16RS0046-01-2022-006706-34
Дело №2а-3769/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2022 года г. Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,
при секретаре З. Р. Сафиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, заместителю министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики ФИО6 ФИО1 о признании незаконным решения ... от ... об отказе в передаче в собственность земельного участка и понуждении передать земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ
Р.Р. ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании незаконным решения ... от ... об отказе в передаче в собственность земельного участка.
В обоснование административного искового заявления указано, что в соответствии с договором аренды земельного участка ... от ... Р.Р. ФИО2 в аренду передан земельный участок площадью 390 кв.м с кадастровым номером ....
На данном земельном участке имеется принадлежащее Р.Р. ФИО2 на праве собственности сооружение для эксплуатации индивидуального жилого дома (подземный резервуар для хранения воды). Арендуемый участок примыкает к участку с кадастровым номером 16:50:290202:319, на котором расположен индивидуальный жилой дом, также принадлежащий Р.Р.ФИО2 на праве собственности. Подземный резервуар для хранения воды используется в процессе жизнедеятельности проживающих в индивидуальном жилом доме членов семьи административного истца.
Подземный резервуар для хранения воды поставлен на кадастровый учет в качестве объекта недвижимости, ему присвоен кадастровый ..., зарегистрировано право собственности.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ..., утвержденных решением Казанской городской Думы от ......, земельный участок с кадастровым номером ... расположи в зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1). Таким образом, размещение объекта для эксплуатации индивидуального жилого дома на арендуемом земельном участке соответствует видам разрешенного использования данного земельного участка.
Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ Р.Р. ФИО2, как собственнику сооружения, принадлежит исключительное право на приобретение занимаемого данным сооружением земельного участка в собственность.
... Р.Р. ФИО2 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РТ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в собственность.
Письмом от ... исх.... административный ответчик отказал в предоставлении земельного участка.
В качестве оснований для отказа указаны следующие обстоятельства:
с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1 ст.39.16 ЗК РФ);
разрешенное использование земельного участка не соответствует целям
использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14 ст.39.16 ЗК РФ).
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок, является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п.6 ст.39.16 ЗК РФ).
Отказ в предоставлении земельного участка считает необоснованным, незаконным, нарушающим права Р.Р. ФИО2 по следующим причинам:
Согласно ч.6 ст.39.20 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, считает, что он, как собственник расположенного на земельном участке сооружения, имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.
Следовательно, основание для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренное п.1 ст.39.16 ЗК РФ, применено административным ответчиком незаконно.
Для обоснования вывода об отсутствии у ФИО2 P.P. права на приобретение земельного участка без проведения торгов административный ответчик привел примеры судебной практики о том, что наличие только вспомогательных объектов на земельном участке не влечет возникновения права на приобретение земельного участка в собственность. При этом, данная судебная практика не имеет никакого отношения к запрашиваемому земельному участку, использование которого осуществляется исключительно для личных нужд гражданина.
Ссылка на судебную практику при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка противоречит действующему законодательству, а также нормативным документам, регламентирующим деятельность Министерства земельных и имущественных отношений РТ.
Такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, как наличие судебной практики по тому или иному вопросу, Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Приведенная Административным ответчиком правовая позиция (наличие вспомогательного объекта недвижимости не дает права на приобретение земельного участка в собственность) законодательно не закреплена: ЗК РФ не содержит положений о том, что если сооружение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, является вспомогательным, то в предоставлении земельного участка следует отказать.
Регламентирующий документ - «Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, в аренду или в собственность физическим или юридическим лицам - собственникам объектов недвижимости» (в редакции приказа Министерства земельных и имущественных отношений РТ от ......-пр) также не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как вспомогательный статус расположенного на нем объекта недвижимости.
Согласно письму ФИО3 архитектуры и градостроительства Исполкома ... от ......-ИСХ-ОГ/10000 земельный участок с кадастровым номером ... согласно Правил землепользования и застройки ... расположен в зоне индивидуальной и блокированной жилой застройки (Ж1). Данная зона позволяет размещать объекты индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями п.6-9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, являющимися составной частью Правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Таким образом, цель использования земельного участка - под сооружение для эксплуатации индивидуального жилого дома - соответствует разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка.
Обоснование отказа в предоставлении земельного участка несоответствием разрешенного использования земельного участка целям, указанным в заявлении, противоречит фактическим обстоятельствам и, следовательно, является незаконным.
