсуждений, контроль органа местного самоуправления за составлением и внесением заказчиком в протокол общественных обсуждений предмета разногласий между общественностью и заказчиком не предусмотрен.

Постановлением (пункт 3) установлено, что начальник отдела по вопросам экологии администрации Новокузнецкого муниципального района назначен ответственным за организацию проведения общественных обсуждений.

Под организацией проведения общественных обсуждений, в рамках исполнения Постановления , понимаются действия, направленные на подготовку нормативного правового акта о проведении общественных обсуждений, на создание условий и технического обеспечения проведения общественных обсуждений.

В соответствии с Постановлением общественные обсуждения были назначены в форме представления замечаний и предложений. Все замечания и предложения, которые поступали в период проведения общественных обсуждений, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены АО «Ленгидропроект», что подтверждается приложениями к протоколу общественных обсуждений.

В отношении не привлечения представителей граждан к подписанию протокола общественных обсуждений суд учитывает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность по подписанию протокола общественных обсуждений всеми лицами, предоставившими замечания в период проведения общественных обсуждений.

Кроме того, при разрешении исковых требований Региональной организации, суд учитывает следующее.

Как указано в уточненном исковом заявлении Региональной общественной организации, истец указывает на нарушение прав неопределенного круга лиц Новокузнецкого муниципального района, на которых намечаемая деятельность может оказать воздействие в результате противоправного бездействия административных ответчиков, а также неопределенный круг представителей общественности, в том числе ранее проявившей интерес к обсуждению достройки Крапивинской ГЭС, был лишен права на информированность о проведенных общественных обсуждениях относительно намечаемой деятельности, которая в случае реализации окажет воздействие на территории их проживания.

Из вышеуказанного абзаца следует, что Региональная общественная организация охраны окружающей среды и исконной среды обитания коренных народов Кемеровской области — Кузбасса «Комитет по экологии» обратилась в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.40 КАС РФ, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Частью 3 ст.40 КАС РФ предусмотрено, что Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (пункт 2 статьи 218 КАС РФ).

Под общественной организацией понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрен исчерпывающий перечень прав общественного объединения, к которым относятся: свободно распространять информацию о своей деятельности, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на обращение Региональной общественной организации в суд за защитой прав неопределенного круга лиц вышеназванной нормой не предусмотрено, что по мнению суд свидетельствует о недоказанности нарушение прав административного истца, и на необоснованность заявленных истцом требований, и как следствие влечет отказ в их удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Региональной общественной организации охраны окружающей среды и исконной среды обитания коренных народов Кемеровской области-Кузбасса «Комитет экологии» «Комитет по экологии» к администрации Новокузнецкого муниципального района о признании бездействий в пропуске установленного срока подписания протокола, не привлечении представителей граждан к подписанию протокола незаконными, по отсутствию надлежащего контроля по внесению предмета разногласий, обсуждений (в форме представления замечаний и предложений) по проекту технического задания на разработку материалов – не состоявшими и отмене их результатов- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.А.Шаронина