Дело 2а-531/2022 (2а-3767/202)
91RS0019-01-2021-007137-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сердюк И.В.,
при секретаре судебного заседания Самохине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе административное дело по административному исковому заявлению Рыбиной Виктории Викторовны к Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района, заинтересованное лицо: Совет министров Республики Крым о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Рыбина Виктория Викторовна в декабре 2021 года обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района, главе Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что 25 августа 2021 года административным истцом в адрес Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района было заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. 06 сентября 2021 года Администрацией Широковского сельского поселения Симферопольского района истцу выдан ответ, которым отказывает административному истцу в предоставлении земельного участка, который получен истцом нарочно 08.09.2021. Отказ мотивирован тем, что заявителем пропущен срок на подачу заявления для предоставления земельного участка в собственность.
Административный истец считает отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы административного истца, что и послужило основанием для обращения с данным иском в суд.
Протокольным определением от 14 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет министров Республики Крым.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила, заявлений об отложении дела слушанием не подавала, ранее предоставлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Морозов Н.Б. требования административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик: Администрация Широковского сельского поселения Симферопольского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, заявлений об отложении дела слушанием не подавал. За подписью Председателя Широковского сельского поселения – главы Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района Е.А. Зотова поступило ходатайство о рассмотрении дела без представителя Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района.
Административный ответчик: глава Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района, не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, заявлений об отложении дела слушанием не подавал.
Заинтересованное лицо: Совет министров Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, заявлений об отложении дела слушанием не подавал.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся участников процесса, учитывая их надлежащее извещение.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (бездействия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Статьей 15 Земельного кодекса определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
Как установлено судом, решением 7 сессии 6 созыва Широковского сельского совета Симферопольского района от 27 декабря 2011 года гр. Рыбиной В.В. разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка площадью 0,12 га по <адрес> для строительства жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Рыбина В.В. обратилась к Главе Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением, подписанным 25 августа 2021 года о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ФИО4, <адрес>, кад. № (л.д.14-16).
Письмом, оформленным на бланке Широковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, подписанным заместителем главы Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района В.Н. Пынив, Администрация Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым проинформировала Рыбину В.В. о том, что Администрация Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, учитывая дату подачи заявления не имеет возможности предоставить земельный участок в порядке завершения оформления прав, поскольку заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленной статьей 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», может быть подано не позднее 1 января 2021 года.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и соответствующие им правоотношения, суд считает, что законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным отказа не имеется.
Доводы представителя истца о том, что заявление подано в соответствии с требованиями действующего Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав на завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования», которым предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, не содержащий основания, указанного в ответе Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации имеет важное практическое значение.
Все нормативные акты можно разделить на: закон, подзаконные акты, международные законы
Под законом понимается нормативный правовой акт, принятый законодательным органом или в порядке референдума, проведенного в установленном процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, издаваемый компетентным органом на основе и во исполнение закона, для конкретизации и развития его положений.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, закон имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативно-правовому акуту органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 06.09.2021 №449 Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Требования об обязании Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Рыбиной В.В. о предоставлении земельного участка являются производными от основного требования – признании незаконным отказа и, следовательно, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Рыбиной Виктории Викторовны к Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Широковского сельского поселения Симферопольского района, заинтересованное лицо: Совет министров Республики Крым о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым.
Судья И.В. Сердюк
Мотивированное решение составлено и подписано 11 января 2022 года