Частью 5 ст.27 ЗК РФ установлено, какие земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.
Запрашиваемый земельный участок не соответствует критериям, позволяющими отнести его к ограниченным в обороте.
Ссылка на п.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» о том, что приватизации не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, не имеет отношения к рассматриваемому земельному участку, поскольку он не относится к землям общего пользования: не занят площадями, улицами, проездами и т.п.
Таким образом, данное основание для отказа в предоставлении участка также является незаконным.
На основании изложенного, считает, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным.
Просит признать решение от ... исх.... об отказе в передаче земельного участка в собственность незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель министра земельных и имущественных отношений Республики ФИО6 ФИО1.
Административный истец извещен, в судебное заседание не явился
В судебном заседании ФИО3 административного истца ФИО11 административный иск поддержала в полном объёме.
ФИО3 административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики ФИО7 ФИО5 с административным иском не согласился, считая, что заявление Р.Р. ФИО2 было рассмотрено в установленном законом порядке. Просил в удовлетворении иска отказать.
ФИО3 по РТ – ФИО8 разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Административный ответчик - заместитель министра земельных и имущественных отношений Республики ФИО6 ФИО1 извещен, в суд не явился.
Заинтересованное лицо – ФИО9 в удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав пояснения ФИО3 административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из представленных в судебное заседание материалов дела следует, что Р.Р. ФИО2 на основании договора аренды ... от ... передан земельный участок площадью 390 кв.м. с кадастровым номером ....
На указанном земельном участке Р.Р. ФИО2 выстроено сооружение для эксплуатации индивидуального жилого дома (подземный резервуар для хранения воды). Согласно выписке из ФИО4 на указанный объект – вспомогательное сооружение для эксплуатации индивидуального жилого дома (подземный резервуар для хранения воды), ... зарегистрировано право собственности за Р.Р. ФИО2.
... Р.Р. ФИО2 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РТ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 390 кв.м, расположенного по адресу: ... в собственность.
Решением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ... исх.... в предоставлении вышеуказанного земельного участка на праве собственности отказано.
В качестве оснований для отказа указаны следующие обстоятельства:
с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1 ст.39.16 ЗК РФ);
разрешенное использование земельного участка не соответствует целям
использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14 ст.39.16 ЗК РФ).
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок, является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п.6 ст.39.16 ЗК РФ).
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, суд не может согласиться с вынесенным решением ввиду его не мотивированности, что исключает один из основополагающих принципов его принятия – законности.
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от ... N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).
На испрашиваемом Р.Р. ФИО2 земельном участке расположен объект недвижимости - вспомогательное сооружение для эксплуатации индивидуального жилого дома, на которое за последним в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности. Указанное право на сегодняшний день ни кем не оспорено, не отменено, доказательств обратного суду не представлено. Ссылка в оспариваемом решении на наличие судебной практики, не поименовано в законе в качестве основания для отказа в приобретении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
Суд считает, что в данном случае административный ответчик обязан был привести конкретные ссылки на положения нормативных актов, не ограничиваясь ссылками на судебную практику и пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, которая по сути является бланкетной нормой.
Суд также находит необоснованным и недоказанным факт использования земельного участка не соответствующим целям использования такого земельного участка. В оспариваемом решении и в ходе судебного заседания соответствующих доказательств не представлено, выездов на указанный земельный участок с составлением актов осмотра до принятия решения не осуществлено. Кроме того, договор аренды земельного участка ... от ... сроком действия по ... арендодателем - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по основанию существенного нарушения арендатором условий заключенной сделки, в установленном порядке не оспорен. При указанных обстоятельствах, ссылку в оспариваемом решении на пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ, как основание для отказа в приобретении земельного участка без проведения торгов, суд считает не мотивированным.
Согласно частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое решение, а также соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на лицо, принявшее оспариваемое решение.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение об отказе в предоставлении Р.Р. ФИО2 на праве собственности спорного земельного участка нельзя признать законным и обоснованным, поскольку отказ административного ответчика не содержит мотивированного ответа по всем указанным основаниям невозможности предоставления земельного участка административному истцу, с учетом того, что на спорном земельном участке находится нежилое строение, принадлежащее на праве собственности административному истцу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан решение ... от ... об отказе в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером ....
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем возложения обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Д.И. Гадыршин
Решение06.06.2022